Статья «Методы формирования певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Методы формирования певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста
Педагог дополнительного образования ДДТ,
Тропина Анна Владимировна,
г. Новый Уренгой, 2017г.
В системе дополнительного образования детей музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Вокальная музыка, непосредственно связанная со словом, оказывает наиболее сильное стимулирующее воздействие на воспитание воздействие на воспитание нравственных качеств личности.
Хоровое пение и пение в ансамбле - действенное средство разностороннего музыкального воспитания детей, развития у них музыкально-творческих способностей. Пение в вокально-хоровой группе -коллективный вид исполнительства. Занятия в этих коллективах воспитывают в детях дисциплинированность, чувство ответственности за общий труд. Кроме того - это одна из форм работы над охраной голоса, тренировки голосового аппарата детей.
Остановлюсь на методе проведения занятий с детьми младшего дошкольного возраста. основная задача - воспитать интерес к пению, к музыке и развивать музыкальные способности детей.
В вокально-хоровую группу принимаются все дети, желающие заниматься музыкой. Даже отчаянный "гудошник", если у него есть желание заниматься, концу первого года обучения свободно интонирует, пусть в небольшом диапазоне. В ансамбле и хоре способности к интонированию развиваются гораздо быстрее, чем на других музыкальных занятиях.
Наилучший результат дают занятия из расчета два раза в неделю по два академических часа. Оптимальное количество обучающихся от 6 до 15 человек.
При приеме в вокально-хоровую группу сначала выявляем здоровье детей (на основе медицинской справки). А также возрастные изменения голосового аппарата. Затем проверяем наличие внимания, музыкального слуха (мелодического, гармонического, ритмического), качества звукообразования: мягкая, твердая или придыхательная атака.
Качество дыхания, диапазона голоса, качество звучания (звонкость, мягкость, ровность тембра), эмоциональную отзывчивость на музыку.
На протяжении всего обучения, один-два раза в год, желательно провести индивидуальное прослушивание каждого из поющих детей. Фиксировать их развитие и отмечать особенности формирования певческого голоса. Проверяем обучающихся на хорошо знакомом им материале (произведений). Такое прослушивание позволяет контролировать и направлять дальнейшее певческое развитие каждого обучающегося в вокально-хоровой группе. При определении результатов певческих навыков рекомендую использовать следующую таблицу, предложенную С.Гладковой
Критерии певческого развития обучающихся в ДО
№ п/п |
Параметры |
Неудовлетворительный результат |
Удовлетворительный результат |
Хороший результат |
1. |
Музыкальный слух |
Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону |
Относительно чистое интонирование по всему диапазону |
Чистое интонирование по всему диапазону |
2. |
Способ звуко-образования |
Твердая атака. Придыхательная атака |
Мягкая атака с элементами придыхательной |
Мягкая атака |
3. |
Тембр голоса |
Тусклый, сиплый, резкий, глухой |
Светлый, слабый, чистый, тихий |
Чистый, светлый, легкий, звонкий |
4. |
Диапазон |
В пределах терции-кварты |
В пределах сексты |
В пределах октавы и шире |
5. |
Дикция |
Нечеткая. Согласные смягченные. Пропуск согласных в окончаниях |
Дикция более четкая |
Ясная. Согласные твердые, активные. Гласные округленные |
6. |
Дыхание |
Судорожное. Поверхностное. Шумное |
Вдох более спокойный. Выдох протяжнее |
Спокойное. Тихое. Ровное. Выдох сохраняет вдыхательную установку |
7. |
Музыкальная эмоциональность |
Вялое, безразличное пение. При слушании музыки рассеянное внимание |
Пение довольно выразительное, но не умеет слушать музыку |
Пение в характере произведения. Проявляется любовь к музыке. Внимательное ее восприятие |
Балл |
1 |
2 |
3 |
Первые 4-5 месяцев следует обращать особое внимание на развитие всех основных певческих навыков и на строжайшее соблюдение детьми основных певческих правил.
На первых занятиях можно следить не только за певческим голосом, который находится на первоначальной стадии, но и за речью, музыкальным слухом, памятью и вниманием. В это время особенно индивидуальное знакомство с музыкальными данными детей. Зная недостатки, требующие исправления (артикуляционные, ритмические, голосообразующие и др.), можно соотносительно строить занятие. Помимо правильного развития и воспитания голоса, занятия должны обеспечивать накопление вокально-хоровых навыков по годам обучения не имеет смысла, так как каждый навык и умение совершенствоваться постоянно, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Поскольку певческие навыки начинают образовываться с первых же занятий, важно сразу знакомить ребят с правилами пения и учить правильно следовать им. К певческим навыкам относятся: дыхание, дикция и артикуляция, звукообразование, ладоинтонационная чистота.
Дыхание: Самым длительным нормирующим навыком является дыхание - навык необходимый и сложный. Многие дышат судорожно и шумно, высоко поднимая плечи при входе. Приобретение других певческих навыков во многом зависит от приобретения навыка правильного певческого дыхания.
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения. Лучше перед началом вокально-хоровой и ладоинтонациональной работы.
Дыхательные упражнения помогают вырабатывать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выхода. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из них буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечнососудистой системы.
Дыхательные упражнения делятся на:
фонационные;
статические;
динамические.
Фонационная дыхательная гимнастика
Цель: развивать фонационное "речевое" дыхание, распределение экономичный выдох на протяжении всего высказывания, сохранять темпо-ритмическую структуру высказывания (вызывать более сильный голос). Звуковые цепочки пропевать тихо, громко, петь на одном выдохе, следить за плавностью переключения с одного звука на другой; менять последовательность гласных, использовать кодировки гласных, пропевание слогов на одном выдохе (2 до 5).
Статистические упражнения
Цель: вырабатывать более длительный, плавный, экономичный выдох
"Вертушки", "Ветер-ветер", "Снежинки и листопад", "Шар лопнул" и др.
Динамические дыхательные упражнения
Цель: подготовить дыхательный аппарат к фонации. Все упражнения проводятся под музыку и подбирается в соответствии с предложенным образцом. "Петушок", "Кукушка", "Шалтай-болтай" - все эти упражнения способствуют развитию спокойного ровного дыхания.
Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании. Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно, плавно. Этот звуковой эффект основан на исполнении так называемого "цепного дыхания".
Дикция: Большое внимание при формировании певческих навыков следует уделять речи дикции, т.е. произношению. В основе формирования правильной, четкой дикции в вокально-хоровой группе лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных в пении.
Основное в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, т.е. без искажений, в единой округлой манере.
Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания ансамбля и достижение хорошего унисона.
Основное правило дикции в пении - быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяжность гласных. Укороченное произношение согласных и быстрая смена их гласными требует мгновенной перестройки артикуляционных органов, поэтому особенно важна полная свобода движений языка, губ, нижней челюсти и мягкая неба. Очень полезна для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры такие упражнения:
Чередование губ: "Улыбка", "Трубочка", "Рупор", "Щелканье" языком, "Болтушка", "Кукушка", "Курочка и гуси" и мн. др.
В качестве упражнения в произношении глухих согласных, можно использовать различные скороговорки.
На качество дикции влияет певческая тренированность в целом и умение исполнять музыкальное произведение выразительно, поэтому во время исполнения песни перед детьми необходимо ставить конкретные задачи, которые заинтересовывают детей и вызывают определенную эмоциональную отзывчивость. Она в свою очередь, способствует улучшению дикции и выразительности исполнения произношения.
Ладоитонационная работа: Одним из сложных навыков для обучающихся является чистота интонирования. Она зависит прежде всего от координации между слуховым восприятием и работой голосового аппарата. Если дети поют фальшиво или относятся к "гудошникам", то с ними нужно заниматься один раз в неделю дополнительно, строя упражнения в примарной зоне, постепенно прибавляя 1-2 звука. Учить детей сначала чисто интонировать скачок на терцию сверху вниз. Это несложно сделать в простых попевках: "Та-та, два кота", "Раз, два, три, четыре сосчитаем дыры в сыре, "Чок-чок пяточок". Исполнять попевки легким, стаккатирующим звуком.
Звукообразование: Качеством, объединяющим результаты певческого развития, является звучание голоса. При звукообразовании атака звука имеет решающее значение. "Значение атаки усугубляется тем, что от нее зависит характер звука на всем его дальнейшем протяжении, а значит степень утомления и скорость изнашиваемости связок в профессиональной работе певца".
Основных типов атаки звука два: твердое и мягкое. Для начинающихся детей пению характерно зажатое звукообразование с придыхательной "каркающей" атакой звука. Ее следует изживать.
Мягкая атака многими специалистами рассматривается, как основа правильного звукообразования. Несмотря на то, что вначале звучание детских голосов бывает бедным и тихим, нужно продолжать работу в этом направлении. Постепенно дети приобретают новую манеру пения, их певческое состояние улучшится. И в этом помогают упражнения Д.Е. Огороднова. Его упражнения на повторяющемся звуке "у-у-у", как нельзя лучше способствуют активизации краевого смыкания голосовых связок в момент атаки звука. Такой вокальный прием исключает "сип" в голосе и "подъезды" к звуку, обеспечивает интонационно точное его начало.
Развитие ритмического звука: При исполнении песен у многих детей наблюдаются ритмические неточности. Ритм улучшается путем пения упражнений, которые варьируются в зависимости от характера допускаемых ошибок. Не проводя специальных занятий по ритмике, желательно вводить ритмические упражнения, включающие движения, марширование, элементы танца, а также несложные упражнения на инструментах: треугольник, барабан, бубен, металлофон. Для этой цели служат также руки и ноги детей.
Для улучшения ритмического слуха полезны ритмические упражнения. Например: "Хоровод". Это игра с движениями: дети становятся в круг - "затейник" - в центре. Он указывает хороводу движения в ритме народной песни.
Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги, они удобны в вокальном отношении, их можно не только читать, но и пропевать. Например: "У во-рот о-го-род, в о-го-ро-де дуб рас-тет".
Другим действенным методом является тактирование (понятие сильная доля и слабая доля). При показе сильной доли правая ладонь сверху вниз опускается на левую руку (широким жестом). При показе слабой доли правая рука поднимается от кончиков пальцев левой руки мягко вверх. Или на сильную долю обе руки ударяют по коленям, на слабую долю соединяем ладони, как на хлопок. Буквально с первых же уроков нужно учить детей правильному тактированию.
В формировании певческих данных необходимо стремиться к тому, чтобы дети со слабыми и средними природными данными приобретали необходимые певческие навыки наравне с детьми, от природы обладающими способностями. Именно поэтому основным в методике обучения в пению на занятиях должен быть дифференцированный индивидуальный подход к обучающимся.
Игровой метод в работе с детьми (младшего возраста)
Деятельность обучающихся на занятиях в вокально-хоровой группе обязательно должна вызывать у них положительные эмоции, быть привлекательной для них. дети 6-9 летнего возраста особенно нуждаются в радостном эмоциональном подъеме. Это естественная потребность, реализация которой способствует их развитию. Поэтому каждое упражнение должно нести малышам радость, удовольствие. Игровое строение репетиций повышает заинтересованность детей. Это очень важно, так как нельзя заставить работать, ели он не хочет. Единственный способ активизировать учебный процесс - заинтересовать. В простейших играх: "Догони меня", "Музыкальное эхо", "Критики", "Живой рояль", "Давайте познакомимся" и др. У детей формируются творческие, познавательные, организаторские способности. Развиваются: внимание, умение общаться в коллективе, речевые навыки.
Во втором полугодии дети охотно играют в "дирижеров". В день рождения каждому предоставляется продирижировать какой-нибудь песней.
Очень часто во втором полугодии проводим игру в солистов. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к ребенку и работу со всем коллективом. У солиста не обязательно отличный голос. Скорее умение эмоционально и выразительно пропевать свой небольшой запев. Тем детям, которым застенчивость мешает петь соло, выступать в небольших ансамблях, дуэтах или трио.
Пробуждение интереса детей к обучению во многом достигается с помощью игровых приемов. Используя их, в сознании детей естественно и незаметно вводятся нужные сведения. Детям, например, должно стать интересно не "играть в птичек" ("Птичка на дереве"), а с помощью игры суметь спеть чисто и без звуковой подсказки нужной ступени.
С помощью игры можно проводить работу по всем учебным темам: различать регистры - игра, определять звуковысотность - игра, запомнить и анализировать мелодии - тоже игра.
И как писал А.С. Макаренко - "Игра обязательно должна присутствовать в жизни ребенка. Детский коллектив, не играющий - не будет настоящим детским коллективно".