Проект «Формирование правовой культуры обучающихся на основе применения технологии развития критического мышления»

4
0
Материал опубликован 13 February 2018 в группе

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВО»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Автор-разработчик: преподаватель

Самигуллина Элина Фаритовна

Уфа, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт педагогического проекта 3

1. Формирование правовой культуры обучающихся в механизме
правового образования (на примере формирования
эколого-правовой культуры) 7

1.1. Эколого-правовая культура как часть общей правовой культуры 7

1.2. Организации эколого-правового образования в образовательных
организациях: проблемы, пути решения 8

2. Теоретические основы применения технологии развития критического
мышления при формировании правовой культуры обучающихся 13

2.1 Целесообразность применения технологии развития критического мышления в образовательном процессе при формировании правовой культу ры обучающихся. 13

2.2. Обоснованность применения технологии развития критического
мышления при формировании правовой культуры обучающихся
в рамках реализации педагогического проекта 15

3 Формирование эколого-правовой культуры в образовательном процессе 18

3.1 Модель построения образовательного процесса на основе
применения технологии развития критического мышления
по формированию эколого - правовой культуры обучающихся,
как части общей культуры 18

3.2. Методические комментарии по использованию приемов
технологии развития критического мышления при изучении
раздела «Экологическое право» 19

3.3 Сочетание технологии развития критического мышления
с проектной технологией при изучении раздела
«Экологическое право» 32

4. Экспериментальная деятельность по определению эффективности
использования приемов технологии развития критического мышления 34

5. Выводы 38

Список литературы 40

Приложение А (рекомендуемое) Вопросы для проведения опроса 42

Приложение Б (рекомендуемое) Правовые ситуации для определния
уровня правовой компетентности 43

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1 Руководитель
проекта

Самигуллина Элина Фаритовна

Высшая квалификационная категория

2 Место работы

ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна

3 Преподаваемая дисциплина

Право

4 Название
проекта

«Формирование эколого-правовой культуры обучающихся на основе применения технологии развития критического мышления»

5 Стадия проекта

Стадия реализации

6 Проблема

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», акцентируется внимание на воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры обучающегося. В документе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) отмечена необходимость усиления правовых начал в поведении подрастающего поколения, формировании высокой правовой культуры, включая уровень правовой осведомленности и юридической грамотности, позитивного типа правосознания посредством реализации определенных направлений: правовое просвещение и правовое информирование граждан; развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня и т.д. Проведенные мною наблюдения в начале педагогической практики показали, что сформированность уровня правовой культуры обучающихся по дисциплине «Право» не соответствуют современным требованиям. Низкий уровень показателей объясняется тем, что традиционная методика преподавания и основные подходы к обучению в 9-10 классах не отвечают современным требованиям ФГОС СОО. Например, уровень развития социально-правовой грамотности и активности обучающихся предполагает сегодня их способность ориентироваться в динамично меняющейся реальной жизни общества. Таким образом, в связи с вышеуказанными обстоятельствами актуальность данной проблемы приобретает более глубокую значимость и становится одной из главных задач в преподавании дисциплины «Право» на основе требований ФГОС СПО. В условиях современного обучения преподавателю правовых дисциплин предоставляется возможность широкого выбора эффективных форм и методов работы, направленных на повышение уровня сформированности правовой культуры обучающихся. По нашим предположениям, возможность использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в сочетании с другими технологиями (проектной технологией), основанной на активизации и интенсификации познавательной деятельности обучающихся будет способствовать организации эффективного образовательного процесса и приобретения необходимых умений и навыков, развития личностных качеств обучающихся для успешной социализации в реальной жизни.

7 Срок проекта

2016 - 2019 гг.

 

8 Объект педагогического проекта

Образовательный процесс формирования эколого-правовой культуры обучающихся.

9 Предмет педагогического проекта

Приемы технологии развития критического мышления, необходимые в процессе формирования эколого-правовой культуры обучающихся.

10 Цель проекта

Определить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования эколого-правовой культуры обучающихся в образовательном процессе.

11 Основные
задачи проекта

1. Изучить методическую и педагогическую литературу по проблеме.

2. Определить эффективность использования приемов ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

3. Разработать методические комментарии по применению приемов технологии развития критического мышления для проведения интерактивных форм занятий в сочетании с проектной технологией.

12 Диапазон
проекта

Представление методических комментариев по применению приемов технологии развития критического мышления при изучении раздела «Экологическое право».

13 Целевая
аудитория

проекта

Обучающиеся 1-2 курсов всех специальностей.

14 Этапы разработки и реализации педагогического проекта

1 этап.
Подготовительный

Изучение научно-методической литературы по формированию эколого-правовой культуры и применению технологии развития критического мышления в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС.

2 этап.

Этап реализации

модели

Отбор эффективных приемов технологии развития критического мышления и разработка методических комментариев по их применению для изучения раздела «Экологическое право».

Проведение внеклассных мероприятий.

Представление опыта педагогическому сообществу в форме мастер-классов.

Промежуточный контроль за реализацией проекта.

Создание базы исследовательских и проектных работ обучающихся.

3 этап.

Рефлексивный

Оценка эффективности проекта; анализ достигнутых результатов.

Определение перспектив дальнейшего развития (охват других разделов дисциплины «Право»).

Обобщение, распространение педагогического опыта (публикации).

15 Планируемые результаты
проекта

- формирование умения работать в группе, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, распределять информацию по степени новизны и значимости, обобщать полученные знания;

- развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации, в том числе с нормативно-правовыми актами и использовать полученные знания на практике;

- формирование знаний об экологических правах и обязанностях, о правовом режиме природных объектов, системе правовых актов в области экологических правоотношений;

- формирование первоначальных практических навыков у обучающихся при решении правовых ситуаций по Экологическому праву;

- представление результатов реализации данного проекта при проведении мероприятий, мастер-классов.

Таким образом, модель использования приемов технологии развития критического мышления при формировании эколого-правовой культуры выводит с уровня усвоения полученных знаний к более высокому уровню – применению полученных знаний в нестандартных ситуациях – в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

16 Методы
оценки
результатов

При определении понятия «качество» мы опираемся на позицию В.А. Качалова: «качество в образовании – это уже не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что обучающиеся получают комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющее им внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом».

В нашей модели в качестве критериев оценивания системы показателей, определяющих уровень знаний, выступают:

- оценка степени правовой просвещенности обучающихся (опросники) (Приложение А);

- оценка уровня знаний обучающихся (тестирование и проектные работы);

- оценка умения решать обучающимися ситуационные задачи, применяя полученные знания с использованием нормативно-правовых актов (Приложение Б).

При условии системного использования приемов технологии развития критического мышления в сочетании с такими методами, как учебное исследование и проектирование, эффективность работы по организации непосредственно-образовательной деятельности по формированию социально-правовой активности значительно повышается.

17 Образовательная и методическая ценность педагогического проекта

Ценность педагогического проекта заключается в компетентностном и системном подходе к формированию правовой компетентности обучающихся с учетом субъектно-ориентированного обучения, с использованием приемов технологии развития критического мышления, которые повышают не только уровень правовой грамотности, но и уровень правовой активности обучающихся в рамках экологических правоотношений в дальнейшей жизни.

Проект имеет практическую направленность и нацелен на достижение качественных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Методическая ценность проекта заключается в создании модели формирования правовой культуры на основе применения технологии критического мышления в соответствии с требованиями ФГОС СПО в сочетании с инновационными формами и методами работы с обучающимися, формирующих в итоге конкурентоспособную социально-правовую личность.

18 Инновационность (оригинальность)
представленного проекта

Инновационность педагогического проекта заключается в том, что автором отражены проблемы, связанные с эколого-правовым просвещением обучающихся, предложен способ решения данной проблемы.

Новизна содержится в реализации форм и методов работы на основе поэтапного применения приемов ТРКМ, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности обучающихся, на каждой из стадий обучения используются соответствующие методические приемы. Также новизна проекта состоит в систематизации и интеграции приемов технологии развития критического мышления на основе компетентностного и системного подходов, основных принципов опережающего обучения. При оценке образовательных результатов устанавливается степень их соответствия «государственному» и «социальному» стандартам.

19 Практическая значимость педагогического проекта

Практическая значимость заключается в возможности использования данного педагогического проекта как инновационной разработки методических комментариев по применению приемов технологии развития критического мышления преподавателями по дисциплинам «Право», «Обществознание» образовательных организаций системы СПО; кураторами учебных групп; педагогами образовательных организаций системы СОО; классными руководителями.

Положения проекта могут служить теоретическим основанием для разработки авторских программ, методических рекомендаций. Предложенные интегративные формы и методы работы, критерии оценки качества образовательных результатов проекта применимы и эффективны в работе инновационных образовательных организаций, в практике реализации инновационных проектов.

Проект размещен на официальном сайте ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна для широкого ознакомления, а также на персональном сайте автора проекта (http://author.3dn.ru).

20 Опыт работы над проектом

Опыт работы над проблемой формирования правовой культуры обучающихся представлен в научных статьях автора, опубликованных по результатам международных научно-практических конференций:

1. Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в жизни современного общества» г. Тамбов 2013 год. Сборник научных трудов. Статья  «Причины, условия, факторы, детерминирующие проявление правового нигилизма среди несовершеннолетних  в российском обществе»

(Режим доступа: http://ucom.ru/doc/conf.2013.11.02.pdf).

2. Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в 21 веке» г. Тамбов 2013 год. Сборник научных трудов. Статья «Правовое образование: формирование правовой культуры молодёжи»

(Режим доступа: http://ucom.ru/doc/conf.2013.09.21.pdf).

3. IX Международная научно-практическая конференция «Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года» г. Новосибирск. Сборник научных трудов. Статья  «Использование технологии развития критического мышления на занятиях по дисциплине «Право»» (Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21350986).

21 Дальнейшая реализация
педагогического проекта

- реализация составляющих компонентов методической модели по формированию правовой культуры обучающихся на основе применения технологии развития критического мышления;

- вовлечение обучающихся в проектную, исследовательскую и творческую деятельность;

- распространение опыта работы в образовательных сообществах.

22 Ресурсное обеспечение
педагогического проекта

1. Интеллектуальные (человеческие) – преподаватель – предметник, куратор.

2. Материальные ресурсы – компьютерный кабинет, мультимедиа проектор.

3. Организационные ресурсы – структура управления группой, методы управления, принятые в колледже.

4. Технологические ресурсы – приемы технологии развития критического мышления.

5. Информационные и нормативно-правовые ресурсы - наличие Федерального закона «Об охране окружающей среде» в библиотеке колледжа, установка справочной системы Консультант Плюс в компьютерных кабинетах, доступ к электронной библиотеке IPR-books.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

(на примере формирования эколого-правовой культуры)

1.1. Эколого-правовая культура как
часть общей правовой культуры

В наиболее общем смысле правовая культура – это качественное состояние правовой жизни конкретного общества на данном этапе его развития. В современном социуме правовая культура «функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. Немаловажное значение при этом имеет, в частности, эколого-правовая культура.

Вместе с тем необходимо констатировать недостаточную проработку в российской юридической науке самого понятия «эколого-правовая культура, границы которого в ряде работ необоснованно размываются. Данный вид правовой культуры часто путают с экологической культурой, под которой следует понимать «культуру всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением и преобразованием природы». Безусловно, эколого-правовая культура, формируемая на основе только лишь норм экологического права, а не всего корпуса знаний об окружающей среде в целом, является более узким понятием, чем экологическая культура как таковая. Поэтому так важно понимать разницу между этими двумя понятиями.

Эколого-правовая культура включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:

– состояние эколого-правового сознания (знание эколого-правовых норм, их понимание, осознание необходимости их соблюдения);

– состояние природоохранительного законодательства (его совершенство по содержанию и форме, экологическая обоснованность, справедливость, отсутствие пробелов, адекватность регулируемым общественным отношениям);

– состояние законности и правопорядка в сфере охраны окружающей среды (реальность осуществления, соблюдение требований эколого-правовых норм);

– состояние правоприменительной деятельности суда, прокуратуры и других правоохранительных и специальных природоохранительных органов (знание и применение ими природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения, последовательность проведения принципа законности в деятельности государственных и общественных организаций, связанных с воздействием на природу);

– система эколого-правовых взглядов, представлений, мнений (о содержании природоохранительного законодательства, его совершенстве, обоснованности, справедливости, об эффективности правоприменительной деятельности в рассматриваемой сфере общественных отношений);

– уровень эколого-правового воспитания и образования.

Эколого-правовая культура является элементом общей правовой культуры в обществе, так как социальные действия всегда связаны с требованиями жизнедеятельности в окружающей среде.

1.2. Организация эколого-правового образования
в образовательных организациях: проблемы, пути решения

Решение на государственном уровне проблем, связанных с экологией, невозможно без понимания, как юридическими, так и физическими лицами жизненно опасных последствий экологических правонарушений, без адекватной оценки гражданами своих прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Естественно, в череде задач по предотвращению экологической катастрофы, стоящих перед современным обществом, на одно из первых мест выступает задача по воспитанию у граждан экологического правосознания.

Несмотря на то, что эколого – правовая культура является элементом правовой культуры, тем не менее, наряду с общими признаками, эколого-право-вой культуре присущи и отличительные черты и особенности. К их числу можно отнести: волепроявление к природе, ее процессам и явлениям; нормативность; правоустанавливаемость; восприятие, выражение и отражение в формах экологических знаний и оценок окружающей среды, в регулятивных возможностях природоресурсных и природоохранных юридических норм, в эффективности их применения, реализации прав и обязанностей субъектов природопользования и природоохранной деятельности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в качестве мер повышения экологической культуры населения, а вместе с ней и эколого-правовой культуры указывает на необходимость эколого-правового образования населения, включения в учебные планы общеобразовательных учреждений предметов по правовым основам экологических знаний.

То, что на первое место поставлена задача эколого - правового образования не случайно, так как это наиболее эффективный способ воздействия на разум людей через формирование у них системы знаний, умений и навыков в сфере взаимоотношений общества и природы. Сегодня правовое образование выступает важнейшим элементом формирования эколого-правовой культуры. В тоже время, целью эколого-правового образования, по нашему глубокому убеждению, должно являться вооружение населения не только естественнонаучными знаниями, но основами права.

Актуальность эколого-правового образования обусловлена, во-первых, тем, что кризисная ситуация в экономике и ориентация на рыночный путь развития вызывают одновременно интенсивное и экстенсивное ресурсопотребление, что в конечном счете ведет к расточительному использование природных ресурсов и чрезмерному антропогенному воздействию на окружающую среду. Именно поэтому у физических лиц, организующих и осуществляющих хозяйственную деятельность, должно быть сформировано экологическое правосознание, которое бы способствовало разумному и оптимальному сочетанию экологических и экономических интересов в такой деятельности. Во-вторых, несмотря на то, что повсеместно принимаются законы и иные нормативные акты, касающиеся использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, многие члены общества не владеют необходимыми эколого-правовыми знаниями и часто проявляют неосведомленность в проблемах природопользования и природоохранной деятельности. Отсюда низкий уровень эколого-правового сознания и как следствие – правовой нигилизм, а ведь именно он является основной формой деформации правосознания.

По общему мнению, преодолеть эколого-правовой нигилизм возможно только посредством кропотливой и планомерной работы по повышению как общей, так правовой культуры граждан и их правосознания. В тоже время необходима выработка гуманистической и эффективной государственной политики в области охраны окружающей среды, включающей совершенствование экологического законодательства, массовое просвещение и воспитание у обучающихся ответственного отношения к праву. Ясно одно – процесс это непростой и достаточно длительный.

Одним из реальных и эффективных способов формирования экологического правосознания является изучение Экологического права в образовательных организациях.

В образовательных организациях среднего профессионального образования предусмотрено изучение дисциплины «Право». В примерной программе общеобразовательной дисциплины «Право» (от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») предусмотрено примерное тематическое планирование с указанием отраслей права, которые преподаватель должен прописать в рабочей программе и в календарно-тематическом плане. Как видно из Таблицы 1, в примерной образовательной программе не предусмотрено изучение отрасли «Экологическое право».

Таблица 1

Вид учебной работы

Количество часов

Социально-экономический профиль

Аудиторные знания,

Содержание обучения

Профессии СПО

Специальности СПО

Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества

4

2

Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы

4

4

Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности

6

6

Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации

10

8

Правосудие и правоохранительные органы

8

6

Гражданское право. Организация предпринимательства в России

12

10

Защита прав потребителей

4

3

Правовое регулирование образовательной деятельности

4

3

Семейное право и наследственное право

10

10

Трудовое право

12

10

Административное право и административный процесс

10

8

Уголовное право и уголовный процесс

12

12

Международное право как основа взаимоотношений государств мира

4

3

Итого

100

85

Мы считаем целесообразным, дополнить примерную образовательную программу по дисциплине дополнительным разделом «Экологическое право». Рекомендуемое количество часов на данную дисциплину для специальностей и профессий СПО – 12 аудиторных часов.

Предлагаем, следующий тематический план изучения дисциплины, в котором часы на раздел «Экологическое право» отведены благодаря сокращению часов, выделенных на изучение других разделов.

Таблица 2

Вид учебной работы

Количество часов

Социально-экономический профиль

Аудиторные знания,

Содержание обучения

Профессии СПО

Специальности СПО

Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества

4

2

Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы

2

2

Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности

6

6

Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации

6

4

Правосудие и правоохранительные органы

6

4

Гражданское право. Организация предпринимательства в России

12

10

Защита прав потребителей

4

3

Правовое регулирование образовательной деятельности

4

3

Семейное право и наследственное право

8

8

Трудовое право

12

10

Административное право и административный процесс

10

8

Уголовное право и уголовный процесс

10

8

Экологическое право

12

12

Международное право как основа взаимоотношений государств мира

4

3

Итого

100

85

Если обратиться к примерной образовательной программе дисциплины «Обществознание» в рамках которой предусмотрено изучение раздела «Право», то тем по экологическому праву там тоже не прописано. Предусмотрено изучение следующих отраслей российского права: гражданское право, трудовое право, административное право, семейное право, уголовное право.

Таким образом, можно отметить, что эколого-правовому образованию обучающихся по ФГОС СПО не уделяется должного внимания.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1. Целесообразность применения технологии развития
критического мышления в образовательном процессе
при формировании правовой культуры обучающихся

Формирование правовой культуры и правовой воспитанности личности представляет собой двойственный процесс: накопление правовых знаний и превращение этой накопленной информации в личные убеждения. Процесс правового воспитания должен обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых, что включает в себя не только знание правовых норм и уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.

В правовом воспитании важно опираться на жизненные факты, близкие обучающимся, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний и одновременно избавляет обучающихся от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок. Необходимо сформировать у обучающихся представление о значимости законов в современном обществе, знания об основных документах, регулирующих права и обязанности граждан. Помочь осознать, что знание своих прав и умение их реализовывать помогает стать человеку более успешным в жизни, формировать ответственное поведение.

Посредством такого подхода обучающиеся осознают свою ответственность за совершаемые поступки, учатся уважать права других людей и пытаются решать конфликты в повседневной жизни.

Для реализации этой идеи важно выбрать методы работы, которые отвечают следующим требованиям:

1) позволят переживать ситуации в реализации своих прав и затруднений в пользовании правами;

2) побудят обучающихся задуматься над проблемами взаимоотношений между собой, а также между гражданами и государством;

3) позволят формулировать свое собственное мнение и свободно его высказывать; 

4) учить общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе:

Все эти требования очень хорошо выполняются при использовании приемов технологии критического мышления. Суть их состоит в том, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, востребован субъективный опыт обучающихся и формируется их личностная позиция. Изучение научно-методической литературы по обучению правовой культуре и применению технологии развития критического мышления в образовательном процессе в соответствие с требованиями ФГОС показали, что сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации обучащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С. Выготского, А.А. Ухтомского, А.С. Макаренко, И.П. Волкова, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой. Технология развития критического мышления привлекает тем, что:

1) может быть использована в различных предметных областях;

2) это универсальная «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями;

3) технология с четкой структурой, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов обучения и развития личности.

2.2. Обоснованность применения технологии развития
критического мышления при формировании правовой культуры
обучающихся в рамках реализации педагогического проекта

Чтобы правильно организовать процесс обучения необходимо разработать модель эффективного обучения правовой культуре на основе использования компонентов технологии развития критического мышления, каждый, из которых имеет свои цели и задачи, а также выбрать характерные приемы – методы, соответствующие каждому этапу и задачам реализации нашего проекта.

Первый этап работы - стадия вызова - «создание мотива к обучению».

Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа обучающегося с текстом, информацией, причем работа, направленная, осмысленная.

Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы обучающиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Если посмотреть на описанные выше три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны. Вместо «вызова» более привычно звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. Разница заключается в инновационном подходе к данной проблеме. Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления, мы достигаем следующих результатов:

изменение отношения обучающихся к дисциплине «Право»;

изменение у обучающихся осмысленного отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности;

изменение отношения обучающихся к индивидуальной, групповой и коллективной работе;

повышение уровня интеллектуальных способностей обучающихся;

формирование умения высказываться логично, задавать вопросы;

повышение правовой активности в образовательном процессе.

Поэтому нам необходимо выявить и определить, что нового несет каждый этап работы и сделать соответствующий выбор компонентов ТРКМ.

Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать обучающегося к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

На данном этапе, по нашему мнению, наиболее эффективно использовать такие формы и методы работы, как «Корзина идей», «Ассоциация», «Таблица «ЗХУ», «Верные и неверные утверждения», «Групповая дискуссия».

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия дает возможность обучающимся получить не только новую информацию, но и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе мы выбираем такие приемы, как: «Чтение текста с маркировкой по методу insert», «Лови ошибку», «Фишбоун», «Толстые и тонкие вопросы» и другие. Полученные результаты способствуют формированию нового стиля мышления обучающихся (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность), что вложено в основу формировании правовой активности и является одним из важных компонентов требований ФГОС.

Третья стадия – рефлексия. Эффективными результатами работы являются: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Для достижения эффективных результатов, по нашему мнению, целесообразно использовать такие приемы, как «Синквейн», «Попс», «Шесть шляп мышления», «Кубик».

Таким образом, мы определили содержание, компоненты и ожидаемые результаты в реализации нашего проекта с учетом принципов, составляющих основу педагогического проекта:

индивидуализация, дифференциация содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания;

принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;

принцип осознанности и творческой активности, направленный на саморазвитие обучающегося.

Использование приемов технологии развития критического мышления в тесной связи с интерактивными формами обучения способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогают испытать чувство взаимопонимания и собственной успешности.


 

3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

3.1. Модель построения образовательного процесса
на основе применения технологии развития
критического мышления для формирования
эколого-правовой культуры обучающихся
как части общей правовой культуры

При введении раздела «Экологическое право» в примерную образовательную программу, а затем и в рабочие программы, мы предлагаем следующую модель построения образовательного процесса с применением приемов технологии развития критического мышления. Модель рассчитана на 12 аудиторных часов, это составляет шесть учебных занятий.

При изучении раздела «Экологическое право» для усвоения знаний в этой сфере, а также для формирования первоначального практического опыта в экологических правоотношениях, мы рекомендуем использовать следующие интерактивные формы занятий:

ролевая игра;

деловая игра;

круглый стол;

викторина;

ученый совет;

дебаты.

Таблица 3


п\п

Интерактивные формы занятий

Тема

Приемы технологии развития критического мышления

1

Ролевая игра

«Экологическое право как отрасль права. Международное экологическое право»

- синвкейн;

- таблица «ЗХУ»;

- верные-неверные утверждения.

2

Деловая игра

«Экологические права и обязанности граждан»

- корзина идей;

- фишбоун;

- ассоциации;

- кубик;

- верные – неверные утверждения.

3

Викторина

«Правовой механизм охраны окружающей среды»

- групповая дискуссия;

- лови ошибку;

- толстые и тонкие вопросы;

- попс;

- верные – неверные утверждения;

- синквейн.

4

Ученый совет/

Круглый стол

«Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения».

- дерево предсказаний;

- кубик;

- шесть шляп мышления;

- толстые и тонкие вопросы;

- попс;

-лови ошибку;

-верные – неверные утверждения.

5

Дебаты

«Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Правовой режим экологически неблагополучных территорий»

- кубик;

- шесть шляп мышления;

- попс.

6

Дебаты

«Общественные экологические организации в Российской Федерации, в Республике Башкортостан»

- верные и неверные утверждения;

- шесть шляп мышления;

- кубик;

-синквейн;

- толстые тонкие вопросы.


 

3.2. Методические комментарии по использованию
приемов технологии развития критического мышления
при изучении раздела «Экологическое право»

ПЕРВАЯ стадия - Вызов

Прием «Корзина идей»

Использование данного приема поможет определить и выяснить содержание информации, которой обладают обучающиеся путём организации индивидуальной и групповой работы.

Технология:

1. Формулирование совместно с преподавателем темы занятия.

2. Обучающимся предлагается выписать как можно больше слов, выражений, ассоциаций, связанных с изучаемой темой, проблемой.

3. Преподаватель записывает названные сведения в символической «корзине» идей на классной доске (без комментариев), даже если они ошибочны.

4. В ходе урока записанные сведения систематизируются и связываются в логические цепи. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Например, данный прием можно использовать при изучении темы «Экологические права и обязанности граждан».

Возможные ответы обучающихся: Экологические права: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, благоприятную окружающую среду, обращаться в органы власти, направлять иски в суд и тп.

Прием "Корзина идей" позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить обучающихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы. 

Прием «Групповая дискуссия»

Применение в образовательном процессе приема «Групповая дискуссия» позволит повысить качество принимаемых обучающимися решений и заинтересованность членов группы в их реализации.

Обучающимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Технология:

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Например, на стадии вызова при изучении темы «Правовой механизм охраны окружающей среды» обучающимся предлагается обсудить вопрос - какие есть нормативно-правовые акты, которые регулируют экологические правоотношения.

Прием «Ассоциация»

Применения приема ассоциаций способствует развитию творческой активности и логического мышления обучающихся, совершенствует механизмы запоминания.

Технология:

Обучающимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: О чем может пойти речь на уроке?

Например, при изучении темы «Экологическое право как отрасль права. Международное экологическое право» студентам предлагается назвать все возникающие ассоциации, которые у них возникают при прочтении темы. Преподаватель записывает на классной доске.

Возможные варианты ответов студентов: Федеральный закон «Об основах охраны окружающей среды», экологические правоотношения, общественные экологические правоотношения и тп.

Приём «Верные – неверные утверждения»

Прием «Верные – неверные утверждения» позволяет активизировать обучающихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по теме и те знания, умения и навыки, которые пригодятся на занятии.

Например, при изучении темы «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения» обучающимся могут быть предложены следующие верные и неверные утверждения:

Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды только уголовную ответственность.

Экологическая ответственность имеет две формы: экономическую и юридическую. 

Эколого-экономическая ответственность возникает по факту причинения вреда за рамками правонарушения и ей не свойственны такие категории права, как вина, противоправность поведения.

Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал)

При применении таблицы ЗХУ в образовательном процессе происходит двустороння активность: как со стороны преподавателя , так и со стороны обучающихся. В ходе заполнения таблицы студенты учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

Составление таблицы – это один из возможных форм контроля эффективности усвоения знаний.

Технология:

На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.

Например, при изучении темы «Экологическое право как отрасль права. Международное экологическое право» таблица может выглядеть следующим образом:

Таблица 4

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Возможные варианты ответов студентов:

- это совокупность международных нормативно-правовых актов;

- это нормы, которые регулируют экологические правоотношения.

- понятие, сущность, значение Международного экологического права.

 

2 СТАДИЯ - Осмысление

Приём «Фишбоун»

Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. Использование технологии Фишбоун развивает умения обучащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель приема — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Технология:

Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Рисунок 1 – Фишбоун

Например, данный прием можно использовать при изучении темы «Экологические права и обязанности граждан».

Во главе схемы – экологическое правоотношение.

Верхние косточки «Экологические права граждан»: создавать общественные, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы власти; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы; оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Нижние косточки «Экологические обязанности граждан»: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

Хвост – Экологическое правоотношение является сложным социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами являются участники, объекты и содержание правоотношения.

Приём «Лови ошибку»

Использование данного приема на занятии направлено на выявление обучающимися ошибочной информации, заранее подготовленной преподавателем. Данный прием позволяет привлечь интерес обучающихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами. Также помогают преподавателю не только проверить, внимательно ли слушают обучающиеся, но и убедиться в том, что пройденный материал усвоен качественно.

Технология:

1. Обучающиеся анализируют предложенный текст с ошибками, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Также возможно составить рассказ с ошибками, которые обучающиеся слушают.

2. Обучающиеся изучают новый материал (выполняют практическую работу) и исправляют ошибки, которые им удалось выявить.

3. Преподаватель заранее готовит список ошибок, запечатывает его в конверте и демонстрирует в начале урока.

Например, при изучении темы «Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Правовой режим экологически неблагополучных территорий» студентам предлагается следующий текст с ошибками:

Таблица 5

Текст

Ошибки

1

2

Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (реки, болота, озера, моря, флора и фауна) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветитель-ское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях отдыха граждан в летний период, для выгула собак, с целью проведения пикников.

1. Особо охраняемые природные объекты: реки, болота, озера, моря, флора и фаун.

2. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях отдыха граждан в летний период, для выгула собак, с целью проведения пикников.

Приём «Инсерт»

Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Технологический прием «инсерт» делает зримым накопление информации. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Применение данного приема позволяет реализовать индивидуальный подход, проконтролировать работу каждого студента, а также представить студентам условия для осмысления материала.

Технология:

Обучающимся предлагается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки:

«V» – уже знал;
«–» – думал иначе;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы.

Этот прием работает на стадии осмысления. При использовании данного приема обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу:

Таблица 6

V

+

?

Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы

Всё новое, что стало известно из прочитанного

Противоречия, которые появились после прочтения

Непонятные слова, факты, требующие разъяснения

Пример заполнения таблицы Инсерт на занятии по изучению темы «Общественные экологические организации в Российской Федерации, в Республике Башкортостан».

Таблица 7

V

+

?

С целью охраны окружающей среды;

Виды: World Wide Fund for Nature, Greenpeace.

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Какие есть Международные неправительственные (общественные) 
организации экологической направленности

ИМО, ВМО, ЮНЭП и др.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Данный прием может быть использован на любой стадии занятия: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Например, при изучении темы «Правовой механизм охраны окружающей среды» студентам могут быть предложены следующие «тонкие» и «толстые» вопросы:

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

1. Дайте характеристику правового механизма охраны окружающей среды.

2. Прокомментируйте шесть элементов механизма охраны окружающей среды.

3. Дайте развернутый ответ: в чем заключается эффективность эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды.

1. Как называется: плакаты, значки, марки, красочные конверты, наклейки и т.п., отражающие экологическую тематику, а также экологические лозунги (Экологическая пропаганда).

2. Какой закон в РФ регулирует охрану природы (ФЗ «Об охране окружающей среды)

3. Назовите следующее понятие: Нежелание руководствоваться законами взаимосвязи общества и природы в своей деятельности, пренебрежительное отношение к этим законам (экологический нигилизм)

Таблица 8

Применение приема «Толстые и тонкие вопросы» позволяет преподавателю провести мониторинг знаний обучающихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке.

3 СТАДИЯ – Рефлексия

Приём «ПОПС»

ПОПС - формула — это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний, который направлен на рефлексию обучающихся. ПОПС-формула позволяет: за короткое время опросить нескольких обучающихся; получить информацию о глубине понимания темы; узнать, какую нравственную оценку даёт студент тому или иному событию, явлению.

Технология:

П — позиция;

О — объяснение;

П — пример;

С — следствие/суждение.

Значимость данного приёма состоит в том, что он позволяет обучающимся в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро.

Примерные темы для написания работы на основе применения приема «ПОПС» при изучении раздела «Экологическое право»:

Экологический нигилизм: как с ним бороться?

Экологическое просвещение обучающихся: каким оно должно быть?

Самые эффективные общественные экологические организации.

Характеристика правового режима охраны природных объектов в Республике Башкортостан.

Эффективность правого механизма защиты окружающей среды в Республике Башкортостан.

Приём «Синквейн»

Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. 

Написание синквейна позволяет преподавателю оценить, как обучающиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. При составлении синквейна на занятиях:

повышается интерес к изучаемому материалу;

развивается образное мышление;

развиваются творческие способности учащихся;

совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

вырабатывается способность к анализу;

уменьшается время, отводимое на запоминание информации.

Составление синквейна требует от обучающихся в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Технология:

В первой строке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Примеры тем синквейнов в рамках педагогического проекта при изучении раздела «Экологическое право»:

Экология.

Природа.

Экологическая организация.

Экологический нигилизм.

Закон «Об охране окружающей среды».

Возможный синквейн обучающихся:

Экология

Погибающая, слабая

Борется, очищается, не сдается

Нужно спасть экологию вместе

Природа – наше все.

Приём «Кубик»

Использование преподавателем приема «Кубик» позволяет обучающимся реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы. Преподавателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения обучающихся. 

Положительные стороны приема «Кубик»:

позволяет обучающимся реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Технология:

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это)

Студенты делятся на группы. Преподаватель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Обучающиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

При применении приема «Кубик» при изучении темы «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения», обучающимся могут быть предложены следующие вопросы:

1. Назвать виды ответственности за экологические правонарушения.
2. Сравнить виды ответственности за экологические правонарушения в России и за рубежом.
3. Проанализировать состав экологического преступления.
4. Перечислить виды наказаний по УК РФ за экологические преступления.
5. Привести примеры меры экологических правонарушений.
6. Приведите позиции «за» и «против» смертной казни за некоторые экологические преступления.

Приём «Шесть шляп мышления»

«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки. Прием  шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Технология:

Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

Учебная группа делится на шесть команд. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

Белая  — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая  — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная  — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная  — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая  — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

При применении приема «Шесть шляп мышления» на занятии при изучении темы «Общественные экологические организации в Российской Федерации, в Республике Башкортостан», студентам могут быть предложен следующий вопрос – проанализировать деятельность общественных экологических организаций Республики Башкортостан по эколого-правовому просвещению населения»

3.3. Сочетание технологии развития критического
мышления с проектной технологией
при изучении раздела «Экологическое право»

Технологии развития критического мышления в сочетании с проектной технологией значительно повышает эффективность процесса повышения уровня правовой культуры обучающихся

При разработке проектов важно показать обучающимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучающихся, для решения которой им необходимо приложить усилия.

Предлагаем следующую концепцию по формирование правовой культуры обучающихся на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся при изучении раздела «Экологическое право»

Исследование по изучению проблем Экологическое право включает в себя ряд этапов:

актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);

определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);

выбор темы исследования;

постановка целей и задач исследования;

выработка гипотезы, гипотез;

выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования, изучить литературу);

определение последовательности проведения исследования;

сбор и обработка информации (зафиксировать получение знания);

анализ и обобщение полученных результатов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы);

подготовка отчёта (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования);

доклад - защита (защитить результаты публично перед сверстниками, взрослыми, ответить на вопросы).

Примерные темы проектов по разделу «Экологическое право»:

Общественные экологические организации в Республике Башкортостан.

Правовая охрана экологических объектов в РБ.

Международный пример правового просвещения студентов.

Правовая охрана заповедников.

Становление нормативно-правовой основы для развития экологического права.

Мероприятия, направленные на эколого-правовое просвещение населения.

Ужесточение наказания за экологические преступления.

4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Поскольку изучение раздела «Экологическое право» не предусмотрено примерными образовательными программами по дисциплинам «Право», «Обществознание». В ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна с целью формирования эколого-правовой культуры преподавателем правовых дисциплин разработан цикл внеклассных мероприятий для студентов 1 - 2 курсов всех специальностей по изучению основ Экологического права. Целью этих внеклассных мероприятий является формирование экологического правосознания обучающихся. Эколого - правовое образование обучающихся бесспорно, должны занимать важнейшее место и играть особую роль в процессе формирования экологического сознания и экологической культуры.

Мы предлагаем следующую модель построения внеклассной деятельности с применением приемов технологии развития критического мышления.

Таблица 9


п\п

Интерактивные формы внеклассных занятий

Тема

Перечень примерных приемов технологии развития критического мышления

1

Деловая игра

«Экологическое право. Экологические правоотношения. Международное экологическо право»

- синвкейн;

- ассоциации;

- таблица «ЗХУ»;

- кубик;

- фишбоун;

- верные-неверные утверждения.

2

Викторина

«Правовой механизм охраны окружающей среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения»

- групповая дискуссия;

- лови ошибку;

- толстые тонкие вопросы;

- попс;

- верные – неверные утверждения;

- синквейн.

3

Дебаты

«Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Правовой режим экологически неблагополучных территорий»

- кубик;

- фишбоун;

- групповая дискуссия;

- лови ошибку.

4

Ученый совет

«Общественные экологические организации в Российской Федерации и Республике Башкортостан»

- верные и неверные утверждения;

- таблица ЗХУ;

- шесть шляп мышления;

- кубик;

- синквейн;

- толстые тонкие вопросы.

С целью выявления эффективности применения технологии развития критического мышления при формировании правовой культуры обучающихся, мы провели эксперименты.

Суть первого эксперимента, который осуществлялся в 2016-2017 учебном году, заключалась в следующем: при проведении цикла внеклассных мероприятий для студентов 1 курса специальности «Экономика и бухгал-терский учет» при организации внеклассных занятий преподавателем применялись приемы технологии развития критического мышления в совокупности с интерактивными формами. Для специальности «Операционная деятельность в логистике», внеклассные мероприятия проводились по традиционной модели. По окончании проведения внеклассных мероприятий был проведен опрос по основным вопросам Экологического права, с целью определения уровня усвоения знаний и сформированности понятий (Приложение А). Как видно по данным таблицы 10, применение ТРКМ в образовательном процесс способствует более эффекивному усвоению правовых знаний, повышению уровня правовой грамотности обучающихся, и как следствие повышению экологического правосознания обучающихся.

Таблица 10

Критерии

Группа специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

Группа специальности «Операционная деятельность в логистике»

Внекласная деятельность с использованием ТРКМ

Внеклссные деятельность по традиционной модели

1

2

3

Дали аргументированные ответы на все вопросы.

67%

27%

Дали аргументированные ответы на половину вопросов.

11%

19%

Ответили кратко на все вопросы (без аргументирования).

12%

33%

Ответили кратко на половину вопросов (без аргументирования).

8%

11%

Дали аргументированные ответы на 2-4 вопроса.

2%

8%

Ответили кратко на 2-4 вопроса.

0%

2%

Сущность компенетностного подхода заключается в применении полу-ченных знаний в жизненных ситуациях. С целью определения уровня сформированности правовой активности обучающихся, в указанных группах нами был проведен второй эксперимент в 2016-2017 учебном году.

Суть второго эксперимента заключалась в выявлении умений обучающихся применять полученные знания при решении реальных правовых ситуаций, возникающих в трудовых отношениях (Приложение Б). Данные таблицы 11 наглядно показывают, что применение ТРКМ в образовательном процессе способствует повышению уровня сформированности умений и применению полученных знаний в правовой действительности, следовательно способствует повышению уровня социально-правовой активности обучающихся.

Таблица 11

Критерии

Группа специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

Группа специальности «Операционная деятельность в логистике»

Внекласная деятельность с использованием ТРКМ

Внекласная деятельность по традиционной модели

Решили все правовые ситуации самостоятельно с ипользованием системы Консультант Плюс

87%

42%

Решили все правовые ситуации с использованием системы Консультант Плюс при помощи преподавателя

7%

21%

Решили часть правовых ситуаций самостоятельно с использованием системы Консультант Плюс

6%

21%

Не смогли найти решение правовых ситуаций.

0%

16%

Исследования в области повышения уровня правовой культуры обучающихся, также в области изучения приемов технологии развития критического мышления позволили в колледже построить внеклассную работу по экологическому воспитанию.  Материал может быть использован для проведения классных часов кураторами учебных групп учреждений системы СПО, а также классными руководителями учреждений системы СОО. Система знаний, умений, полученная в результате внеклассной деятельности, позволяет заложить основу формирования экологически грамотной личности обучающихся.

5. ВЫВОДЫ

Благородное стремление общественного движения и средств массовой информации пробудить интерес к экологической проблеме и подтолкнуть широкую общественность на практические действия по защите окружающей среды способствовали лишь осознанию грозящей экологической катастрофы. Но достижения науки в сфере экологии, деятельность правоведов по созданию природоохранных законов до сих пор остаются малоизвестными населению. Не став субъектами, осознающими свое место и роль в природе, обучающиеся пребывают в неведении относительно своих прав и обязанностей в процессе природопользования и как, правило, не чувствуют непосредственной связи между состоянием природной среды и нравственным климатом в обществе. Нравственный аспект природопользования в результате оказался на периферии общественного сознания. Отсюда становится очевидным необходимость введения либо цикла внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня экологической культуры, либо раздела «Экологическое право» в рабочие программы; также важным является использование инновационных технологий обучения, предусматривающих формирование профессионально значимых знаний и умений в вопросах охраны окружающей среды и предупреждений вредного воздействия ее на человека.

Нами разработан проект формирования правовой культуры на основе применения ТРКМ в целях организации активной и эффективной инновационной деятельности в образовательном процессе. Алгоритм создания проекта заключается в использовании компонентов ТРКМ, каждый из которых имеет свои цели и задачи, а также выбора нами характерных приемов – методов, соответствующих каждому этапу и задачам реализации нашего проекта.

Наша модель построена на основе восприятия 3-х стадий технологии развития критического мышления как этапов реализации модели формирования правовой культуры обучающихся посредством ТРКМ. Перспектива внедрения основ проекта в образовательный процесс колледжа заключается в достижении качественных образовательных результатов в формировании социально-правового поведения конкурентоспособной активной личности. Эффективный результат достигается на основе сочетания технологий развития критического мышления, исследовательского метода и проектирования через осуществление компетентностного и системного подходов, интеграцию форм и методов работы с обучающимися.

Предусмотрены разработки программ мастер-классов для распространения и обобщения опыта, программ миникурсов для организации внеурочной деятельности. Трудности, которые возникают на этапах проектирования и внедрения опыта, могут заключаться в недостаточной оснащенности образовательной организации техническими средствами.

Проведен анализ достигнутых результатов, обобщение и распространение опыта на основе разработки научно-методических статей, участии в профессиональном конкурсе образовательных организаций в системе СПО «Лучший молодой преподаватель».

Перспективы дальнейшего развития педагогического проекта заключаются в разработке и внедрении новых форм и видов работы по разделам дисциплины «Право» с целью повышения общей правовой компетентности обучающихся, которая приведет к достижению качественных результатов на олимпиадах и конкурсах, а самое главное успешной самореализации личности.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ).

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 – ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г. N 358-ФЗ).

3. Вострикова Н.М. Критическое мышление как психолого – педагогический феном в условиях компетентностного подхода / Н.М. Вострикова// современные проблемы науки и образования .- 2014.-№4.-С13-17.

4. Жусупбекова М. К. К вопросу об эколого-правовой культуре / М.К. Жусупбекова // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 551-553.

5. Мельникова Е.П. Развитие умения работы с источниками информации средствами технологии критического мышления/ Е.П. Мельникова // Среднее профессиональное образование.- 2015.-№5.-С.67-82.

6. Мжельская Т.В. Приёмы технологии РКМЧП в процессе обучения студентов ИИГСО НГПУ / Т.В. Мжельская // Сибирский педагогический журнал .- 2013.- №5.-С.103-108.

7. Игнатов С.Б. Эколого-правовая компетентность учащихся: пути и средства ее формирования / С.Б. Игнатов// Молодой ученый.-. Тюмень, 2006.-№5.-С. 23-32.

8. Попов Д.Е. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Д.Е. Попов // Аналитика культурологи .- 2015.- №2.-С.98-104.

9. Сангинов К.Х. Формирование правовой культуры молодежи: сущность и проблемы / К.Х. Сангинов // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки .-2014.-№3.-С.83-87.

10. Скубак Н.Ю. Норсеева М.Е. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры / Н.Ю. Скубак, М.Е. Норсеева //Технологии гражданской безопасности .-2016.- №4.- С.67-72.

11. Татьянушкин Д.В. Методологические аспекты обучения студентов критическому анализу источников информации / Д.В. Татьянушкин // Среднее профессиональное образование .- 2013.- № 8.- С. 45-51.

Приложение А

(рекомендуемое)

Вопросы для проведения опроса для обучающихся 1 курса
специальностей «Экономика и бухгалтерский учет»,
«Операционная деятельность в логистике» после проведения цикла внеклассных мероприятий по формированию экологического
правосознания для составления мониторинга правовой грамотности

1. Охарактеризуйте правовой режим охраны заповедников.

2. Расскажите о ведущих общественых экологических организациях в РФ.

3. Прокомментируйте систему нормативно-правовых актов в области защиты окружающей среды.

4. Привидите пример деятельности международных организаций по охране природы.

5. Каки еположения соедржаться в ФЗ «Об охране окружающей среды».

6. Объясните целесообразность принятия экологического кодекса РФ.

7. Перечислите виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

8. Приведите примеры экологических преступления и уголовных наказаний.

9. Перечислите меры по защите особоохраняемых экологических объектов в Российской Федерации, в Республике Башкортостан.

10. Расскажите о полномочиях государственных и региональных органов по защите окружающей среды.

Приложение Б

(рекомендуемое)

Правовые ситуации для обучающихся специальностей «Экономика и бухгалтерский учет», «Операционная деятельность в логистике»
после проведения цикла внеклассных мероприятий
по формированию экологического правосознания
для определния уровня правовой компетентности

Правовая ситуация №1. Территориальный орган Росприроднадзора потребовал прекратить финансирование строительство местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экологической экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Территориальный орган Росприроднадзора обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.

Каково должно быть решение арбитражного суда? Охарактеризуйте объекты государственной экологической экспертизы. Какой вид государственной экспертизы необходим в данном случае?

Правовая ситуация №2. На территории природного заказника были обнаружены залежи бурого угля. Администрацией области было дано разрешение на освоение данного месторождения с изъятием части территории природного заказника. В будущем предполагалось восстановление нарушенных земель, а в настоящий момент с целью сохранения общей площади природной территории было принято решение о передаче в пользование заказника земель из фонда запаса двух районов.

Какова ответственность за данные правонарушения?

Правовая ситуация №3. Организация без разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать в качестве дачи для однодневного отдыха сотрудников. Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказания самовольного застройщика.

К какому виду правонарушений (земельных или экологических) относится подобные самовольный захват земли и самовольное строительство? Какие виды эколого–правовой ответственности возможно применить в данном случае?

Правовая ситуация №4. а охоту в запретной зоне в Горячем ключе Галищев А.Б. был подвергнут штрафу в размере 1 минимального размера оплаты труда. При рассмотрении жалобы районным судом выяснилось, что Галищев ставил капканы на волков, однако в капканы попали 2 фермерские коровы. В судебном заседании было установлено, что границы запретной зоны Галищев не были известны и, кроме того, он является инвалидом 2 группы.

Какое решение должен принять суд?

Правовая ситуация №5. Комитет по природным ресурсам Администрации Тульской области разработал и утвердил Положение «Об охране окружающей среды при строительстве промышленных зданий и сооружений».

ООО «Туластройпроект» не согласилось выполнять требования, предусмотренные в данном Положении, мотивируя это тем, что официально данный документ опубликован не был.

Подпадают ли данные инструктивные положения под категорию источника экологического права и имеют ли юридическую силу?

0

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.