Статья «Формирование навыка написания личного письма средствами УМК FORWARD»
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА НАПИСАНИЯ ЛИЧНОГО ПИСЬМА СРЕДСТВАМИ УМК FORWARD
Функциональная грамотность в числе прочего подразумевает способность человека использовать навыки письма в условиях его взаимодействия с социумом. УМК FORWARD направлен на достижение такого уровня грамотности, который дает выпускнику возможность вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться в ней.
Этот курс ставит целью научить или дать возможность научиться:
написать личное и официальное письмо
составлять письменную инструкцию
заполнять различные анкеты
составлять резюме
составлять письменный отклик на вакансию
вести личный дневник
писать поздравительные открытки, записки и смс
писать небольшие статьи различного назначения
писать приглашения на мероприятия
участвовать в письменных дискуссиях на интернет-форумах
Рассмотрим формирование навыка написания личного письма. Работа над ним начинается с первого года обучения.
Уже на первой странице учебника для 2 класса на дописьменном этапе вводится первоначальное понятие электронного адреса и бланка для текста письма. Сразу после ознакомления с алфавитом обучающиеся изучают простейшие образцы письма и некоторые его элементы: обращение, прощание, подпись. Уделяется внимание некоторым особенностям пунктуационного оформления и возможному делению основной части письма на абзацы. Всего в УМК для 2 класса подобных образцов письма изучается 5 (Unit 17,22,23,24,27) Начиная с Unit 24 вводится понятие заключительной фразы, мотивирующей на продолжение переписки (Write to me). В Unit 27 мы впервые встречаемся с образцами вопросов, направленных на продолжения переписки.
В 3-м классе учащиеся получают представление о видах личных писем, в частности благодарственное письмо и открытка, а также получают возможность попрактиковаться в написании такого рода писем. В 8 из 22 Unit имеются задания, связанные с письмами. Продолжается работа не только над шаблоном, но и над пониманием текста письма. На это направлены задания, связанные с письмами:
- Откуда и когда Вера отправила письмо Джил; -Кто, кому и откуда прислал это письмо (Unit 2); - В какой день Максим пишет свое письмо? Что происходит у него в это время? (Unit 3); -От кого Бен получил фотографии? В каких городах живут эти ребята? (Unit 6); -Напиши письмо Бену о своем городе (по образцу) (Unit 6); -О каком театре Вера написала Джил? (Unit 10); -Что было в посылках, которые Бен получил от ребят? (Unit 17); -Определи по штампу, когда и от кого ребята получили открытки? (Unit 18); -Ответь на вопросы из письма Веры (Unit 21);
Устные задания в учебнике подкреплены письменными заданиями в РТ : (Unit 9,16,17,19);
В 4-м классе структура письма усложняется за счет добавления слов благодарности за переписку в начале письма . (Unit 3); Продолжается работа над пониманием содержания личного письма. Некоторые тексты для чтения представлены в виде отрывков из писем и сопровождаются вопросами на понимание их содержания. Также некоторые задания с пропусками слов или букв даны в виде писем, что помогает учащимся регулярно повторять структуру личного письма(Unit 5,7,9,10,16). В той же форме дается повторение некоторого грамматического материала. (Unit 14) Часть этих текстов представлены шрифтом, имитирующим рукописное письмо. Ребятам предлагается самостоятельно написать письма на различные темы. К концу 4 класса объем письма по образцу составляет около 60 слов. (для чтения максимально 150 слов).
Таким образом, уже в начальной школе заложены основы шаблона личного письма, которые получают дальнейшее развитие в курсе средней школы. Учителю не требуется самому разрабатывать задания по этой теме, они содержатся в УМК в достаточном для отработки навыка количестве.
В учебнике 5 класса заданий, связанных с темой личного письма, становится несколько меньше, но они носят более творческий характер и выполняются без опоры на образец. Также расширяется набор фраз-клише для обращения и прощания.
В 6-м классе авторы УМК предлагают самостоятельно написать: - ответное письмо -поздравительную новогоднюю открытку -письмо о своем любимом празднике - о зимних каникулах в Европе - о любимой еде и др.
В 6-м классе впервые вводится понятие официального письма, даются шаблоны обращения и подписи. Также обращается внимание на случаи, когда желательно разбивать основную часть письма на абзацы (Unit 11 и др). Впервые появляются приветственные вопросы: How are yоu doing? и отсыл к предыдущим контактам Haven’t heard from you in a while.
В 7-м классе продолжается работа по дифференциации шаблонов личного и официального письма и по анализу их содержания. Формированию функциональной грамотности способствуют такие задания как:
-прочти письмо и определи его тему; -на основании информации, полученной из письма, заполни таблицу; -определи характер письма: формальный или личный
В 7-м классе мы впервые встречаемся с разбивкой письма на 9 структурных частей, их названиями и ролью в письме. Продолжается практика в написании как личных, так и официальных писем, информационных писем, писем-запросов информации и писем-стимулов. Уделено достаточное внимание умению писать на конверте адрес получателя и отправителя, появляется понятие почтового кода.
В 8 классе расширяется тематика писем и продолжается работа над шаблонами: 10 писем и заданий к ним в учебнике и 5 в рабочей тетради. число возможных структурных элементов письма увеличивается до 11. В разделе «Практикум в формате ОГЭ» даются общие рекомендации по написанию личного письма.
Курс 9 класса содержит 20 заданий, направленных на закрепление шаблонов личного и формального письма. Из новых элементов добавлен образец оформления постскриптума и набор связующих слов.
Таким образом, УМК FORWARD не требует от учителя привлечения дополнительных источников для формирования навыка написания и понимания личных и официальных писем определенной тематики. Для успешного овладения этими навыками вполне достаточно последовательной работы в рамках УМК.