Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (ОО "Познавательное развитие") в подготовительной к школе группе.
Составила конспект и провела занятие воспитатель Конкина Т.В.
Цель: совершенствовать умение количественного и порядкового счета в пределах 10, составлять число 10 из двух меньших чисел, формировать навыки ориентировки на листе.
Задачи:
«Познавательное развитие»:
Уточнять представления о количественном и порядковом счете в пределах 10.
Совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших чисел.
Закреплять умение соотносить число с цифрой.
Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги. Развивать концентрацию внимания.
«Физическое развитие» сохранять правильную осанку, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
«Социально-коммуникативное развитие» воспитывать желание помочь другим, закреплять навыки математических действий, формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказать правильный ответ.
«Речевое развитие» совершенствовать умение отвечать предложениями, активизировать словарь детей: количественный счет, порядковый счет, число, цифра, состав числа, фасоль.
«Художественно-эстетическое развитие» правильно держать карандаш, писать красиво цифры.
Форма организации: подгруппа детей
Категория возраста: дети 6-7 лет.
Дидактический наглядный материал: Демонстрационный материал: «чудесный мешочек», «посылка» от Незнайки, игрушки, цифры, на доске многоэтажный «домик» для числа 10, рисунок (схема), фасоль в коробочке.
Раздаточный материал: цифры от 1 до 10, листы бумаги с "домиками" состава числа 10, мешочки с фасолью, фломастеры.
Ход: Дети встают около воспитателя. Вы любите математику? Я тоже её люблю. Мы сейчас будем заниматься математикой. Но сначала выполним зарядку для ума. Готовы? Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
Зарядка для ума:
1. Сколько глаз у светофора? (3)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько пальцев на одной руке? (5)
4. Сколько солнышек на небе? (1)
5. Сколько ушей у двух кошек? (4)
6. Сколько пальцев на двух руках? (10)
7. Сколько в неделе выходных дней? (2)
8. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
- Молодцы. Зарядку для ума выполнили. Теперь вы все будете внимательными и сообразительными. Проходите за столы.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
- У меня чудесный мешочек. В нем лежат разные предметы. Хотите узнать, что в нем? Вот сейчас и узнаем; вы будете на ощупь определять предметы, называть их и выставлять на витрину.
- Сколько всего предметов на витрине? - 10?
- Какой цифрой обозначается число 10?
- Покажите карточку с такой цифрой. – 10.
- Из каких двух цифр состоит цифра 10? – 1 и 0
- Как вы узнали, что предметов 10? – посчитали
- Как называется счет, когда мы определяем, сколько предметов, отвечаем на вопрос «сколько»? – количественный.
- А хотите посчитать предметы по порядку, как надо считать (один или первый?)– считают.
- На каком месте по порядку (которая по счету) стоит морковка, цилиндр и т.д.? – на пятом месте, седьмая, первая, последняя и т.д.
- Что стоит на первом, пятом и т.д. месте?
- Как называется счет, когда мы определяем, на каком по порядку месте находится предмет или который по счету? – порядковый.
3. Дидактическая игра «Что изменилось?» - предметы меняются местами. Воспитатель поощряет внимание детей, ответы на вопросы предложениями.
- Молодцы. Вы были очень внимательными, поэтому справились с трудными заданиями. А теперь можно и отдохнуть.
Физкультминутка «С добрым утром!»
Десять, девять (хлопки в ладоши)
Восемь, семь (хлопки по коленям)
Шесть, пять (хлопки в ладоши)
Четыре, три (хлопки по коленям)
Два, один (хлопки в ладоши)
Мы с мячом играть хотим (прыжки на месте)
Только надо нам узнать (ходьба на месте)
Мяч кто будет догонять (приседание)
«Посылка от Незнайки»
- Незнайка прислал посылку. У него в этом году хороший урожай фасоли. Он хочет поделиться семенами фасоли со своими друзьями. Он хочет подарить своим друзьям по 10 штук фасоли. Незнайка разложил фасоль по мешочкам и просит нас проверить, правильно ли он посчитал семена фасоли. Давайте поможем Незнайке: посчитаем фасоль (раздаю мешочки, предлагаю открыть их, посчитать фасоль и записать цифрой, сколько штук фасоли в каждом мешочке).
- Сколько семян в мешочке у Насти, Иры и т.д.
- Что нужно сделать, чтобы семян стало 10? – добавить семена фасоли (предлагаю взять недостающую фасоль со стола воспитателя).
- Сколько семян взяла Вика, Андрей?
-Запишите, сколько семян вы добавили в мешочек, чтобы их получилось 10.
- Как составили число 10 Настя, Ярослав? (называют каждый свой вариант, записываю на доске)
- Правильно, молодцы! Помогли Незнайке. Его друзья будут довольны. Все вы составили число 10 по-разному, но все – правильно.
6. Игра «Что где находится»
- Ещё Незнайка прислал нам рисунок- схему и просит помочь разобраться, что где находится. Где находится подсолнух, дельфин, пенек, гриб, козленок? (в левом верхнем углу, в середине и т.д.), что находится в центре листа, в правом верхнем углу и т.д.) ?
- Завтра вечером мы с вами напишем ответ Незнайке и отправим ему посылку.
Итог:
- Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Какие задания показались наиболее сложными?
- Что больше всего понравилось Насте? Андрею?
- А мне больше всего понравилось, как вы сегодня были внимательными, все постарались выполнить трудные задания, активно работали. А теперь можно и отдохнуть.