Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Проблема здоровья подрастающего поколения стоит остро по всей стране. Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей. Природно-климатические условия в сочетании с экологическим неблагополучием предъявляют к организму ребенка высокие требования процессе учебы, труда и отдыха, поэтому значительное количество детей начального школьного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.
Школа – это учреждение, в котором наряду с формированием учебной деятельности, формируется мотивация к здоровому образу жизни, знания о своем организме. В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка предусматривает:
знание правил гигиены и ухода за своим телом;
знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
настоящее время большое распространение получили разнообразные здоровьесберегающие технологии, которые могут использоваться как в учебной деятельности, так и во внеурочное время. Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Рассмотрим некоторые виды здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная релаксация по методу М. Л. Лазарева.
М.Л. Лазарев - руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины. Технология включает себя не только оздоровительные элементы, но и познавательные, способствующие воспитанию личности ребёнка. Важную роль играет музыка, которая впервые является не дополнительным материалом, а интегрированной основой.
Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой.
Это метод естественного оздоровления, отличающийся тем, что короткий шумный вдох носом де-лается на движениях, сжимающих грудную клетку. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой снимает усталость, повышает умственную и физическую работоспособность, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и т.д
Пальчиковые гимнастики и игры.
Уровень развития мелкой моторики и координация развития движения рук – один из показателей интеллектуального развития, готовности к школьному обучению, также развития речи. Задачу развития у детей мелкой моторики успешно решают систематические занятия, включающие в себя пальчиковые игры, упражнения карандашом, мячом, работа с мелким материалом, графические навыки. Это может быть обыгрывание сказок, стихотворений с помощью движений пальцев.
Технология сенсорно-поисковых моторно-координаторных тренажёров В. Ф. Базарного.
Цель данной технологии повысить физическую и психическую активность детей на уроках, предупредить детскую утомляемость ориентируясь на активизацию мышечно-телесного, в том числе зрительного чувства координации (сочетание движений глазами, головой и туловищем в условиях прослеживания зрительных стимулов). Может использоваться в качестве физкультминуток во время любой образовательной деятельности.
Интеллектуальный и антистрессовый массаж используется для стимуляции деятельности нервной системы, повышает работоспособность.
Точечный массаж (по А. А. Уманской) Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек.
основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, пальцев рук.
Самомассаж проводится в игровой форме «Гимнастика маленьких волшебников», ребенок, играя, лепит себя. Таким образом, у него формируется осознанное отношение к своему телу. Технология способствует расслаблению мышц и снятию нервно-психического напряжения.
Мудры – это особое положение рук. В странах Востока издревле знали целебную силу от сложения особым образом пальцев рук. Эти знания сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение. Все упражнения выполняются спокойно, без малейшего напряжения мышц, не прилагая особых усилий. Хатха – йога для детей проводится, как драматизация сказок. Основные позы просты, легко запоминаются выполняются детьми начальной школы. Упражнения выполняются спокойно, без напряжения, плавно переходя от одного к другому. Данная технология развивает гибкость, укрепляет мышцы живота и спины, улучшает кровообращение, успокаивает нервную систему, даёт отдых, свежесть и бодрость и т. д.
Мышечная релаксация Д. Джекобсона применяется для снятия физического и психического напряжения, создания позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния. Упражнения выделены в комплексы по группам мышц.
Данные и другие здоровьесберегающие технологии уместно использовать в комплексе с теоретическими занятиями, по формированию валеологических представлений детей.
Список источников:
1. Базарнов В. Ф. Нервно – психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. - Президентская программа «Дети России» Сергиев Посад, 1995.
2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, - 296 с.
3. Обухов Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1 – 4 классы. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014 – 288 с.