Формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, так как впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. Поэтому необходимо заботиться не только о том, как обеспечить усвоение знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС, но и расширять образовательную базу, вводя элементы, развивающие ребенка в интеллектуальном, эмоциональном и социальном плане.
В своей работе, я использую элементы теорий развивающего обучения: «Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина », «Теория поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина и элементы технологий дифференцированного и разноуровневого обучения. Используя знания в области психологии и педагогики на основе идей развивающего обучения, я объединила ряд элементов педагогических технологий и успешно их применяю.
Цель работы:
создание условий для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития для социальной ориентации в окружающей действительности.
Для достижения поставленной цели определила круг задач:
1.Реализовывать проблемно-диалогическую технологию на уроках введения нового знания.
2.Развивать внутреннюю мотивацию учения школьников средствами образовательной системы «Школа 2100».
3.Использовать информационные технологии для мониторинга развития ученика и класса по предметам для представления объективной экспертной информации учебного процесса.
4.Формировать адекватную самооценку учащихся, основанную на рефлексии учебного процесса.
В основу своей работы я закладываю изучение и осознание научных закономерностей, анализ практики учителей-новаторов, новой педагогической литературы, повышение своего квалификационного уровня. Опираюсь на теорию умственной деятельности, разработанную Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, придерживаюсь общих структурных элементов учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности. Поэтому, содержанием обучения становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Основой моей практической деятельности являются работы учёных-методистов Н.Н. Светловской, Р.Н. Бунеева, А.А. Вахрушева, О.В. Прониной. А.А. Леонтьев в работе «Педагогика здравого смысла» сформулировал принципы, на которых строится «Школа 2100»и которые я использую в работе:
Личностно-ориентированные принципы:
• Принцип адаптивности - школа должна быть предельно гибкой системой, чтобы в ней нашли себе место и одаренные дети, и дети с разной подготовленностью и разными интересами.
• Принцип развития - в первую очередь – целостное развитие личности ребенка и готовность к дальнейшему развитию.
• Принцип психологической комфортности - снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.
Культурно ориентированные принципы:
Принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности.
Деятельностноориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности - учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.
Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Принцип опоры на предшествующее развитие.
Креативный принцип - необходимо учить творчеству, развивать у учащихся способности и потребности самостоятельно находить решение на не встречавшиеся ранее учебные и внеучебные задачи.
Организация учебного процесса
Большинство уроков в Образовательной системе «Школа 2100» выстраиваю с учетом использования проблемно-диалогической технологии. Специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемную ситуацию создаю с учетом реальных противоречий, значимых для детей, только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Следуя данной технологии на уроке открытия нового знания, разрабатываю два этапа: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается весь класс, что гарантирует усвоение нового материала. Учебную проблему ставлю тремя способами:
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
2. Подводящий к теме диалог.
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез, обеспечивает подлинно творческую деятельность, развивает речь, формирует логическое мышление, так как требует от учащихся аргументации посредством рассуждения или практической работы. Следует помнить, что не все знания можно «открывать». Факты всегда сообщаются в готовом виде (учителем, учебником, Интернетом). Правила и закономерности «открывать» можно, причем посредством как побуждающего, так и подводящего диалога. Каждый из этих способов имеет свою особенность. При выходе из проблемной ситуации побуждаю ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и речь. Подводящий диалог активизирует логическое мышление учащихся. При сообщении темы с мотивирующим приемом развивающий эффект меньше. В то же время у всех трех способов есть и принципиальное сходство: каждый из них подводит класс к решению интересной учебной проблемы. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами. Таким образом, все три способа постановки проблемы вызывают у школьников интерес к новому материалу, обеспечивают рост учебной мотивации. В работе использую приёмы создания проблемной ситуации, предложенные Е.Л. Мельниковой (Приложение№1)
Проблемно-диалогические методы сочетаю с различными формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе парной работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики в ходе фронтальной работы с классом. На уроках окружающего мира с несколькими верными гипотезами наиболее уместна групповая работа. Групповые формы организации учебной деятельности способствуют формированию социальной ориентации у детей: умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга. Технология проблемно-диалогического обучения носит общепредметный характер, т.к. реализуется на любом предмете. Материал учебников по русскому языку, математике, окружающему миру дает возможность работать в данной технологии. Представленные задания, тексты и вопросы позволяют не только ставить проблему, но и находить пути ее решения. Система упражнений работает на осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Важным принципом этой программы, с точки зрения здоровьесберегающего обучения, является принцип «минимакса», предотвращающий опасность перегрузки ребёнка учебными знаниями. Этот принцип предполагает, что авторы учебников и учитель дают ученику возможность (если он хочет и может), взять материал по максимуму – в учебниках для этого есть дополнительный материал и специальные задания. А на уроках всем учащимся предъявляется минимум знаний, который впоследствии выносится на контроль. Дифференцированный подход осуществляется и при проведении домашней работы. Учащиеся имеют право выбрать из предложенных заданий те, которые отвечают их потребностям продвигать себя дальше или закреплять свои знания, умения, навыки. Верхняя граница или верхний уровень стандарта – это то содержание образования, которое школа обязана предложить учащемуся. Нижняя граница или нижний уровень – то, что учащийся как минимум должен усвоить. Опираясь на данный принцип, слабоуспевающий ученик, овладев минимумом, будет находиться в ситуации «успешности», так же как сильный ученик, который овладел максимумом. Дифференцированный подход в обучении, даёт возможность ученику с минимума продвигаться к максимуму. Например, для самостоятельной работы, где предлагаю разноуровневые задания. Заранее оговариваю степень их трудности, баллы успешности и предлагаю учащимся выбрать для себя ту работу, которую, по их мнению, они могут выполнить.
Степень трудности |
Бал успешности за каждое правильно выполненное задание |
Количество человек, выбиравших работу ( 27 человек) 4 класс |
|||
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IVчетверть |
||
минимальная |
4 (необходимый уровень) |
15 |
10 |
6 |
4 |
средняя |
5 (программный уровень) |
10 |
13 |
14 |
13 |
максимальная |
5+(максимальный уровень) |
2 |
4 |
7 |
10 |
Из данной таблицы видно, что сначала большинство детей выбирают лёгкий и средний уровень трудности, но в дальнейшем их стремление выполнить задание повышенной трудности, говорит о развитии их учебно-познавательной деятельности и положительной мотивации. Большую роль в обучении и развитии ребёнка играет индивидуальная работа. В моём классе были ученики, у которых в силу своих психологических особенностей не получается активно работать на уроке, стесняются высказывать своё мнение вслух, предпочитают отмолчаться. Индивидуальные задания дают возможность комфортно чувствовать себя на уроке.
Ступени развития Иванов Ваня |
Начало изучения темы |
Закрепление |
Проверка знаний по теме |
Этап изучения новой темы |
||||||
Прогноз учителя |
Ученик |
Прогноз учителя |
Ученик |
Прогноз учителя |
Ученик |
Прогноз учителя |
Ученик |
|||
Не мог выполнить задание без помощи учителя |
+ |
+ |
||||||||
Выполнял с помощью алгоритма |
+ |
+ |
+ |
|
||||||
Выполнял самостоятельно |
Успех! |
Успех! |
Из данной таблички виден рост развития слабоуспевающего ученика по математике, тема «Деление с однозначным частным». Такие карточки завожу на всех учеников, у которых в процессе изучения той или иной темы встречаются затруднения, я фиксирую результаты, и только когда ученик справился с темой, табличка со словом «Успех!» приклеивается в дневник, чтобы родители были информированы, что с данной темой у ребёнка больше нет проблем. Таким образом, провожу коррекционную работу.
Другая общепредметная технология, реализуемая мною и направленная на формирование учебно-познавательной деятельности, является технология формирования типа правильной читательской деятельности. В процессе работы формирую навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью способов, действий, активно влияющих на основные параметры чтения. В содержании обучения чтению одновременно развиваю все его линии:
• усвоение форм, видов и способов чтения;
• формирование понимания литературы как искусства;
• расширение круга чтения и слушания чтения детских книг;
• связь чтения со всеми видами речевой деятельности.
Формирование полноценного восприятия художественного текста имеет место на каждом этапе урока, правда в разной степени. Особенно интенсивно это происходит на этапе анализа и вторичного синтеза. Этапы урока необходимо не противопоставлять друг другу, а органично соединять для ведения единой аналитико-синтетической работы, затрагивающей и ум, и воображение, охватывающей произведение в совокупности его содержания и формы. На уроках учу детей обдумывать, воспринимать, размышлять над книгой. Анализ произведений в основном совместный – учителя и учеников. На уроках использую анализ литературного произведения, выявляющий авторское отношение, проблемный анализ – по проблемным вопросам и ситуациям, анализ развития действия. Методы и приемы работы с художественным текстом, используемые мною на каждом этапе урока, отобразила в приложении (Приложение №2) .
Система контроля и оценивания
Проверка и оценка достижений младших школьников существенная составляющая процесса обучения. Но система контроля и оценки в начальной школе ставит более важную социальную задачу – развивать у школьников рефлексию ,умение проверять и контролировать себя, критически оценивать результаты своей работы, находить ошибки и пути их устранения. (Приложение №3) Оценивание деятельности ребёнка веду с первых дней обучения. Оно обязательно основано на психологических и индивидуальных особенностях. Для меня главным в оценке на первом этапе является опора на успех каждого ребёнка в течение каждого дня. Затем ввожу критерии: правильность, аккуратность, старательность. Никогда на уроке не оцениваю личные качества ребёнка (темп работы, особенности памяти, внимания). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель. При оценивании деятельности заменяю отметку коэффициентом успеха или баллом успешности. Большую роль отвожу формированию объективного самоконтроля и самооценки. Самое сложное для ученика - это оценить свою работу, обнаружить ошибки и исправить их. Ребёнок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Для помощи в самооценке создаю различные памятки, которые помогают ученикам пошагово оценить свою работу. С первого класса использую элементы технологии оценивания образовательных достижений, разработанные авторским коллективом образовательной системы «Школа 2100». (Приложение№4). В 2-4 классах в «Дневнике школьника 2100», ребёнок имеет возможность в специальной графе оценить свою деятельность на каждом уроке, за неделю, четверть, опираясь на таблицу уровня успешности, помещённой в самом дневнике. Провожу диагностику адекватности самооценки (Приложение№5) В 1-м классе безотметочное обучение, поэтому оно ориентировано на анализ процесса обучения и становления личности младшего школьника. С введением отметки оно не должно уходить на второй план. Большую роль играют оценочные суждения. Сначала они звучат из уст учителя, а затем постепенно к оцениванию себя, своих товарищей подключаются дети. Для этого в классе создаю атмосферу доверия, формирую общественное мнение, ученики не только готовы, но и стремятся к проверке и оценке знаний. Оценочные суждения незаменимы на уроках литературного чтения, где ученики могут оценивать чтение наизусть, пересказы, ответы на вопросы. Результаты выполнения проверочной работы фиксирую в таблице требований, со 2 класса выставляя отметки за каждое из заданий по 5-балльной шкале. Объективности оценивания способствует компьютерные программы мониторинга развития ученика по предметам русский язык, математика, литературное чтение (итоговые тесты), обучение грамоте (итоговый тест, 1 класс) (Приложение№6)
Для отслеживания результатов читательского развития ребенка провожу проверочные работы, которые помогают определить уровень сформированности определенного умения у каждого ребенка. (Приложение №7) Начиная со второго класса, два раза в год определяю уровень сформированности умения анализировать текст: 1 уровень - пересказ текста с пониманием текста; 2 уровень - пересказ текста с анализом кто действует, как и почему; 3 уровень - выход на понимание идеи текста. В качестве итогового контроля провожу различные виды пересказывания, составления плана текста, выразительное чтение. Большой интерес вызывают у учащихся написание творческих работ, создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, потом используя алгоритм работы, затем собственно творческие работы. В ходе систематической работы провожу отслеживание методом внешнего наблюдения, анкетирования, методом самоанализа учащихся, влияния используемых мною форм и методов организации уроков и внеклассных мероприятий на развитие учебно-познавательного интереса ребенка. (Приложение№8)
Все перечисленные выше технологии, методы и приемы направлены на формирование учебно-познавательных мотивов учения, на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний, на самосовершенствование личности. В работе с детьми использую комплекс психологических методик и тестов, позволяющих видеть сформированность компонентов учебной деятельности, мыслительных операций, обученность и обучаемость, личностные характеристики ученика. В качестве измерителя использую методику Г.В. Репкиной и Е.В. Занке. Описание уровней диагностики (Приложение№9)
Формирование целостных самостоятельных учебных действий – это залог успеха ученика и учителя. От уровня сформированности той или иной компетенции зависит мотивация учения положительная динамика учебных достижений каждого ученика и класса в целом. (Приложение№10) Стабильно хорошие показатели качества обучения на фоне общей картины здоровья моих учеников свидетельствуют об эффективности выбранного мною пути. В моих классах нет неуспевающих, качество обученности стабильное (Приложение 11).В своей работе большое внимание уделяю развитию общеучебных умений и навыков. Специально разрабатывать задания не требуется, т.к. они заложены в учебно-методическом комплекте. Положительная динамика развития ОУН свидетельствует о готовности ребенка к использованию творческого потенциала в практической деятельности. В процессе обучения учащиеся с желанием выполняют творческие работы, участвуют в олимпиадах, 25-30% учащихся способны успешно и самостоятельно действовать в ситуациях творческого поиска, до 55% - способны выполнить проектную деятельность, консультируясь с учителем (Приложение №12, №13, 14, 15)
Ресурсное обеспечение
Для успешного формирования учебно-познавательной деятельности в школе создано качественное ресурсное обеспечение (Приложение№16). Учебный кабинет площадью 77 кв.м оснащен комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ФГОС. Мебель для организации рабочего места учителя-стол с местом для компьютера, принтера-сканера-копира, интерактивную, магнитную и маркерную доски; мебель для организации рабочего места обучающихся – двухместные регулируемые столы и регулируемые стулья, парта – конторка для учеников индивидуального обучения или для гиперактивных учащихся. Кабинет оснащен полным комплектом средств обучения, выпускаемых промышленностью, в соответствии с действующим «Перечнем учебного оборудования для оснащения кабинета начальных классов общеобразовательных учреждений России в рамках ФГОС». В школе существует сетевой ресурс, который позволяет напрямую общаться с коллегами, администрацией и мгновенно решать возникающие учебные вопросы. В кабинете есть комплект методической литературы для учителя, так же я использую:
• ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы) для изучения новых тем по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
• Методические рекомендации к урокам математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии.
• Программы для контроля и диагностики знаний учащихся.
• Программы для обработки результатов контрольных и проверочных работ по русскому языку, математике, литературному чтению, обучению грамоте (мониторинг).
Внеучебная деятельность
Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность проходит при проведении разнообразных мероприятий, участии детей в различных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах (более 80%). С большим интересом учащиеся работают на факультативах «Детская риторика», «Информатика в играх и задачах» (100%). Неизменный интерес у учащихся вызывают Всероссийские интеллектуальные игры - конкурсы «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Человек и природа», «Британский бульдог», «Лукоморье». Мои ученики являются призерами дистанционных викторин, конкурсов, олимпиад на протяжении всей учебы в начальной школе. Активно участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, занимаются исследовательской деятельностью. Ежегодно ученики моего класса принимают активное участие в конкурсах рисунков на различную тематику: «Зимушка-Зима», «Безопасная дорога», «Портрет моей мамочки», «Золотая осень», «Эти забавные животные», «Космическая фантазия», «Весёлая орфография», «Занимательная математика», «Читайка», «Тайный мир природы» и другие. В общешкольных тематических, спортивных мероприятиях мои классы неоднократно занимали лидирующие позиции.
Приведенные выше результаты подтверждают уровень подготовленности учащихся, соответствующий Федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования.