Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Замзорская средняя общеобразовательная школа»
Использование коучинговой технологии
в начальной школе.
Учитель начальных классов:
Куценко Татьяна Дмитриевна
Категория I
2020 год.
Использование коучинговой технологии в начальной школе.
В соответствии с кардинальным изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося, активно разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные модели образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. Актуальность применения инновационных технологий в педагогике обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения. Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения.
Концепции современного образования максимально соответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Презентация https://урок.рф/library/prezentatciya_ispolzovanie_kouchingovoj_tehnologii_164052.html
Что такое коучинг?
Коучинг – это… ( слайд 2, 3)
· средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или продвижения в любой сложной ситуации;
· работа как с отдельным человеком, так и с коллективом по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения определенных стратегий для получения результата;
Коучинг больше помогает учиться, нежели учит.
( слайд 4)
Основная цель коучинга - взаимодействовать таким образом, чтобы способствовать росту и развитию учащегося, опираясь на его потенциал, таланты, силы.
(слайд 5)
Основная задача – помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате - достигать желаемых результатов.
Коуч-учитель не советует, а продвигает.
Коучинг бывает индивидуальный, групповой, командный.
Ключевые установки и ценности коучинга естественным образом включаются в любое учебное занятие.
Установки: ( слйд 6)
1) Со всеми моими учениками все в порядке;
2) Каждый из них способен сделать для себя в жизни наилучший выбор.
3) Изменения не только возможны, но и неизбежны. Даже если у ребенка убеждение, что ничего уже не получится, то ему говорю, что изменения неизбежны. Поэтому работая с учеником и используя инструменты коучинга, я показываю, что изменения есть.
4) У каждого ребенка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого;
5) Любое намерение ребенка основано на позитивном стремлении для себя. Чтобы наш ребенок ни делал и не вытворял в жизни, мы понимаем, что за каждым намерением есть то позитивное намерение, которое его привело.
В педагогичности установок не приходится сомневаться. Хороший педагог никогда не навешивает на детей ярлыки неисправимых, принимает всех, создает новые возможности для выбора. Он верит в желание ребенка быть хорошим, в то, что он стремится к лучшему; главное – учитель сам уверен в собственной способности меняться к лучшему.
С чего начинается коуч-сессия?
Она начинается с раппорта.
Раппорт – это создание хорошего пространства изменения для ученика. Коуч не отвечает за результат. Поэтому объяснить надо сразу, что за результат отвечает только сам ребенок, а коуч поможет. Только тогда это начнет действовать. Как говорят: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить напиться».
Многие приемы коучинга, близкие педагогике и хорошо знакомые педагогам, используются мною на уроках, занятиях, во внеурочной деятельности, в процессе реализации проектов, организации и проведения внеклассных мероприятий. Вот некоторые из них:
Инструменты коучинга: ( слайд 7)
- Тоны голоса.
- Ресурсное отношение к ошибке.
- Сильные вопросы
- Колесо баланса
- Техника «Шакала развития"
- Линия времени
- Ассоциативное мышление
- Метод «4 угла»
Тоны голоса. ( слайд 8, 9 )
Голос – это профессиональный инструмент. Это одно из сильнейших воздействий на людей. Определяют 4 тона голоса.
Голос волшебника.
(Именно волшебник может определить тебя в будущее.
«А представь себе, что …ты достиг этого результата, что тогда стало возможным? Как это происходит? Как радуются вокруг тебя люди? Что ты слышишь?)
Тон голоса воина.
(Направляет на действие. Четко и понятно довести до действия: «Встаньете возле своих парт» или «Откройте учебники» и так далее.)
Голос друга. ( Обычный разговор)
Голос мудрого правителя. ( Этим голосом , искренне благодарю своих учеников.)
Ресурсное отношение к ошибке.( слайд 10 )
Технология «коучинг» предполагает обучение не на ошибках, а на успехе. Следовательно, в работах учеников предлагается выделять наиболее удачное и акцентировать внимание именно на этом.
Например:
-Поставьте точки под самыми красивыми буквами. Как добиться того, чтобы все буквы в строке стали красивыми?
Или
- А представьте себе, как если бы у вас в жизни была фея, которая обладала уникальной способностью найти что-то очень хорошее и показать вам, да и всем вокруг, как здорово вы справились с задачей. Пусть в мелочи, пусть в самом незначительном шаге, но у вас это получилось.
Я сейчас на уроке побуду Феей. Пока вы прописываете две строчки букв, я пройду и обведу в кружок самую красивую букву из всех, которые вы написали».
Дети оживляются и с нетерпением ждут, когда же учитель подойдет к нему, когда же найдет самую красивую букву.
Сильные вопросы.
Основной инструмент педагога-коуча – вопросы. «Сильные или открытые вопросы». Они открывают дополнительные решения и приглашают посмотреть в будущее.
1.Трансформационные, сильные вопросы.
Открытые вопросы. провоцирующие на размышления, дискуссии. Вопросы, которые продвигают.
· Какой урок у вас сегодня был самым интересным?
· Какое занятие(урок) приносит тебе самое большое удовольствие?
· Из каких материалов вы сегодня делали поделку?
· Над чем вы сегодня смеялись?
· Что нового ты узнал сегодня?
· Что хорошего произошло сегодня с тобой?
· Чем бы тебе хотелось заниматься больше (меньше) в школе?
· Тебе понравился сегодняшний обед? Что было самым вкусным?
Прием «Право выбора», «Успех».
Применяю данный прием на уроках письма к детям слабомотивированым, которые время от времени говорят: «Ой, у меня все равно ничего не получится».
Ведь бесполезно ребенка заставлять переписывать прописи. Мы вызовем только ненависть к школе , а не любовь к ней. Поэтому нам будут помогать такие вопросы.
«Открывай тетрадь, находи буковку или хотя бы хвостик у нее, который получился хорошо. И давай сегодня мы будем любить только одну букву. Нельзя же любит все буквы сразу». После написания в строке этой буквы, можно посчитать количество красивых и записать цифрой на полях.
На следующий день опять прописываем эту же букву в строке. Предлагаю подсчитать: «А сегодня сколько красивых букв удалось написать? Давай сравним со вчерашним числом»
И, наконец, можно идти дальше: «А сейчас выбери другую букву, с которой тебе хотелось бы поработать»…
Техника «Колесо баланса». ( слайды 11, 12, 13 )
Колесо баланса строится на определенный период (полгода, год)
Для составления колеса баланса нарисуем окружность (на доске, на листе бумаги) и разделим ее на 4–10 равных частей. Эти части могут заполняться самым разным содержанием (разделы в изучении темы, элементы занятия, этапы проекта, главные герои произведения и т.д.).
Шкала удовлетворенности каждой областью жизни, где 1 – минимальная удовлетворенность, 10 – максимальная.
По каждой области – что для Вас «10» на этот временной период?
Какая степень удовлетворенности сейчас по шкале от 1 до 10?
И что Вы замечаете, глядя на это колесо?
Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области.
Если сдвинуть ее на один пункт – то что изменится в каждой из областей?
(Если выбранная область не двигает остальные – попробовать другую)
И какие будут первые, самые легкие шаги для изменения?
(слайд 14)
Пример использования техники «Колесо баланса» в начальной школе:
Техника «Колесо развития».
«Подготовка к проверочной работе по математике»
Перед вами задания, которые я предлагаю детям.( слайд 16 )
1.Решение задач.
2. Устные вычислительные навыки.
3. Порядок действий.
4. Таблица умножения и деления.
5. Геометрический материал.
6. Письменные вычислительные навыки. 9280887
7. Сравнение величин.
8. Решение уравнений.
Такое «Колесо» составляется каждым обучающимся при подготовке к проверочной работе в период изучения темы. Число «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» единица — только знание о его существовании.
1. С трудом ориентируюсь в предмете.
2. Знаю, чем воспользоваться для выполнения задания по предмету.
3. Могу выучить, знаю основные понятия и термины.
4. Выполняю задания с чьей-либо помощью.
5. Выполняю задания только по образцу.
6. Сам выполняю задания по предмету.
7. Могу уверенно выполнить проверочную, контрольную работу по предмету.
8. Могу предложить свой вариант выполнения заданий.
9. Уверен в успешном итоге контрольной работы по предмету.
10. Соотношу знания по предмету в жизненных ситуациях.
Дальнейшая работа с этой картой позволяет четко спланировать действия по ликвидации пробелов в знаниях и заполнения «белых пятен».
(слайд 16) На классном часе мы составляли колесо «Наш дружный класс»
- Из каких областей состоит Ваш дружный класс?
( Дети отвечают: учеба, кружки, праздники, дружба, подготовка к урокам, библиотека, дисциплина, дежурство..)
- Отметьте степень своей удовлетворенности в каждом секторе.
где 1 – минимальная удовлетворенность, 10 – максимальная.
По каждой области – что для Вас «10» на этот временной период?
( В учебе – на уроке работаем, все понимем, решаем….
Подготовка к урокам – все готовы, самостоятельно можем подготовить рабочее место
Кружки – посещаемость 100%
Праздники- участие всех
Библиотека- берем книги и читаем – все.
Дружба – нет ссор, взаимопомощь
Дежурство- без напоминаний справиться с обязанностями
Дисциплина – мы – хорошие ученики.)
Соединяем точки. Должно получиться колесо….Что вы можете сказать про наше колесо? Оно может покатиться?
Над каким сектором предстоит поработать?
- А если мы улучшим результат в секторе дисциплина, то, что произойдет с другими секторами?
- И чтобы дойти до цели, мы должны прописать шаги,
Для этого я использую «Линию времени».
( слайд 17)
Этот инструмент учит каждого управлять временем урока и личным временем. Именно так можно устанавливать трафик для разных групп детей – готовить задания на фиксированное время выполнения, организуя урок.
«Линия времени» – это удобный визуальный образ для прорисовки целей и определения шагов их реализации.
Это может быть «Шкала понимания темы урока», «Шкала готовности к проверочной работе» и т.п.
Но в нашем случае шкала будет называться «Дисциплина»
Приведу пример.
«Дисциплина»
«Хороший ученик» .
( слайд 18 )
- Что вы хотите?
- Что значит быть дисциплинированным? ( Не бегать по коридорам, не кричать, не драться, не опаздывать…)
- Почему для вас важно наладить дисциплину?
- Определите дату, когда наш класс станет таким?
- А теперь представьте, что мы в будущем, когда цель уже достигнута. видны позитивные последствия этого. Опишите яркую подробную картину желаемого будущего (образы, звуки)
- Возвращаемся назад.
- А что вы уже умеете делать? ( Регулярно посещаем все занятия, готовимся к уроку, умеем работать в паре без шума. И так далее.)
- Какие могут быть препятствия на пути?
-Какие лучшие способы каждый из Вас может предложить для преодоления препятствий?
- Какая поддержка тебе нужна? Чья?
( слайд 19 )
Целесообразно провести повторное составление Колеса Успеха ( в конце четверти, недели) и задать те же самые вопросы.
- Что вы сделали для достижения своей цели?
- Вы довольны своим результатом?
- Чему научил вас полученный опыт?
Для своих учеников я применяю линию времени «Маршрут урока», где каждый этап обозначен картинкой.( слайд 20 )
С чего начнем наш урок?
- Начнем с повторения. Вспомним то, что изучили вчера. Что вы уже знаете?
( слайд 21 )
На этапе планирования действий: ( слайд 22 )
- Что вы хотите узнать?
- Изучить тему «Правописание безударных гласных в корне слова»)
- А зачем вам это нужно?
- А какие ресурсы есть у вас для изучения темы? ( слайд 22 )
( Мы найдем информацию в учебнике, просмотрим презентацию, спросим у учителя, поработаем в паре с карточками ).
Следующая иллюстрация применяется на этапе завершения (рефлексии) ( слайд 24 )
– А как вы поймете ( поняли ) что достигли цели?
И, наконец, домашнее задание. ( слайд 25 )
(слайд 26 ) Техника «Ассоциативное мышление». «Ассоциативный ряд»
Учащимся предлагается назвать 1-2 понятия, ассоциирующиеся с определённым словом. Например: «квадрат» - четыре, углы, стороны, фигура, геометрия, форма, прямоугольник, противоположные. Все ассоциации записываются на доске (ватмане), обсуждаются. Возможно формулировка определения понятия «квадрат» на основе записанных ассоциаций.
Техника «Граффити».
«Граффити» - метод, ускоряющий процесс мышления за счет повышения активности группового источника энергии. Работа ведётся в группах.
Каждой группе предоставляется лист бумаги, фломастеры. Перед каждой группой ставится определённое задание (для каждой группы разное), вопрос, проблема, на которые необходимо дать ответы.
На протяжении короткого времени каждая группа пишет собственное «граффити» (слова, фразы, картинки, схемы) на заданную им тему. Учитель просит прекратить работу и по часовой стрелке передать свои «граффити» другой группе. Процесс повторяется. Это продолжается до тех пор, пока собственный листок не вернётся в каждую группу. Полученные «граффити» обсуждаются сначала в группах, затем – всем классом.
Пример использования для начальной школы: обобщающий урок по теме «Природа и её сезонные изменения». Класс делится на четыре группы. Каждая группа отвечает на вопрос: «Какие сезонные изменения происходят в природе осенью (зимой, весной, летом?».
Или другой пример: «Какие бывают животные?- чем покрыто тело? Питание? «Дома» животных?
Последующая работа осуществляется по вышеуказанному плану.
Зачастую ученик всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, Особое внимание при проведении коучинга в младшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения.
( слайд 27 ) Педагог – коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
Я считаю, что современный учитель должен научиться ценить в школьнике не столько умение читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, любознательность, а также развитые воображение, произвольность, коммуникативные способности, самооценку, а всё это в полной мере вбирает в себя методика коучинга.
Спасибо за внимание!