Использование кейс-технологии в начальной школе
Выступление подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории Амелина Л.Л..
Все уроки, как люди, похожи и разные,
Если к ним приглядеться с разных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.
В. Троицкий
Использование кейс-технологии в начальной школе
Цель технологии:
помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим
Задачи:
максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи
«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием..…Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».
Главное её предназначение:
развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)
Описание кейс-технологии
Кейс – технология позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по курсу и практический опыт.
Суть технологии в следующем: использование в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях
Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
При этом сама проблема не имеет однозначных решений (для обучающихся начального звена на начальных этапах применения технологии проблема может иметь однозначные решения ).
ВИДЫ КЕЙСОВ:
- Печатный кейс
- Мультимедиа-кейс
- Видео-кейс
В кейс-технологии используются следующие методы:
-метод инцидентов
-метод разбора деловой корреспонденции
-игровое проектирование
-ситуационно-ролевая игра
-метод дискуссии и
-кейс-стади.
Работа с кейсом проходит по следующим этапам.
Этап 1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Этап II. Выделение основной проблемы (проблем) и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
Этап III. Предложение концепций или тем для мозгового штурма.
Этап IV. Анализ последствий принятия того или иного решения.
Этап V. Решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия учителя в кейсе представлены таким образом:
1.создание кейса или использование уже имеющегося
2.распределение учеников по малым группам (4-6 человек)
3.знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания
4.решений проблемы, сроками выполнения заданий
5.организация работы учащихся в малых группах
6.определение докладчиков
7.организация презентации решений в малых группах
8.организация общей дискуссии
9.обобщающее выступление учителя,
10.его анализ ситуации
11.оценивание учащихся учителем
Методические разработки фрагментов уроков с применением кейс-технологии.
I. Применение кейс-технологии на уроке русского языка (2 класс):
Учитель готовит кейсы. Разбивает класс на группы 2-3 человека. Помогает организовать работу в группах.
Содержание обучающего кейса: «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»
1. Как правильно написать слово «зв..зда»?
2. Какую проблему обнаружили?
3. Каков алгоритм твоих действий? (пронумеруй)
Ставлю ударение
Выделяю в слове корень
Определяю графически орфограмму в слове «звезда»
Подбираю проверочное слово (как?)
4. Приведи примеры на это правило
5. Сформулируй правило, сверь его с учебником.
6. Как схематически можно представить это правило?
II. Применение кейс-технология на уроке развития речи
( русский язык, изложение )
Первый этап - подготовка кейса. Учитель готовит кейсы и разбивает класс на 5 групп по 4-5 человек, раздает кейсы. Текст изложения или указывается в учебнике, или раздается в материалах кейса.
1 кейс: Выполните задание, используя справочный материал. (материал прикрепляется к кейсу)
1. Определите, что перед вами: слова, предложения, текст. Докажите.
2. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
3. Определите тему и главную мысль текста.
4.На что указывает заглавие текста?
2 кейс: Выполните задание.
1. Разбейте текст на смысловые части. Сколько получилось частей?
2. О чем говорится в каждой части? Озаглавьте части.
3. Составьте план текста.
3 кейс: Выполните задание.
1. Сколько абзацев в тексте?
2. Найдите ключевые слова в каждом абзаце.
3. Проверьте можно ли восстановить содержание рассказа по ключевым словам
4 кейс: Выполните задание, используя справочный материал.
1. Вспомните орфограммы гласных звуков.
2. Выпишите из текста все слова с орфограммами гласных звуков
3. Подберите проверочные слова, объясните написание орфограммы
5 кейс: Выполните задание, используя справочный материал.
1. Вспомните орфограммы согласных звуков.
2. Выпишите из текста все слова с орфограммами согласных звуков.
3. Подберите проверочные слова, объясните написание орфограммы.
Второй этап - работа учащихся с кейсом на уроке.
1. Ознакомление с текстом. (2-3 минуты)
2.Проблематизация - обнаружение в ходе дискуссии (участвует весь класс) что поможет написать изложение. (2-3 минуты). С помощью учителя дети должны прийти к выводу, что надо определить тему и основную мысль текста, составить план изложения, найти ключевые слова, поработать над орфограммами. Получение кейсов.
3. Работа с кейсами в малых группах. Ответы на поставленные вопросы. (5-10 минут)
4. Презентация решения (каждая группа оформляет задание крупно на листе бумаги, крепит на доске)
5. После выступления каждой группы, обучающиеся задают вопросы, уточняют что непонятно, можно предложить свои варианты решения проблемы.
6. Написание изложения по представленному плану и ключевым словам (индивидуальная самостоятельная работа).
Критерии:
- Активность
- Чёткость изложения материала
- Быстрота выполнения задания
- Отбор информации
- Ведение дискуссии
В ходе работы с кейс-технологией сделаем вывод:
1. Не все виды кейсов и не все методы кейс-технологии подходят для применения в начальной школе.
2. В начальной школе для обучающихся 1-2 классов лучше использовать небольшие кейсы, на 10-20 минут урока.
3. Кейс - технологии можно применять на всех уроках в начальном звене.
4. Для создания игровой ситуации и облегчения понимания смысла работы кейсы с заданиями сделать в виде папок или портфелей.
5. Качество знаний и эмоциональный отклик обучающихся при использовании кейс-технологии выше, чем в результате проведения традиционных уроков.