«Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области» в с.Стригай
Мастер – класс
«Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
Прохорова Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Ход мастер – класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер – классе «Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы, способствующими формированию познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
Приоритетной целью школьного образования, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 классы. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования познавательных УУД
В начальной школе познавательные действия формируются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности,
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Спортивно-оздоровительная деятельность включает в себя работу кружка «ОФП», игровую занятость на переменах, спортивные соревнования с целью повышения двигательной активности, сбережения здоровья обучающихся, формирования у младших школьников ценностного отношения к своему здоровью.
Общекультурное направление по 1 часу включает: проведение классных часов, практикумов, бесед, инструктажей, с целью формирования морально-нравственных ориентиров, развития у учащихся навыков эффективного взаимодействия, формирования детского коллектива.
Духовно-нравственное направление: реализуется в рамках кружка «Капельки добра», подготовка к классным и общешкольным мероприятиям. Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами и склонностями.
Социальное направление реализуется в рамках кружка «Школьный театр «Маска»
Общеинтеллектуальное направление реализуется в рамках клуба «Познай свой край»
Более подробно я хочу остановиться на работе клуба «Познай свой край»
Программа внеурочной деятельности клуба «Познай свой край» является общеинтеллектуальной программой патриотической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам экологической грамотности и основам краеведения. Занятия клуба позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, изучать нормы социальной и экологической культуры.
Содержание программы подобрано таким образом, что может выполнять следующие функции:
Общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры поведения,
формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора.
Познавательная – знакомит, расширяет, углубляет знания об Саратовской области, Базарно-Карабулакском районе, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей.
Научно – исследовательская – развивает навыки научно – исследовательской работы; навыки поиска дополнительного материала по предложенным темам.
На занятиях клуба « Познай свой край» ребята знакомятся с географическим положением Базарно-Карабулакского района и Саратовской области на карте России, водоемами района и области, растительным и животным миром района и области, лекарственными растениями, полезными ископаемыми. Красной книгой Саратовской области. Несколько занятий было посвящено изучению реки Волга. Ребята были разделены на группы ( зоологи, орнитологи, гидрологи, ихтиологи). Каждая группа получила задание. Задания, предложенные детям, стимулировали их на открытие новых знаний. Ребята работали с разными информационными источниками (интернет, энциклопедия, книги, учебники), отбирали интересную информацию, знакомились с легендами о Волге, сочиняли стихотворения и загадки, готовили выступления, создавали мини- проекты (формировали познавательные УУД – умение структуировать знания). Занятия проводились в форме путешествий-исследований. Также можно использовать занятия-эксперименты, занятия-лаборатории, занятия-экскурсии, исследовательские ситуации. При этом используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, парная. Методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов.
Использование этих технологий позволяет развивать воображение и фантазию у детей, творческое мышление и любознательность. В процессе поиска информации, группы учеников ставили перед собой цель - добыть информацию, которая будет способствовать пополнению знаний об озере Байкал.
Результатом всей проделанной работы стало открытое занятие «Путешествие по Волге», где были заслушаны выступления ребят и созданы мини-проекты.
Сегодня я хочу предложить Вам, уважаемые коллеги, отправиться в заочное путешествие по Волге. Для исследовательской работы нам нужно создать группы: зоологи, гидрологи, историки.
Задание для группы гидрологов: ознакомиться с предложенной информацией, выбрать интересные факты, составить вопросы к ним.
Задание для группы зоологов: создать книжку-малышку о животных и рыбах Волги.
Задание для группы историков: изучить легенды о Волге, выделить главных персонажей, охарактеризовать их, проиллюстрировать.
Для всех остальных, присутствующих в зале, хочу предложить викторину по волговедению река «Волга».
Викторина
Какое из перечисленных названий носила Волга?
Альбула
Итиль
Танаис
Какова длина Волги?
1452 км
5278 км
3530 км
Где берёт свое начало Волга?
Тверская область
Волгоградская область
Московская область
Сколько рек впадает в Волгу?
Какое ключевое сражение Великой Отечественной Войны состоялось на берегах Волги?
Курская битва
Битва за Маньчжурию
Сталинградская битва
Сколько гидроэлектростанций построено на реке Волге?
8
11
13
В какое море впадает Волга?
В Каспийское море
В Средиземное море
В Охотское море
Какое из перечисленных водохранилищ не находится на Волге?
Цимлянское водохранилище
Чебоксарское водохранилище
Куйбышевское водохранилище
Какая из перечисленных рек является притоком Волги?
Ветлуга
Катунь
Обь
Какой из мостов через волгу самый длинный в России?
Сызранский мост
Пеновский мост
Президентский мост
Когда и где впервые отмечался День Волги в России?
20 октября 2010 года
20 мая 2008 года
20 апреля 2015 года
Издавна наш край славился рыбой. Назовите основной вид промысловых рыб крупных пород в нашем регионе в настоящее время.
Самая крупная летающая птица, обитающая в Саратовской области?
Я думаю, что группы успешно справились с предложенными заданиями, спасибо за работу, полученные материалы можно использовать на последующих занятиях клуба « Познай свой край».
Подведение итогов мастер-класса.
Завершить занятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».
Я предлагаю применить метод «Итоговый круг»
Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия.
Таким образом, формируя познавательные УУД во внеурочной деятельности я осуществляю развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.