Формирование правильного поведения учащихся в опасных ситуация
Российская Федерация
КУШВИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
Муниципальное МУНИЦИПАЛЬНОЕ общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Формирование правильного поведения учащихся в опасных ситуациях
Конспект урока для учащихся 6 класса
Демидова Алена Дмитриевна
учитель ОБЖ,
Высшей квалификационной категории
КУШВА
2024
Демидова Алена Дмитриевна
учитель КБЖ,
1 квалификационной категории
Тема: «Формирование правильного поведения учащихся в опасных ситуациях»
Учебные вопросы урока:
Правила поведения в опасных ситуациях на дороге;
Правила безопасного поведения при пожаре;
Правила безопасного поведения на улице;
Возможности выживания в условиях вынужденной автономии;
Действия в криминогенных ситуациях;
Правила оказания первой медицинской помощи
Цель: повторение и закрепление навыков правильного действия учащихся в опасных ситуациях.
Учебно-наглядный комплекс: карточки, плакаты, мультимедиа сопровождение.
План урока.
№ п/п | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
I. | Организационный момент | Отметить присутствующих, сообщить тему урока, цель, задачи, учебные вопросы. | 2 мин. |
II. | Актуализация на тему урока | Показ фильма об опасных ситуациях. Обсуждение фрагментов фильма. Нацеливание учащихся на тему урока | 6 мин |
III. | Игра | Изложение материала урока в форме игры | 15 мин |
IV. | Физкультминутка | Электронный вариант, музыка | 2 мин. |
III. | Игра | Изложение материала урока в форме игры | 10 мин |
V. | Обобщение материала | Выводы из изложенного учителем материала урока | 3 мин. |
VI. | Рефлексия | Создание ситуации успеха | 2 мин. |
№ п/п | Содержание урока | Сопровождение презентации (смена слайдов |
| На доске: Число, месяц Тема: «Формирование правильного поведения учащихся в опасных ситуациях» Ход урока Организационный момент Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подровнялись, Тихо сели за свой стол Начинаем разговор! |
|
| - А разговор у нас с вами пройдет в необычной форме. Во первых давайте с вами познакомимся. Меня зовут Демидова Алена Дмитриевна, я учитель ОБЖ школы № 3. А теперь давай те знакомиться с вами. Вас так много и всех сразу мне вас не запомнить. Поэтому у вас на партах стоят специальные памятки. Я попрошу вас крупными буквами написать свое имя и фамилию. - Ну вот будем знакомы. Сегодня на уроке присутствуют у нас гости это педагоги из разных школ, мы рады их приветствовать тоже. - Итак, мы начинаем наш урок. - Чтобы определить темы нашего сегодня урока, я вам предлагаю посмотреть небольшой фрагмент видеофильма. (СМОТРИМ СЮЖЕТ ФИЛЬМА) Ребята обсуждают фильм, называем тему урока. Тема: «Формирование правильного поведения учащихся в опасных ситуациях» - В предыдущих классах вы изучали и в этом году вы узнали еще больше и пополнили свой багаж знаний, научились действовать в опасных ситуациях, помогать своим сверстникам в опасных ситуациях. Сегодня вам предстоит в совершенствовании показать свои знания и умения в самых разных опасных ситуациях. - На доске вы видите вопросы, которые мы сегодня с вами будем рассматривать на нашем уроке: Правила поведения в опасных ситуациях на дороге; Правила безопасного поведения при пожаре; Правила безопасного поведения на улице; Возможности выживания в условиях вынужденной автономии; Действия в криминогенных ситуациях; Правила оказания первой медицинской помощи. |
|
| - Ребята цель нашего урока – это повторение и закрепление навыков правильного действия учащихся в опасных ситуациях. |
|
| - Чтобы добиться, поставленной нами цели, мы с вами будем решать сегодня на уроке, следующие задачи, которые вы видите на доске: Закрепить навыки и умения у учащихся в обеспечении личной и общественной безопасности в опасных ситуациях. Совершенствование знаний учащимися правильных действий в опасных ситуациях. Воспитать чувство гражданской ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих. |
|
| - Вот такие опасности нас с вами могут подстерегать и чтобы этого не произошло мы с вами сегодня поиграем в игру «Безопасность жизнедеятельности», где каждый из вас спроявить себя. |
|
| III. Изложение материала урока Игра «Безопасность жизнедеятельности». Вводное слово учителя. Правила игры. - Чтобы начать нашу игру, мы с вами условно разобьемся на три команды (по рядам). Давайте выберем капитанов. Выбрали от каждой команды по капитану и я имела смелость придумать вам названия думаю вы не станете возражать. - Наша игра будет проходить в 6 этапов и дополнительно будет конкурс капитанов. Каждый этап, это остановка на опасных ситуациях. Система оценивания в баллах. Какая команда больше заработает, та и выиграла. За первое место ставится отметка всем участникам «5», за 2, 3 отметка «4». - В добрый путь ребята! Начинаем игру. |
|
| 1 этап. «Знатоки дорожных правил» О дновременно каждый ученик из команд отвечает на 5 вопросов. Ответы записываются в карточке (см. таблицу). Вопросы представлены на доске. Появляется картинка с заданием на 15 секунд. Ответы сдаются для подсчета, подводится общий итого баллов по конкурсу. Мах. 5 баллов на 1 учащегося. |
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| - Ребята, я вам желаю никогда не попадать в ДТП. И всегда соблюдайте правила безопасности на дорогах. |
|
| 2 этап. «Умей действовать при пожаре» Для начала проводиться жеребьевка, какая из команд будет первой отвечать. |
|
| Жеребьевка На слайде нужно каждому из капитанов выбрать цвет воздушного шарика и лопнуть, под ним находиться номер очереди 1,2,3 Можно жеребьевку произвести другим способом. Капитанам команд нужно по очереди сбросить кубик, который находится на доске. У кого выпадет наибольшее число тот выбирает очередь первым. | |
| Каждый из отвечающих выбирает человечка, который будет задавать вопросы, нажав на любого. У доски отвечает любой из участников команд, но игроки с места могут подсказывать. Предложено 5 вопросов для каждой из команд примерно одного уровня. (Результат будет выведен на экран.) Мах. 5 баллов. | |
| 3 этап. «Правила безопасного поведения на улице» Для начала проводиться жеребьевка, какая из команд будет первой отвечать. (На слайде учитель 3 раза сбрасывает кубик для каждой команды, у кого выпадет больше очков, та команда отвечает первой.) Команде задается по одному вопросу, на который она должна дать полный ответ. | |
| ВОПРОС 1. Как действовать в опасной ситуации, когда рядом злая собака? Ответ учащихся: (правильный ответ жетон) остановитесь и постарайтесь понять, чем она недовольна; встаньте боком к собаке; твердым голосом отдайте несколько команд («Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»); не делайте резких движений, позовите хозяина (если он находится поблизости); если помочь вам некому, уходите от собаки медленно, не ускоряя шага; не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо в собаку, топать ногами и убегать от нее; не смотрите ей в глаза – это может спровоцировать животное на активные действия; если собака приседает – она готовится прыгнуть, защитите голо (прижмите подбородок к груди и выставите вперед локоть); если собака все-таки укусила вас, немедленно сообщите от этом взрослым и обратитесь в травмпункт. |
|
| ВОПРОС 2. Что надо делать во время гололеда? Ответ учащихся: (правильный ответ жетон) увеличить сцепление своих ботинок со льдом (приклеить на подметки куски наждачной бумаги, пластыря, изоляционной ленты); при ходьбе ступать на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях; выйти из дома пораньше, чтобы не торопиться; освободить руки от сумок; учиться падать; смягчить падение можно, лишь активно управляя им. В момент падения надо сжаться, напрячь мускулы, а коснувшись земли, обязательно перекатиться. |
|
| ВОПРОС 3. Как уцелеть в толпе? Ответ учащихся: (правильный ответ жетон) самое лучшее – не попадать в нее, но если все же толпа увлекла вас, вашей главной задачей будет не упасть; если вы все же упали, нужно немедленно защитить голову руками и ВСТАВАТЬ! Это очень трудно, но может получиться, ели вы попробуете подтянуть к себе ноги, сгруппироваться и попытаться рывком встать. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся – вас будут сбивать. Поэтому надо упереться одной ногой (полной подошвой) в землю и резко разогнуться, используя движения толпы; если подняться невозможно, сгруппируйтесь, прижав колени к груди и защитив голову руками; находясь в толпе, избегайте ее центра и края. Уклоняетесь от стен, решеток, оград, витрин, набережной; избегайте всего неподвижного на пути – столбов, тумб, деревьев. Иначе вас просто могут раздавить; не цепляйтесь ни за что руками. Руки согните в когтях и прижмите к корпусу тела. Сцепленными в замок кистями рук вы защитите диафрагму. |
|
| ФИЗМИНУТКА | |
| 4 этап. «Возможности выживания в условиях вынужденной автономии» Для начала проводиться жеребьевка, какая из команд будет первой отвечать. (На слайде учитель 3 раза сбрасывает кубик для каждой команды, у кого выпадет больше очков, та команда отвечает первой.) Команды отвечают по очереди на вопросы. Если команда не отвечает, то она пропускает свою очередность, дав возможность ответить соперникам. |
|
| 1 конкурс. КТО КОГО? Ответ учащихся: (правильный ответ жетон) ВОПРОС 1. Как определить стороны света на местности? ВОПРОС 2. Для чего необходим костер? ВОПРОС 3. Каким должно быть место для костра? |
|
| 2 конкурс. Ребята в парах собирают съедобные грибы |
|
| Ребята в парах собирают съедобные ягоды |
|
| 5 этап. «Действия в криминогенных ситуациях» Для начала проводиться жеребьевка, какая из команд будет первой отвечать. (На слайде учитель 3 раза сбрасывает кубик для каждой команды, у кого выпадет больше очков, та команда отвечает первой.) Команде задается по одному вопросу, на который она должна дать полный ответ. |
|
| ВОПРОС 1. Что надо делать, если вы дома один, а квартиру пытаются открыть? Ответ учащихся: (правильный ответ жетон) убедитесь, что дверь надежно заперта; позвоните соседям и в милицию, при этом говорите громко, чтобы было слышно за дверью; позвоните родителям и сообщите им о происшедшем; подайте сигнал тревоги, чтобы привлечь внимание; лучше всего кричать: «Пожар!» или разбить в квартире стекло; не выглядывайте за дверь, если попытки попасть в квартиру прекратились (это самый простой способ выманить вас из квартиры). |
|
| ВОПРОС 2. Что надо делать, входя в дом? Ответ учащихся: (правильный ответ жетон) не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек, а сделайте вид, что вы что-то забыли, и задержитесь у подъезда; если кто-то незнакомый находится в подъезде, подойдите к газетным ящикам или выйдите из подъезда и подождите, пока незнакомец не выйдет на улицу; если вы увидите незнакомых на своем этаже, не подходите к соей квартире и тем более не открывайте ее своим ключом; договоритесь с родителями, что, придя из школы домой, будете звонить им. |
|
| ВОПРОС 3. Что делать, если в подъезде или лифте на вас напали? Ответ учащихся: (правильный ответ жетон) забудьте о страхе и нерешительности, успех зависит только от вас, дайте отпор всеми возможными способами (громко кричите, убегайте); используйте технические особенности лифта: если во время движения резко подпрыгнуть и ударить ногами об пол, то кабина может застрять, и тогда нападающему придется иметь дело с механиками, так как по-другому из лифта в этом случае не выбраться; попробуйте вступить в переговоры с преступником: он может вспомнить о здравом смысле. |
|
| 6 этап. Собери аптечку, каждый индивидуально собирает аптечку
|
|
| Команды по очереди разгадывают кроссворд на тему «Повязки» Накладывание крестообразной повязки на ладонь (за лучшую жетон команде) |
|
| Конкурс капитанов. «Будьте в безопасности» Капитанам до начала урока выдается задание, дать учащимся напутственное слово с призывом о том, чтобы они не попадали в опасные ситуации. |
|
| IV. Обобщение материала. - Как видите ребята, опасности подстерегают нас повсюду: На улице и в собственной квартире, на тротуаре и транспорте, на воде и в воздухе, в безлюдном лесу и в городской толпе, при эксплуатации различных приборов. Не огражден человек и от невнимательности или оплошности соседей по дому, от собственной доверчивости, от разных других опасных ситуаций. Приобретенные вами знания и навыки помогут распознать эти опасности и позволят вам спасти себя и помочь окружающим. |
|
| V. Итог урока.
Подсчитывается количество баллов, заработанных каждой командой. За первое место участники отметка «5», второе и третье «4» - Подводя итоги нашего урока, в первую очередь мне хотелось бы поблагодарить всех ребят, кто активно участвовал в работе. А также выражаю свою благодарность всем участникам, сегодняшнего урока, в т.ч. нашему уважаемому жюри. |
|
В конце урока все ученики получают на память буклеты – памятки:
Правила безопасного поведения на дорогах;
Первичные средства пожаротушения
К ак не стать жертвой преступления