Проектно-исследовательская работа «Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО»
МБОУ лицей №10
Киреева Е В, учитель начальных классов
« Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Введение:
Актуальность выбранной мной темы заключается в ориентации начального образования на компетентностный подход, осуществлению которого способствует организация проектной деятельности младших школьников, использование приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Целью моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения обучающихся.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Так как полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников и переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно, то прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников являются проектные задачи (системы проектных задач). Именно конструирование, решение таких задач и является предметом проектной деятельности младших школьников.
Эта цель потребовала от меня:
- организации целенаправленного процесса формирования учебной деятельности обучающихся (постановка учебной задачи, ее решение, самоконтроль и самооценка, определение области знания и незнания, формирование умения рефлексировать);
- формирования мотивационной сферы учения школьников, являющейся движущейся силой познавательного интереса учащихся, а значит и всей учебной деятельности;
- организации коллективно-распределительной деятельности при балансе коллективных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- обучение учащихся способам продуктивного общения.
Мной были поставлены следующие задачи:
- изучение индивидуальных и психологических особенностей учащихся класса с целью создания условий для их развития и эффективного взаимодействия с ними;
- изучение и использование на практике способов и приемов повышения мотивации учащихся к обучению;
- в рамках освоения и организации проектной технологии изучение теоретических основ по выше указанной теме;
- развитие эмоционально - волевой саморегуляции поведения и деятельности младших школьников;
- более глубокое изучение и реализация требований ФГОС НОО
Характеристика проектной деятельности
Метод проектов возник во второй половине XIX столетия в США. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученика В. Килпаткика. Главным условием реализации метода проектов авторы считали организацию обучения на активной основе, вовлечение ученика в деятельность, в которой будут реализованы его интересы и потребности. Согласно воззрениям авторов метода: истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества, для чего ребенку и необходимо постигать путь познания окружающего мира.
Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884–1916 гг. в различных учебных заведениях. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение методом « Проект» – буквально «брошенный вперед», то есть проектирование – процесс создания прототипа (прообраза) какого-либо объекта, действия (состояния). Дети выполняли «проекты» – конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.
В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. В условиях осуществления ФГОС НОО эта деятельность относится к области детской самостоятельности, а значит она личностно-ориентирована, вызывает у них стойкий познавательный интерес, способствует удовлетворению их познавательных интересов и потребностей. Особое значение проектной деятельности для младших школьников заключается в том, что в процессе интенсивной деятельности, они готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе, получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями, что приводит каждого ученика к более высокому уровню обучения: от репродуктивного к творческому.
Участие в проектной деятельности способствует формированию таких умений обучающихся, как:
-умение ставить задачи и задавать вопросы;
-принятие самостоятельных решений;
-умение работать в команде, сотрудничать;
-способность привлекать, заинтересовать окружающих выбранной темой и реализация социальных проектов;
-раскрытие и развитие индивидуального потенциала.
В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Таким образом, метод проекта – это одна из личностно- ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определенного (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.
В процессе реализации индивидуального проекта ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Работа над проектом - дело творческое.
Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе деятельность учащегося планируется с целью решения определенной задачи. Учитель помогает организовать планирование деятельности, консультирует обучающегося. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов его деятельности (Приложение 2).
Особую роль деятельность по решению проектных задач играет в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
Виды учебных проектов, существующих в образовательной практике.
По характеру доминирующей в проекте деятельности
(Приложение 1- таблица):
Исследовательский;
Информационный;
Творческий;
Ролевой /игровой/ проект;
Практико-ориентированный.
2. По предметно-содержательной области:
монопроект, в рамках одной области знаний;
межпредметный проект, на стыке различных областей.
3. По характеру координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий);
со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта; характерно для телекоммуникационных проектов).
4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).
6. По продолжительности проекта:
мини-проект (на 1 урок);
краткосрочный (4-6 уроков);
среднесрочный (до месяца);
длительный (месяцы, четверть, учебный год и т.п.).
Кроме того, проект может быть реализован в рамках учебных программ (на уроках – монопроект, и вне уроков), в рамках факультатива, кружка и т.д., в свободное время.
Этапы проектной деятельности.
Мотивационный
(учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
Планирующий – подготовительный
(определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
Информационно-операционный
(ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
Рефлексивно-оценочный
(ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).
II этап: Сбор и обработка информации.
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта).
V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы).
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.
Название этапа |
Сроки |
Ученик (и) |
Педагог |
1. Подготовительный |
|
Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. |
Создание проблемной ситуации. |
2. Проектировочный |
|
Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. |
Координация работы. |
3. Практический |
|
Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. |
Координация работы. |
4. Контрольно-коррекционный |
|
Самооценка. |
Координация работы. |
5. Заключительный |
|
Представление (презентация) проекта. |
Координация работы. Создание портфолио проекта. |
Что же необходимо осуществить учителю, организуя деятельность по решению проектных задач младшими школьниками?
Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:
создать мотивацию;
создать образовательную среду;
определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;
организовать работу (в малых группах, индивидуально);
владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.;
консультировать (по методу убывающих подсказок);
иметь критерии объективной оценки.
Для всего этого нужен арсенал педагогических приемов. Для учителя становятся необходимыми навыки педагога-исследователя. При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Поэтому консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства.
Нет заранее готовых решений. Есть только процесс работы над проектом, в котором необходимо (иногда в несколько этапов) вскрыть суть проблемы, определить продуманную последовательность шагов по реализации принятого самими учащимися решения. Это путь работы в структуре, где творчество опирается на знание основ наук и способствует трудовому и творческому становлению личности.
От учителя требуется профессионализм, который выражается в том, насколько уверенно может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было ни чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Ремесло педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений самим ученикам.
Как можно использовать проектные задачи в образовательном процессе?
Первый шаг- это создание учебного сообщества, так как первое время решение проектных задач ведётся коллективно.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Л. Выготский
Одна из главных задач начальной школы — сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество.
Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного сообщества в 1—4 классах является организованная взрослым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа одноклассников. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
В 2014 году мной было организовано научное общество учащихся «Искатель».
Цель: Создание необходимых условий для развития творческой инициативы и интеллектуальных способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Задачи: содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний
• учить работать с научной литературой, отбирать анализировать и систематизировать информацию
• способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами
• формирование интереса к исследовательской работе
У научного общества есть девиз, гимн, эмблема.
Есть хорошее слово «почему». Ребятам каждое «почему» помогает развиваться и познавать мир. Чем чаще они задают этот вопрос и отвечают на него, тем образованнее становятся. На заседаниях научного общества ребята тоже ищут ответы на вопрос «почему». Мы наблюдаем, исследуем, экспериментируем. Занятия бывают теоретические и практические. Конечно, ребятам очень нравятся опыты. Это помогает им почувствовать себя настоящими учёными. Проделав опыт, дети находят информацию, которая объясняет те или иные явления, делятся своими открытиями.
Назову некоторые опыты: Невидимые чернила, Почему лимон не тонет, Свойства солёной воды или научи яйцо плавать, Соломинка-рапира, Соломинка-пипетка, Надуваем шарик, Снежные цветы, Опыт Вулкан, Качественная реакция на йод.
8 февраля в честь Дня Российской науки, агитбригада научного общества ходит по классам, ребята рассказывают о научных открытиях, показывают малышам опыты. Агитбригада работала по теме:«Наша армия родная!», «Сохраним планету Земля!».
Большое впечатление на ребят произвело посещение интерактивнрого музея наук. Они узнали много интересного, а главное-могли потрогать всё своими руками.
У «Искателя» есть достижения.
Итогом работы кружка стала Научно-практическая конференция «Планета знаний», которая проходит в конце учебного года в актовом зале лицея. Ребята защищают свои проекты.
Конференция –это праздник науки, потому что ребята демонстрируют результаты своего самостоятельного поиска в решении определённых задач. Важно помнить, что упорство, труд, терпение должны быть самыми главными помощниками для достижения своих целей.
Групповая работа позволяет и детям и учителю:
организовать эффективно учебный процесс;
приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.
Второй шаг - выработать правила работы в группах.
Мы с детьми выработали правила работы в группах.
Правила работы в группах
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
не спорить зря, а доказывать, объяснять;
стараться понять друг друга;
возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Саша, ты не сказал, что …”.
Чего не стоит делать при организации групповой работы.
Нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями. В классе существует условный сигнал (колокольчик);
Нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически;
Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения.
Требования к организации работы в парах постоянного и сменного состава:
чёткий инструктаж учителя;
начало и конец работы по определенному сигналу;
подведение итога самостоятельной работы;
учить разговаривать (общаться) вполголоса.
Третий шаг - решение проектных задач (практический).
Чаще всего метод проектов я использую на обобщающих уроках после изученных тем по предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, а также во внеклассной работе.
В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
В рамках учебных занятий использую:
проблемное введение в тему урока;
постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
постановку вопроса (поиск гипотезы);
формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
поиск дополнительной литературы;
подготовку доклада (сообщения);
самоанализ и самооценку, рефлексию;
поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.
Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:
оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);
классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);
определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);
доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).
Для развития общих исследовательских умений и навыков даю такие задания:
для развития умения видеть проблему: продолжить рассказ, оценив ситуацию с чьей-либо позиции, продолжить рассказ от чьего-либо имени, составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя данную концовку;
задания на развитие умения вырабатывать гипотезу: например, «Давайте вместе подумаем» (Почему весной появляются почки на деревьях? Почему летом снег в горах не тает? и т.д.);
для развития умения задавать вопросы: задание «Найди загадочное слово», игра «Угадай, о чем спросили»;
для развития умения и навыков экспериментирования: даются задачи для мыслительных экспериментов (что можно сделать из листка бумаги? Что будет, если люди научатся читать мысли других?)
Организация работы над проектами в рамках уроков и во внеклассной работе предполагает следующие результаты:
- формирование положительной «Я – концепции» у учащихся;
- усвоение учащимися содержания программы и овладение общеучебными умениями и навыками с учетом индивидуальных способностей;
- формирование коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
- формирование умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения;
- умение публично презентовать результат своей работы;
- развитие устойчивых нравственных качеств, формирование нравственных понятий у учащихся.
Методические рекомендации по организации проектной деятельности
младших школьников
При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких им областей.
После выбора темы начинается сбор информации. Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и документальных фильмов и телепередач.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничивать одним уроком
( может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий.
В процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.
При выполнении проектов использовать групповую форму организации деятельности.
Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся, удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса.
В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Помочь ученикам произвести самооценку проекта, помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Оказание помощи в подготовке проекта к презентации. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители.
Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, который создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом.
Наши проекты:
«Русский народный танец»
«Лауреаты Нобелевской премии»
«Пчёлы»
«Биография Бориса Заходера»
Соцопрос.
Работа над проектом «Влияние цвета на настроение человека»
Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2012. –152 с.
2. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2016. – 84 с.
3. Васильева Е.В. Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2014.
4. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации / Г.Б. Голуб. – М.: Федоров, 2006. – С.102-104. 4. Проектные задачи в начальной школе / под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2012. – 67 с.
5. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М., 2015.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Приложение 1.
Отличительные особенности образовательных проектов
(Классификация по характеру доминирующей деятельности)
Характеристики проекта |
Основные отличительные особенности |
Структура проекта |
Преобладающие Формы и методы |
Возможный результат проекта (Продукт) |
Виды проектов |
||||
Исследовательские |
Имеет структуру подлинных научных исследований |
Аргументация актуальности темы; Определение проблемы, предмета, объекта; Формулировка целей и задач исследования; Выдвижение гипотезы исследования; Обозначение методов исследования; Проведение эксперимента (собственно исследования); Оформление и обсуждение результатов; Формулирование выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования.
|
Лабораторный эксперимент, Социологический опрос, Моделирование… |
Анализ данных социологического опроса; Сравнительно-сопоставительный анализ; Прогноз; Пакет рекомендаций; Модель; Статья…
|
Творческие |
Допускает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов |
Определение потребности; Исследование (дизайн-анализ существующих объектов); Обозначение требований к объекту проектирования; Выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; Планирование; Изготовление; Оценка (рефлексия). |
Любой из творческих методов проектирования (см. отдельно) |
Изделие, видеофильм, видеоклип, праздник, экспедиция, репортаж, коллекция, дизайн – макет, рекламный проспект, серия иллюстраций, сказка, дневник путешествий, музыкальное произведение, сценарий, сборник сочинений…
|
Информационные |
Предполагает поиск и анализ информации из различных источников. Может быть частью исследовательского проекта |
Определение потребности (объекта, явления и т.д. требующих освещения); Сбор (добыча) информации; Анализ, обобщение информации; Создание собственной системы хранения информации; Оформление информации для представления широкой аудитории; Представление информации. |
Работа с литературой, библиотечным фондом, СМИ, электронными базами данных, анкетирование, интервьюирование… Анализ, обобщение, сопоставление, формулирование аргументированных выводов…
|
Доклад, Публикация в СМИ, Размещение в Интернете, Методическое пособие, Телеконференция, Электронная газета; Электронный журнал; Справочник, словарь, Дневник путешествий; Главы из учебника (несуществующего)… |
Практико - ориентированные |
Предусматривает обязательный заранее определенный практический (социально значимый) выход |
Определение темы, проблемы и цели проекта; Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы; Координация действий (работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий); Индивидуальная или групповая работа, встречи по обсуждению промежуточных результатов; Оценка реальности использования продукта на практике и его способности решить поставленную проблему. Организация презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; Организации внешней оценки проекта.
|
Зависит от типа проекта |
Выставка, радиопередача, театральное представление. школьный праздник Web-сайт; Атлас; путеводитель; Бизнес-план; Коллекция; стенд; буклет; Мультимедийный продукт; презентация; Альбом, письмо в ... Виртуальная экскурсия И т.д |
Приключенческие (игровые) |
Невозможность определить результат заранее |
Определение проблемы и цели проекта; Определение ролей, требуемых содержанием проекта и распределение их между участниками; «Прикидка» результатов; «Проигрывание» заданной ситуации; Рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. |
Ролевая игра |
Результат открыт до самого окончания игры
Законопроект…
|
Приложение 2.
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования.
Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Анализ проделанной работы
(перечень рассматриваемых вопросов)
Описание работы.
Объяснение причин успехов и неудач.
Оценивание эффективности групповой работы.
Сравнение полученного продукта с предполагаемым.
Предположение о том, кому данный продукт может быть полезен и интересе.
Приложение 3
Приемы формирования ОУУН,
необходимые для реализации проектной деятельности в начальных классах
Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
Например:
-"Посмотри на мир чужими глазами";
-придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему (например, тема "Осень", "Город", "Лес": можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д.)
Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: "может быть", "предположим", "допустим", "возможно", "что если", "наверное")
Например:
-Почему заяц белый или трава пожелтела? и т.д.
Для развития умения классифицировать:
– «Продолжи ряд: полезные ископаемые – это уголь, нефть, …», «Раздели на группы», «Найди общий признак у предметов» и др.
Приемы организации рефлексии на уроках и во внеклассной работе в начальной школе
1) Метод пяти пальцев:
- М(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил?
- Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
- С(средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
- У(указательный) – услуга, помощь, Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
- Б(большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
2) Неоконченные предложения для самоанализа учащегося:
- Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось)
потому, что________________________________________________________
- наиболее трудным мне показалось___________________________________
- Я думаю, это потому, что___________________________________________
- Самым интересным было ___________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал
следующее: ________________________________________________________
- Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: ________________________________________________________
- Я бы хотел попросить своего учителя _________________________________