Статья «Формирование личностных результатов средствами современных учебно-методических комплектов математики»

9
0
Материал опубликован 9 January 2016 в группе

Формирование личностных результатов средствами современных учебно-методических комплектов математики.

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  Для достижения указанных личностных результатов в систему УМК по математике введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач, например, представлены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны.

Также представляются в учебниках серии заданий творческого и поискового характера. Например, в учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка». Школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

ФГОС вводит диагностику результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. 

Какие можно поставить задачи? Например,

изучить теоретические аспекты по проблеме;

определить факторы, способствующие  формированию личностных результатов учащихся; 

выявить в содержании предметных линий  универсальные учебные действия  и  определить условия формирования  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;

использовать   набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие   личностных качеств школьников;

проанализировать работу по  формированию личностных результатов учащихся средствами диагностики.

Задачи эффективно решаются при следующих условиях:

Отбор содержания на основе образовательных ресурсов УМК.

Использование современных форм обучения (метод проектов, исследовательская деятельность).

Организация внеурочной деятельности

Отбор методик для отслеживания формирования личностных результатов.

Формирование личностных результатов средствами современных УМК «Математика »

 

 

Типы заданий

Личностные

      Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах.

    Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано.

    Работа с задачами на  историческом материале, относящемся к   построению  Российского государства в период XVII–XIX веков, подразумевает личностную  оценку описанных реальных исторических персонажей и ценности личного вклада человека в создание больших человеческих сообществ.

Задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»

Задачи и задания, названные «Не только математика».

Изучение математики по данным программам способствует формированию у учащихся личностных результатов обучения, соответствующих тре­бованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

умение самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор;

оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) ;

объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе);

самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская  идентичность);

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и познанию;

осознанный выбор и построение дальнейшей индивиду­альной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а так­же на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Сформированность личностных результатов следует оценивать по положительному отношению к школе и школьной дисциплине; чувству необходимости учения; проявлению интереса к математике; структуре ценностного сознания; присвоению моральных норм, регулирующих моральное поведение; полноте ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, требующей осуществления морального выбора.

1. УМК Н. Я. Виленкина и др. «Математика, 5», «Математика, 6».

2. УМК А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко.

- Рабочая тетрадь №1, Рабочая тетрадь №2: А.Г. Мерзляк.

3. УМК «СФЕРЫ». «Математика. Арифметика. Геометрия. 5-6 класс».

Рассмотрим формирование личностных результатов средствами современных учебно-методических комплектов математики на примере УМК «Сферы»«Математика. Арифметика и геометрия. 5 класс».

Внедрение современного комплекта учебников позволяет:

изменить позицию учителя – транслятора знаний на позицию проектанта совместной деятельности;

перевести ученика из объекта в субъект учебной деятельности.

Внедрение учебно-методического комплекса «Сфера» входит в рамки внедрения ИКТ в учебный процесс, позволяет формировать информационные и коммуникативные компетенции учащихся, даёт им возможность совместно с педагогом расширить пространство познания через использование компьютерных технологий. Данная экспериментальная программа является современным средством для решения педагогических задач при выборе программ и технологий обучения. Она позволяет выполнять требования ФГОС, создана по единой методологии, по единым методическим принципам и обеспечивает универсальность и технологизацию учебного процесса.

В учебно - методический комплект входят:

  • Учебник «Математика. Арифметика геометрия. 5 класс»;

    Тетрадь - тренажёр;

    Тетрадь - экзаменатор;

    Задачник - тренажёр;

    Поурочное тематическое планирование;

    Электронное приложение к учебнику.

Каждый элемент комплекта дополняет друг друга при изучении и закреплении материала и функционально обеспечивает качество образовательного процесса. Все компоненты УМК имеют современный красочный дизайн, единую навигацию, чёткое функциональное назначение, возможность построения индивидуальной образовательной траектории.

Учебник - центральный компонент УМК отличается лаконичностью изложения теоретического материала, жёсткой структурированностью текста, имеет фиксированный формат один разворот - одна тема. Такая компоновка теоретического материала делает его лёгким и доступным для чтения, что в полной мере соответствует психологическим особенностям школьников, позволяет им увидеть и сохранить в памяти взаимосвязь информационных элементов каждого урока. Работа учителя и ученика на поле разворота способствует формированию комплексного представления об изучаемом предмете.

Практический опыт показал, что учебник читают не только дети, но и их родители, что позволяет им оказывать помощь при выполнении домашних заданий. Учебник так же содержит обширный и разнообразный иллюстрированный ряд, в котором эти иллюстрации являются самостоятельным источником информации. Очень нравятся ученикам разделы «В фокусе», где указаны важные детали, на которые следует обратить внимание, «Читаем и делаем», где выполнение практической работы расписано по шагам. Помогают в работе окна с примерами записи решения заданий.

С удовольствием воспринимается учениками серия задач рубрики « Задача-исследование», которые помогают развивать творческое мышление.

Тетрадь-тренажёр – второй по важности компонент УМК является основным инструментом реализации деятельностного подхода в обучении. Материал тетради-тренажёра систематизирован по темам в соответствии с темами учебника, задания сгруппированы по видам деятельности, ранжированы по уровню сложности и служат для формирования личностных результатов средствами предмета. Разнообразие заданий позволяет отрабатывать предметные и надпредметные умения и навыки: решение текстовых задач, отработка начальных геометрических навыков, работа с текстом, развивать творческое мышление. Главное отличие тетради тренажёра от существующих рабочих тетрадей – это функция организатора самостоятельной работы ученика, создателя основы для формирования базовых компетенций.

Основные рубрики «Находим закономерности», «Анализируем и рассуждаем» озаглавлены интересно, необычно, что привлекает внимание учеников и стимулирует интерес к работе.

Тетрадь – экзаменатор представляет инструмент для тренировки навыков выполнения контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой форме по выбору учителя.

Задачник-тренажёр является компонентом УМК, отражающим специфику предмета, он оформлен менее красочно, является дополнением учебника, и содержит различные по уровню сложности группы упражнений.

В учебнике и в задачнике удачно определены уровневые задания, выполнение которых придает уверенность как слабому ученику, а также дает возможность глубокой работы заинтересованным детям.

Авторы УМК нацеливают учителей в процессе формирования умений не форсировать переход к более сложным задачам учащимся, которые еще не овладели базовыми, опорными знаниями и умениями, и в то же время не задерживать тех, кто уже может идти дальше.

Большую помощь в работе учителя при подготовке к урокам оказывает методическое пособие и поурочное тематическое планирование. В этих изданиях наиболее полно даны рекомендации по изучению каждой темы, даже предлагаются планы этапов урока и возможные домашние задания.

Электронный учебник - неотъемлемая часть УМК. Основным его достоинством является наличие флеш - презентаций по всем темам курса, интерактивные упражнения, виртуальные лаборатории по всем разделам курса. Ученики с огромным желанием и интересом решают задачи на интерактивной доске, что является большим стимулом развития и сохранения интереса при изучении такого сложного предмета, как математика.

Первый опыт работы показал, что новый УМК позволил:

повысить качество обучения и воспитания;

грамотно формировать учебную мотивацию;

прививать интерес к предмету и к процессу познания в целом, более эффективно, чем это возможно делать при работе со старыми учебниками;

сделать урок для ученика интересным, наглядным, современным.

Результаты диагностики социально-психологической адаптированности учеников:

100% учеников чувствуют себя комфортно на уроках математики (на других предметах % учеников составляет 50-90%);

Психологические тесты показывают отсутствие у детей состояния тревожности или ожидания неудачи при ответах с места или у доски, что сказывается положительным образом на успеваемости и качестве знаний.

наблюдается положительная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению, характеризуется высокая познавательная активность.

Новый УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Развивает познавательный интерес ученика, повышает мотивацию изучения такого сложного предмета, как математика. Позволяет заложить и сформировать первые геометрические навыки, что вообще отсутствует в других учебниках по математике для 5-6 классов. Помогает развивать у учащихся культуру математической речи, способствует более эффективному обучению применению понятий, правил, определений, формулировок теоретических положений.

Однако, каждый учитель, который планирует апробировать данный УМК, должен учитывать дополнительные ежедневные временные затраты, наличие практических навыков работы с компьютером, периферическим оборудованием и интерактивной доской, а так же необходимостью применять указанные технические средства обучения на каждом уроке. Так же, учителю придётся, при подготовке к каждому уроку, делать подборку упражнений из предложенного многообразия заданий, с учётом уровня знаний учеников экспериментального класса.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации