Статья «Формирование двигательных навыков у детей раннего возраста»

3
0
Материал опубликован 8 February 2021

Формирование двигательных навыков у детей раннего возраста

Хорева Ольга Юрьевна

воспитатель первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» города Арзамаса Нижегородской области.

 

Аннотация: Данная статья посвящена описанию педагогического опыта воспитателя по формированию двигательных навыков у детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Ключевые слова: двигательные навыки; физическое воспитание; образовательная ситуация; двигательный режим.

 

Жизнь требует движения.

Аристотель.

 

Двигательная деятельность в жизни человека является необходимым условием, которое определяет здоровье, физическую и умственную работоспособность. Для маленького ребенка движение так же очень важно, оно способствует приспособлению к окружающей жизни, познанию окружающего мира, а так же оказывает многостороннее оздоровительное влияние на весь организм: развивает мышечную и центральную нервную системы, опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма; обеспечивает усвоение ребёнком доступных ему по возрасту движений.

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, своевременное овладение движениями на основе положительного эмоционального общения и совместных действий со взрослым, т.е. способствует полноценному физическому развитию.(1,с.72)

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013г. физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)[4, с. 12].

В данной публикации хотелось бы поделиться опытом работы по организации педагогического процесса по формированию двигательных навыков у детей раннего возраста.

Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды. Так как родители являются участниками образовательных отношений, то с их помощью мы создаем условия для успешного физического развития детей. Родители помогли нам в изготовлении оборудования, которое можно использовать не только в группе, но и служит выносным материалом для проведения прогулок.

Движения малышей развиваются и совершенствуются на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду: на утренней гимнастике, занятиях по физической культуре, в подвижных играх, самостоятельной двигательной деятельности, на прогулке (1,с.74)

Основной формой развития двигательных навыков является образовательная деятельность по физическому развитию, которая проводиться 2 раза в неделю и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Структура и дозировка: вводная часть (разминка) – 1 мин.; основная часть (включает общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижную игру) – 10 мин.; заключительная часть (игра малой подвижности) – 1 мин. [2,с.5].

Следующая не менее важная форма работы является утренняя гимнастика. С нее начинается каждое утро в детском саду. Утренняя гимнастика не только взбадривает ребенка, создает хорошее настроение на весь день, но и способствует выработки привычки и потребности ежедневного выполнения физических упражнений, а следовательно развитию физических качеств и совершенствованию двигательных способностей.

Для того, чтобы утренняя гимнастика была более эффективна, мы составили картотеку комплексов в соответствии с темой недели (2 на один месяц: 1 неделя без предмета, 2 неделя с предметом), в которых определена дозировка, темп выполнения упражнений, порядок проведения. Это объясняется тем, что условные рефлексы, которые лежат в основе движений, требуют многократного повторения. По данным исследований психологов, педагогов (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина и др.), необходимо не менее четырех повторений, чтобы ребенок овладел действием. Однако повторение одного и того же содержания без каких-либо изменений может снизить интерес детей. Поэтому при одном и том же программном содержании по мере необходимости мы вносим изменения. Может быть изменено условие выполнения (подползали под дугу – дали задание подползти под скамейку, стул и т.п.); можно заменить пособие, с которым ребенок действовал (бросал вдаль мяч – мячи заменили шишками, снежками и т.д.)[2, с. 65].

Чтобы детки были более активны в утренней гимнастике мы используем игровые моменты, «превращаемся» в птичек, котят и т.д.

Например:

«Птички и птенчики»

Первая неделя без предметов, вторая с предметами (ленточки).

Ходьба стайкой, на носочках, постепенно перейти к бегу стайкой и закончить ходьбой стайкой.

Общеразвивающие упражнения.

1. «Птички машут крыльями». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить. Повторить 4 раза.

2. «Птички клюют зерна». И.п.: то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 4 раза.

3. «Птички пьют водичку». И.п.: то же. Наклоны вперед с отводом назад рук. Повторить 4 раза.

Ускоренная ходьба за воспитателем – птички летят быстро, закончить спокойной ходьбой – птички летят медленно.

Дыхательные упражнения.

После дневного сна мы проводим оздоровительную гимнастику, ежедневное выполнение которой способствует поднятию мышечного тонуса у каждого ребенка и создает отличное настроение. Под звуки мелодичной музыки детки постепенно пробуждаются, и, лежа в постели, в течении 3-4 минут выполняют 4-5 общеразвивающих упражнения. Упражнения выполняются из различных положений: лежа на спине, на животе, сидя. Гимнастика так же обязательно проходит в игровой форме, все комплексы объединены общим сюжетом. Вот один из таких комплексов «Веселые зверята»:

1. Проснулись маленькие хомячки и стали вертеть головой в разные стороны.

И.П: лежа на спине, руки и ноги свободно. Повороты головой вправо-влево (3 раза).

2. Хомячки разминают свои передние лапки.

И.П: лежа на спине, руки вдоль туловища. Движения руками от ног к голове и обратно через стороны (3 раза) и через верх (3 раза), плавно, в среднем темпе.

3. Потом хомячки зашевелили своими задними лапками.

И.П: то же. Сгибать ноги в коленях, потягивать их к животу и разгибать (6 раз) в среднем темпе.

4. Маленькие мышки выбегают из своих норок. Выход в группу на носочках, руки на поясе.

5. А мишки-топтышки пробираются сквозь кусты. Ползанье с опорой на ладони и ступни (10 секунд).

6. Проснулись все зверьки и радуются солнышку.

И.П: стоя. Поднять руки вверх – вдох (носом), опустить руки вниз – выдох (через рот). Повторить 4-5 раз.

На прогулке мы так же продолжаем работу по формированию двигательных умений и навыков через проведение подвижных игр, игровых упражнений, спортивных досугов, прогулок с сюрпризом, индивидуальной работы, самостоятельной двигательной деятельности. Игровую площадку засеяли газонной травой, изготовили выносной материал, в соответствии с временами года («веселые ромашки», «осенние листочки», «грибочки», «лужицы», «пенечки», каталки, санки для кукол и т.п.), а так же имеется и стандартное оборудование дуги для подлезания, прокатывания мяча в воротца, стойка с обручем для метания в горизонтальную и вертикальную цель, гимнастическая скамейка с наклонной доской, горка.

Во время зимнего периода наша игровая площадка превращается в волшебное снежное царство, состоящее из снежных скульптур, которые служат не только для украшения, но для развития всех двигательных умений и навыков наших маленьких воспитанников. Здесь и фигуры для подлезания («Сказочные ворота Дедушки Мороза»), развития равновесия («Крокодильчик»), забрасывания в горизонтальную («Печка») и вертикальную мишень («Корзинка», «Солнышко»), перешагивания («Лучики», «Жучки», «Разноцветные льдинки»), горка для скатывания.

По развитию двигательных навыков и закреплению основных видов движений систематически проводится индивидуальная работа. Детям дается задание в игровой форме на метание, бег, ходьбу по ориентирам и др. Например:

«Зайка прыгает через канавку». Цель: закрепление навыка прыгать в длину с места с мягким приземлением на обе ноги.

«Научим лесных зверей кидать снежки далеко-далеко». Цель: закрепление навыка метания на дальность правой и левой рукой.

Во время самостоятельной деятельности детей мы предлагаем различные атрибуты, чтобы движения малышей во время прогулки были более разнообразными. Поддерживаем, поощряем, хвалим детей во время самостоятельных действий.

Особенно привлекательными для детей являются спортивные развлечения и досуги на прогулке. Эти мероприятия так же способствуют закреплению двигательных навыков у детей, создается эмоциональный фон с помощью игр и упражнений, который вызывают у малышей положительные эмоции. Например, развлечение «Зимняя сказка», цель которой заключается в воспитании интереса к движениям и решениям оздоровительных задач.

Так же используем подвижные игры, которые направлены на развитие наиболее значимых в этом возрасте скоростно-силовых качеств и быстроты(особенно быстроты реакции), а так же на развитие силы, координации движений. Упражнения в беге содействуют развитию общей выносливости. (1,с.76)

Хотелось бы в качестве иллюстрации привести пример подвижной игры:

«Муравьи и слон»

Педагог надевает маску слона и говорит: «Пусть гуляют муравьи, веселятся от души!» Дети под музыку играют с воздушными шариками. Затем педагог говорит: «Расшумелись, муравьи, надоели мне они! Слон пошел гулять, муравьям пора бежать!» Дети – «муравьи разбегаются» (4,с.53)

Анализ проделанной работы за год позволяет отметить положительную динамику в развитии двигательных навыков у детей 2-3 лет. Дети к концу года при выполнении упражнений демонстрируют достаточную координацию движений, быстро реагируют на сигналы, проявляют инициативность. В течение всего дня наши дети активны, с интересом выполняют физические упражнения, радуются своим успехам. И мы вместе с ними!


 

Литература

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - ( СПб. :, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 352 с.)

2. Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста: метод. пособие для воспитателей и родителей / Н. П. Кочетова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 112 с. : ил.

3. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.: ил.

4. Можгова Е.И. Комплексные развивающие занятия с детьми от 1.5 до 3 лет. - Спб.: ООО«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 112 с.)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

6. Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет по программе «Детство» / авт.-сост. И.М. Сучкова, Е.А. Мартынова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 199 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации