Формирование культурно-гигиенических навыков посредством малых фольклорных форм у детей раннего дошкольного возраста с 2 – 3 лет
«Формирование культурно-гигиенических навыков посредством малых фольклорных форм
у детей раннего дошкольного возраста с 2 – 3 лет»
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Формирование культурно – гигиенических навыков способствует укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Для ребенка очень важен эмоциональный контакт и в этом помогает детский фольклор (песенки, потешки, считалки, пословицы, поговорки). Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, кушают, занимаются различными делами. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если потешки сопровождаются определенными движениями, то еще и координация и ловкость. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки и закреплять их.
К воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста относиться:
Формирование у детей раннего дошкольного возраста привычки (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Формирование умения во время еды правильно держать ложку.
Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
Приучать к опрятности.
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Также культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
Для формирования у детей раннего дошкольного возраста культурно – гигиенических навыков используются следующие малые фольклорные формы такие как потешки.
Для формирования привычки мыть руки:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
При одевании:
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
Н. Саконская
***
Это Митина рубашка.
— На, рубашка,
простоквашку!
Съела маслица она,
съела кашу из пшена
и подливку из барашка...
— Ты сыта, моя рубашка?
Э. Мошковская
***
В деревню Потеряево
Пошли гулять колготки.
Пошли и потерялись там,
Ах, бедные сиротки!
Сидят они под кустиком,
Не плачут, а ревут!
Хозяюшку, хозяюшку,
Хозяюшку зовут.
И вспомнила хозяюшка,
Где вечером была!
Сходила в Потеряево, Колготочки нашла.
Во время приема пищи:
Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
***
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.
***
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не останется следа.
Приводим себя в порядок с помощью взрослого:
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
***
Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым.
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплёту,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса —
Всему городу краса».
Потешки перед сном:
Лю-ли, лю-ли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Они сели ворковать,
Куда деточку девать.
***
Ходит сон по горе.
Носит дрему в рукаве,
Всем детишкам продает,
нашей Тане так дает.
***
Люли, люли, баеньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Насте спать велят.
Потешки после сна:
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в ножки ходушки,
А в роток говорунок,
А в голову разум мок!
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
Таким образом, процесс воспитания и обучения культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста проходит эффективнее с помощью использования в разнообразных видах деятельности малых фольклорных форм.
В каждом режимном моменте можно использовать потешки для воспитания культурно – гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -3- е изд., испр. и доп. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.- 368 с.
2. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -
12 с.
4. Паунова С. Гигиенические навыки - с малых лет // Дошкольное воспитание. - 1993. -№ 11. - С. 67.