Статья «Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии, географии как средство формирования метапредметных результатов»

2
0
Материал опубликован 5 May 2019 в группе

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»

В. А. Сухомлинский

«Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,

разве разум оратора не должен постичь

истину того, о чем он собирается говорить? »

Платон

 

Современному обществу необходимы люди активно и заинтересованно познающие мир, понимающие ценность труда, науки и творчества, осознающие важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способные применять полученные знания на практике. Таким образом, личность должна быть всесторонне развитой или «универсальной». Задача школы - сформировать универсальные учебные действия.

Одним из универсальных умений является чтение: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые.

С 2015 – 2016 учебного года я начала работу по самообразованию по теме:

 

«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии, географии

как средство формирования метапредметных результатов»

 

Почему проблема обучения чтению становится актуальной и очень значимой лично для меня?

Во-первых, это одно из приоритетных направлений в обучении, закреплённых в ФГОС, где одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

определением основной и второстепенной информации;

формулированием проблемы и главной идеи текста.

Во-вторых, школьники испытывают трудности при работе с текстами. Умеют быстро и четко перевести письменные знаки, но вот понять смысл текста, извлечь необходимую информацию, могут далеко не всегда!

В – третьих, проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

снижение интереса к чтению;

ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

обрабатывать информацию в письменной форме.

Ежегодно учителя начальных классов, начиная с 1 класса, проводят мониторинг сформированности УУД, где особое внимание уделяется проверке техники чтения и пониманию прочитанного.

Это даёт положительные результаты: в 5 - й класс приходят дети, неплохо читающие и понимающие то, о чём они читают. Но при работе с текстом у учащихся возникают такие трудности, как:

определить основную мысль текста,

умение извлекать главную информацию,

ответить на вопрос;

составить план к тексту;

заполнить таблицу.

Я считаю, что развитие метапредметных компетенций на уроках биологии, географии через чтение является особенно актуальным в настоящее время, так как способствует активному формированию всего спектра универсальных учебных действий, учитывая социальные и личностные потребности и интересы ученика.

Инновационный аспект методической разработки заключается в выработке способов высоких познавательных и метапредметных достижений ученика через чтение и речь, его социализации.

Практикоориентированность методической разработки заключается в том, что ею могут воспользоваться не только учителя биологии, географии, но и другие участники образовательных отношений. Это учителя – предметники, которые смогут применять в своей практике систему упражнений для развития навыков смыслового чтения. Это ученики, которые найдут в методической разработке нужную информацию для успешного освоения биологии, географии; родители, которые, ознакомившись с материалами, смогут проконтролировать индивидуальную и самостоятельную работу ребенка или примут участие в работе своего ребенка.

Цель работы: создание условий для развития навыков смыслового чтения как средства формирования и развития метапредметных результатов на уроках биологии, географии и внеурочной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены задачи:

изучить различные стратегии смыслового чтения;

разработать систему упражнений для развития навыков смыслового чтения;

разработать диагностический инструментарий для отслеживания уровня сформированности навыков смыслового чтения

способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха.

Планируемые результаты, которые могут быть достигнуты.

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Поиск информации и понимание прочитанного

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

Определять главную тему, общую цель или назначение текста.

Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовке и с опорой на предыдущий опыт.

Объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте.

Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.

Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте).

Решать учебне -познавательные и учебно - практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Определять назначение разных видов текстов.

Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Различать тему и подтемы специального текста.

Выделять главную и избыточную информацию.

Прогнозировать последовательность изложения идей текста.

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей.

Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции.

Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Анализировать изменений своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Преобразование и интерпретация информации

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления, проводить проверку правописания, использовать в тексте таблицы, изображения.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в т.ч. динамические, электронные,…), переходить от одного представления данных к другому.

Интерпретировать текст:

-сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

-обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

-делать выводы из сформулированных посылок;

-выводить заключения о намерении автора или главной мысли текста.

Выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализ подтекста.

Оценка информации

Откликаться на содержание текста:

-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-находить доводы в защиту своей точки зрения.

Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения.

На основе имеющего знания, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую конфликтную информацию.

Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Критически относиться к рекламной информации.

Находить способы проверки противоречий информации. Определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации

 

В чем же заключается цель смыслового чтения?

Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение на­выками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.

В связи с этим необходимо было найти эффективные приемы обучения учащихся продуктивному чтению и систематически использовать их в своей практике для достижения результатов.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.

 

 

 

 

Чтение – метапредметный навык.

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

1) умение выказывать своё отношение к проблеме, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативыне УУД

Познавательные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) умение представлять информацию в виде таблицы;

3) умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) умение ориентироваться на развороте учебника;

7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Если говорить кратко, то

в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Концепция изменений и система работы.

Для решения поставленных задач мною были изучены методики смыслового чтения. Большой вклад в решение проблемы смыслового чтения внесли работы А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н. Сметанниковой и многих других ученых.

Для достижения успеха в процессе обучения биологии, географии, географии мною были выбраны педагогические технологии, которые отвечают требованиям системно - деятельностного подхода:

Технология продуктивного чтения.

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Информационно – коммуникативная технология.

Технология проектного обучения.

Технологии развивающего обучения.

Технология сотрудничества.

В основе технологий лежат дидактические принципы:

доступности,

наглядности,

активного взаимодействия,

систематичности и последовательности,

межпредметной интеграции,

постепенности и непрерывности.

К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

 

5 – 6 классы

выделение главного в тексте;

грамотно пересказать прочитанный текст.

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

находить в тексте требуемую информацию;

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы,

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

 

7 – 8

классы

 

умение составить план прочитанного;

воспроизводить текст по предложенному плану;

умение пользоваться образцами решения задач;

запоминание определений.

9 классы

с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);

использование новых знаний в различных учебных и жизненных ситуациях;

подтверждение научных фактов;

конспектирование новой темы


 

Моя задача как учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Необходимо организовать работу детей так, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В ходе работы школьники активно участвуют в решении проблемных вопросов, учатся находить решения поставленных задач, анализируют, сопоставляют с уже имеющимися знаниями и учатся аргументировать целесообразность своей позиции. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою точку зрения.

Одним из путей решения проблемы развития навыков смыслового чтения считаю использование стратегий смыслового чтения, разработанных Н.Н.Сметанниковой.

В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения устной речью.

Работа с текстом может индивидуальной, групповой, самостоятельной или общей.

В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения устной речью.

Хочу рассказать о некоторых методах работы с текстом, которые успешно применяю в своей практике. Это задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.

I. Стратегия предтекстовой деятельности. Работа с текстом до чтения.

1. Прием «Ассоциативный куст». Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Можно включить в работу иллюстрации. По иллюстрациям учащиеся высказывают свои предположения о том, какими особенностями должны обладать организмы, изображенные на страницах учебника.

Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу. На уроках этот приём я чаще всего использую на этапе мотивации.

2. Антиципация - (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания.

Разновидности антиципации:

а) Восстановление текста с пропущенными элементами.

б) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания,.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор

Прогноз описания незнакомого текста повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить, прав ли я? Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, понятия, иллюстрации. Этот прием дает возможность развить воображение, интуицию.

При работе с терминами использую прием «незнакомцы». Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа: прошу выделить в тексте слова и выражения, ранее не встречавшиеся или непонятные. Затем ведется работа над  ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего,  являются термины. Сначала учимся находить ключевые слова, а затем  - определять их точное значение именно в данном тексте

Чаще всего в учебнике такие слова выделены курсивом или жирным шрифтом. Поиск новых, незнакомых слов учащиеся ищут самостоятельно, используя приём сканирование .

В результате этой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Самостоятельная работа учащегося с текстом требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.

Особенно важно на любом этапе работы с текстом систематически использовать учебник в школьном курсе биологии, географии, географии. Изначально учебник для ученика - первая научная книга, а для 5-классника особенно. Учебник является главным источником информации, он  является навигатором  в мощном и противоречивом информационном пространстве, первым  помощником  учителю в реализации многочисленных задач современного образования особенно на начальных этапах развития самостоятельной деятельности.

Главная цель стратегии текстовой деятельности , работы с текстом во время чтения – освоение содержания, основной мысли текста и создание его интерпретации (истолкования, оценки). Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

На данном этапе происходит первичное восприятие текста с помощью беседы, постановка к тексту обобщающих вопросов, а также можно использовать приемы работы с разными видами таблиц, схем, составлению планов ответа. Использую следующие методы:

читательский дневник, который заполняется по мере чтения произведения;

двухчастный дневник, который заполняется по мере чтения произведения.

«Продвинутая лекция»

«Зигзаг»

Но особенно мне нравится на первых уроках изучения систематических групп живых организмов, где материал излагается по одному и тому же плану использовать приём «Денотатный граф» - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Перевод словосочетания «Денотатный граф»: «обозначаю» и «пишу». С детьми мы назвали прием «Шпаргалка».

Составляем схему краткого изложения основного материала, используя только глаголы, которые предлагают дети: «растут, состоят из, размножаются, бывают, используются». Затем подбираем из текста необходимые понятия и составляем «шпаргалку». Когда дети научатся составлять конспект, используя каркас из глаголов и существительных, прошу их по этому плану рассказать об изучаемых растениях и показать на схеме или доске. На следующем этапе записываем информацию в «шпаргалке» с помощью пентаграмм или условных знаков, а потом по ней составляем рассказ.

В случаях, когда текст необходимо сократить так, чтобы самое главное было узнано и понято, использую таблицы. Это позволяет организовать полноценную работу на уроках биологии, географии, так как развивает логическое мышление, суждение и позволяет устанавливать причинно-следственных связи.

Для этого использую игру «Поработай редактором». Такая работа научит не только сжато и компактно выражать свои мысли, но и быстро улавливать смысл информации, отделяя главное от второстепенного. Если эта игра проводится впервые, то такая работа выполняется совместно с учителем. Когда этот прием осознан, задание может использоваться индивидуально на карточках, что я и буду делать сегодня на уроке.

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, На заключительном этапе происходит коллективное обсуждение текста с опорой на составленные схемы и таблицы. Допускается и использование цитат из текста учебника. Итогом работы становится монологическая речь учащихся.

На этом этапе целесообразно использовать приёмы, позволяющие ученикам самостоятельно составлять вопросы по тексту. Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто. И не каждому ученику это сразу удаётся. Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать. Хорошо помогает решить эту проблему использование приёма «Составление вопросов к тексту». Данный приём позволяет провести анализ информации, представленной в тексте, сформулировать вопросы к тексту, для ответа на которые нужно использовать имеющиеся данные Рассмотрим использование приёма на уроке географии при изучении темы «Ветер. Виды ветров». Учащиеся читают текст:

«Воздух постоянно перемещается над поверхностью Земли. Движение воздуха в горизонтальном направлении называется ветром. На берегу морей, крупных озёр в течение суток ветер меняет своё направление два раза. Днём он дует с воды на сушу, а ночью - с суши на воду. Такой прибрежный ветер называется бриз. На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют направление дважды в год. Такие ветры называются муссонами. Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана поступает на сушу. Дует летний муссон. »

И выполняют задания.

1. Прочитайте текст.

2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

5. Составьте 5 вопросов к тексту.

6. Используя текст, нарисуй схему образования ночного бриза и зимнего муссона. Сделай сравнение.

Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. На этом этапе я использую всем известные приёмы «Ромашка Блума», кубик Блума, тонкие и толстые вопросы.

Эффективно при закреплении изученного материала, на мой взгляд, будет использование следующих приёмов:

Приём «3-2-1». Учащиеся называют:

3 самых важных момента, которые я узнал на уроке;

2 знания, которые я буду применять на практике;

1 вопрос или комментарий, который возник во время урока.

Приём «Словарные акростихи».

1 – ученикам задается ключевое слово, связанное с темой;

2 – заданное слово ученики пишут побуквенно, а тетради вертикально;

3 – ученики должны составить акростих, используя каждую букву заданного слова.

Например, на уроке биологии в 8 классе у нас получился следующий акростих к термину «организм»

О- объединение

Р – разных

Г – групп (гаджетов)

А – анатомически

Н – нужных

И – индивиду

З – запускать

М - механизм

Приём «РЕЗЮМЕ одним словом».

1 – учитель распределяет случайным образом буквы алфавита для каждого ученика;

2 –ученикам дается определённое время, (я даю не более 1 минуты), чтобы назвать слово РЕЗЮМИРУЮЩЕЕ тему всего урока

3 – учитель опрашивает как можно больше учеников, чтобы услышать придуманные ими слова.

Развитие навыка смыслового чтения осуществляю и через групповую работу, используя разнообразные приёмы. Особенно удачными и результативными, я считаю следующие:

приём «Карусель». Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, при этом не повторяясь.

Стратегия «Галерея». После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.

На уроке биологии, географии, особенно в старших классах я использую групповую работу с текстом: класс делится на 2 команды по четыре человека. Каждая команда зарисовывает таблицу на листе бумаги А3. Лист разделен на сектора таким образом, что для каждого участника на листе отведено своё место и центральное командное пространство. Классу задается вопрос: перечислите основные признаки мейоза? Участники команды отвечают одновременно на своей части листочка, записывая как можно больше пунктов в отведенное время. Далее первый участник называет один из пунктов, которые он записал. Остальные члены команды комментируют идею. Если участники команды соглашаются с важностью упомянутого пункта, первый участник записывает синтезированные идеи команды в центре листка. Действия повторяются один или несколько кругов, участники по очереди предлагают идеи и записывают общий вариант. В конце работы подводится общий итог в классе, когда заслушиваются представители команд, а учитель дает свои комментарии. Как вариант, характеристику понятий дети могут записать у себя в тетради, но в дальнейшем обменяться мнениями и совместно выбрать лучшие.

Моя функция заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. При этом результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Работу на уроках по развитию навыков смыслового чтения как средства формирования метапредметных компетенций учащихся продолжаю во внеурочное время на кружке «Занимательная биология» (5 класс), факультативном курсе по подготовке к ОГЭ по географии «34 шага к успешной сдаче ОГЭ», кружке по подготовке к ГИА по биологии «Практическая биология».

Условия реализации опыта

1. Владение современными образовательными технологиями.

2. Хорошая материальная база кабинета биологии: наличие печатных наглядных учебных пособий, муляжей, препаратов, электронных приложений к учебникам биологии.

3.Накопление дидактического материала: карточек-заданий, разноуровневых тестов, КИМов для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.

4. Наличие методических разработок уроков различных типов с использованием стратегии смыслового чтения.

Я уверена, что применение технологии смыслового чтения не только помогает развитию универсальные учебные действия, но и способствует лучшему освоение учебного материала по биологии, географии, о чём свидетельствуют результаты моей работы.

 

Результаты работы по развитию навыков смыслового чтения в «пилотном» классе

 

Критерии

5 класс

2015 -2016

уч. год

6 класс

2016 – 2017

уч. год

7 класс

2017 -2018

уч. год

8 класс

2018 -2019

уч. год

Общее понимание текста, ориентация в нём

100%

100%

100%

100 %

Глубокое и детальное понимание содержания текста

54 %

63 %

69 %

71 %

Использование информации из текста для различных целей, трансформация текста

64%

78 %

87 %

88%

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленная работа над формированием умения смыслового чтения позволяет существенно «продвинуть» учащихся, что приводит к повышению качества обучения, расширению их возможностей в решении учебных задач. Проведенная работа показывает, что предложенные формы, приёмы развития умения весьма эффективны и могут быть использованы преподавателями разных учебных дисциплин, обеспечивающих развитие метапредметных компетенций учащихся.

 

Литература

Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных дей­ствий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2011.

Аствацатуров Г. О. Техника активно-продуктивного чтения или Как организовать работу с учебником на уроке

Гин А.А. Приемы педагогической техники:свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2000.

Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации