12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Покшиванова Лариса Валентиновна23
0

Доклад «Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности (из опыта работы ТО «В гостях у Петрушки»

 

«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете» И.В. Гёте

Младший школьный возраст – важный период в становлении личности ученика. Каким станет в будущем ребёнок, зависит от воспитания. В настоящее время общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, то есть школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе» и вести коммуникацию.

Мы живём в такое время, когда современные дети ограничены в общении: игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство детей не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.

Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание и значит, проблема актуальна на сегодняшний день.

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

К коммуникативным УУД относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Обратим внимание на формы и методы достижения планируемых результатов:

- ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…). Умеет презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.

- ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом он соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- ученик умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.

- ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

Развитию коммуникативных навыков в полной мере у учащихся мне помогает работа кружка «В гостях у Петрушки». Эти занятия формируют у детей навыки сотрудничества, учат полно и точно выражать свои мысли, проявлять талант, обогащают словарный запас детей. Для создания эмоционально благоприятной ситуации на своих занятиях я использую игровые приемы, ИКТ задания, направленные на формирование у детей умения слышать и понимать окружающих, договариваться в процессе деятельности , развитие творческих способностей и воображения детей.

Приветствие-разминка «Здравствуй, друг!»

Дети встают в круг и рассчитываются на первый-второй, можно заменить «ириски», «карамельки» либо «ромашки»-«васильки».

Образуют 2 круга: внешний и внутренний, внутренний стоит на месте, внутренний двигается, останавливаются напротив и произносят: «Здравствуй, друг! Как ты тут? Я скучал, ты пришёл. Хорошо!», при этом можно здороваться за руки, или делать любое другое движение, показывающее приветствие.

Ребята, каким образом можно взаимодействовать друг с другом? (Ответы детей: с помощью слов, жестов, взглядов, прикосновений и т.д.)

Предлагаю попробовать это сделать одним из способов.

Игра «Летающие»

Цель: в процессе игры дети учатся взаимодействовать без использования слов, с помощью взглядов, мимики, жестов; развитие внимания.

Дети встают в круг. Каждому выдают карточки с изображением летающих животных и насекомых. Каждая такая карточка имеет пару (т.е. карточка «стрекоза» имеет такую же пару). Не называя вслух название животного, дети должны найти ему пару. Нельзя издавать характерные звуки, можно использовать невербальные приёмы6 жесты, мимику и т.д.

Когда пара находится, дети встают рядом, при этом продолжают молчать.

Обсуждение. Нашли ли вы свою пару? Какими средствами пользовались? На что ориентировались? Как удалось договориться ? и т.д.

А теперь давайте попробуем взаимодействовать выполняя совместную деятельность.

Игра «Двое с одним мелком»

Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает один лист бумаги и один мелок. Их задача, используя один мелок и не договариваясь нарисовать рисунок.

Обсуждение. Легко ли было работать вместе? Какую роль выполнял ты? Получилось ли то, что хотел ты? Какой вывод можно сделать?

При желании можно повторить упражнение пары при этом поменять.

Детей повести к тому, что друг друга нужно слушать и учимся сотрудничать, уступать друг другу.

А теперь, я предлагаю игру, в которой все вы будете выполнять определённые роли.


 

На моих занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. Именно в групповой работе и работе в парах формируются коммуникативные УУД.

На занятиях по внеурочной деятельности класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает определенное задание. Первая группа – готовит декорации

Вторая группа – работает над костюмами

Третья группа – распределяет слова и работает над ними

Четвёртая группа – оформляет афишу.

На этапе работы групп и подготовки к спектаклю привлекаются родители, которые вместе с детьми участвуют в осуществлении данного задания. Родители помогают нам в изготовлении и вязании кукол, помогают в приобретении нужных материалов, обшивают костюмы, являются основными зрителями. Родители получают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей, а мы приобретаем верных помощников. Родительская поддержка окрыляет детей, вселяет необходимую уверенность.

Работу в кружке начинаю с учащимися 1 класса, поэтому вначале репертуар состоит из простых сказок, которые дети хорошо знают «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка ряба». Также с ребятами 1 класса веду работу с фланелеграфом. В качестве фланелеграфа использую стенд обтянутый фланелевой тканью. Детям раздаются эскизы с различными бумажными куклами, которые они раскрашивают и вырезают, а затем в совместном творчестве к этим куклам дети прикрепляют двусторонний скотч. Начинается работа над сказкой и куклы оживают. С каждым годом репертуар усложняется и к концу 4 класса ребятам уже под силу большие по объему, сложные по содержанию и постановке сказки.

В реквизите нашего театра появилось более 30 кукол, которые шьют и вяжут родители, изготовляем своими руками, покупаем в магазине. Дети с большим удовольствием посещают кукольный кружок. Прежде чем работать над сказкой в начале каждого занятия проводится большая подготовительная работа: речевая, дыхательная гимнастика, скороговорки, пантомимы, театральные этюды, сюжетные диалоги и другие упражнения на развитие дикции, речи, фонематического слуха, актёрского мастерства.

Каждое занятие по внеурочной деятельности я начинаю с разминки, которая включает следующие игры и упражнения.

Жужжала муха около уха. Ж-Ж-Ж Летел комар и звенел. З-З-З Скакала лошадка. Цок-цок Рычал тигрёнок. Р-Р-Р Ползла змея. Ш-Ш-Ш

Скороговорка.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон - Как в капюшоне он смешон.

-Прочитайте скороговорку про себя -Прочитайте медленно -Прочитайте быстро -Прочитайте с вопросительной интонацией -Прочитайте с восклицательной интонацией -Сердито -Весело

Прочитай как артист!

Работа в группах. У меня в руках веер с заданиями. Каждая группа берёт по одной полоске и выполняет предложенное задание. Как только вы будете готовы, нужно будет взяться за руки и поднять руки вверх, показывая тем самым, что задание выполнено (проверка работы)

Творческие задания на развитие пантомимики:

1.Взять со стола карандаш так, как будто это:

червяк • горячая печеная картошка • маленькая бусинка.

3. Показать частями тела: работа в группе

как твои плечи говорят: «я горжусь». • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек». • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…» • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку». • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…» • как твой палец говорит: «иди сюда».

Специальная театральная игра: «Одно и тоже по-разному».

I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа — задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

г) идти по бревну или узкому мостику;

III группа — задание «размахивать руками».

Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д. чистить картошку

Выразительность речи и творческое воображение развивают такие игры-упражнения

«Придумай диалог» детям предлагается разбиться на пары и разыграть диалоги: между болтливой девочкой и мальчиком тихоней, доброй и злой Бабой Ягой.

«Узнай по голосу». Дети называют водящего по имени, изменяя голос, водящий (не должен видеть) пытается угадать.

«Спой песенку», «Расскажи стихотворение»- предлагается спеть и рассказать в образе мышки, медведя, волка и т. д. Предлагается обыграть разные этюды, например, на выражение радости - «Новая игрушка!», удивление – «Ребенок увидел фокус”, печали - “Золушка пришла с бала», страха - “Один дома” Мимика и жесты говорящего – дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность проявлять внутреннее состояние с помощью жестов можно досказать то, что невозможно объяснить словами. Предлагаю детям такие игры “О чем я хочу сказать” В игре участвуют две подгруппы. Сначала первая показывает ситуацию, а вторая отгадывает. Затем – наоборот. Ситуации могут быть такие: “Я еду в путешествие”, “У меня сегодня день рождения”. Или без слов изобразить кастрюлю, чайник, мел и др.

Речевая разминка

   1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. АОУ ОИА АЫИ УАИ

ОИЭЯ АЮОЕ ЁИЯО

О. О! О? У. У! У?

Ия. Ия! Ия?

 

3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук ( Й ).

МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ

СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ

ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА

УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА

 

III. Упражнения для развития речевого аппарата.

 

  ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

 

 IY.Упражнения для интонации:

 

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.

АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.

ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ

Коллективные игры

«Картина»

Представить, что сцена - это чистый лист бумаги. Детям нужно нарисовать картину на заданную тему. Перед тем, как выйти на сцену, нужно решить, кто он и что будет делать. Когда один из учеников примет им задуманную позу, то другие должны угадать, что он делает. Можно изображать и неодушевлённые предметы: камень, дерево и т.д. Условие; нельзя повторяться.

Темы: «На речке летом», «В лесу», «На спортивной площадке», «В огороде», «В городском парке».

«Цирковые артисты»

Детям нужно представить себя, что они настоящие артисты цирка. Это канатоходцы на проволоке, тяжеловесы, боксёры, фокусники, жонглёры, наездники на лошадях, акробаты, клоуны, гимнастки. Перевоплощение будет полным, если дети научатся работать с воображаемыми предметами.

«Превращение предмета»

Если стул превращают в мотор автобуса, то другие ученики могут «стать» пассажирами, кондуктором, помощником слесаря, товарищем шофёра и т.п. Когда зрители догадываются о содержании, месте и времени «превращения», каждый из зрителей может выдумать роль и дело для себя, но такое, чтобы «превращение», заданное первым исполнителем, стало более полным и выразительным. Каждый может стать помощником. Работу помощников следует оценивать: хорошо работает такой помощник, который, во-первых, не мешает главному исполнителю, во-вторых, нашёл себе неожиданное дело, в-третьих, выполнил его по правде, в четвёртых, его работа помогла и расширила эффект превращения.

Девиз моей работы - «От сотрудничества – к сотворчеству. Для меня важно, какие взаимоотношения сложатся в процессе деятельности, поэтому основной задачей я ставлю формирование единого, дружного коллектива, стремлюсь создать в классе благоприятную атмосферу для развития личности каждого ребёнка.

Коллектив становится для ребёнка той средой, где утверждается и раскрывается индивидуальность, проявляется ответственность за общее дело.

Создавая театральный кружок, я верю в талантливость и неповторимость моих юных актёров, заставляю ребят поверить в свои силы и возможности. Наш театр позволяет ребёнку проявить себя в различных областях творческой деятельности: актёрской, режиссерской, литературной, художественной и т.д. Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки.

На основе театральных занятий, проводимых в условиях внеурочной работы, дети осваивают не только основы сценической грамоты, но и тренируют волю, память, мышление, внимание, воображение; развивают сосредоточенность, эмоциональность, чувственность; учатся коллективным формам деятельности.

Результативность моей работы выражается в том, что у ребят появился интерес к театральному искусству. В процессе работы над спектаклями ребята научились перевоплощаться, импровизировать, приобрели способности наблюдать и оценивать свои поступки, научились использовать полученные знания самостоятельно, передавать свои знания и умения младшим школьникам, умеют грамотно задавать вопросы, объяснять, обобщать и выделять главное.

Сейчас я могу с уверенностью сказать, что работа в кукольном театре воспитывает высоконравственную личность, формирует у младших школьников коммуникативные умения, адаптирует их в современной жизни, развивает творческие способности, память, интеллект, речевую деятельность, расширяет кругозор.

Во время работы, я стараюсь  помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже   «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

Исходя из выше сказанного, делаем вывод: Коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения.

В нашей школе несколько раз в год проходит «Неделя успешности», где все классы представляют результаты проделанной работы. Театральные представления демонстрируются учащимися моего класса для ребят из детского сада и для всех учащихся нашей школы.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998.

3. Образовательный портал. Развитие коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ext.spb.ru / (дата размещения: 9 декабря 2015, 09:00)

 

12

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.