Статья «Формирование законопослушного поведения учащихся через организацию Правовых недель в образовательном учреждении»
Формирование законопослушного поведения учащихся
через организацию Правовых недель в образовательном учреждении.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий.
Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.
Поэтому на нас, педагогов, возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.
Особенно велика ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней, первичной, профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу.
Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Форм первичной профилактики множество.
Остановимся более подробно на таком направлении, как Пропаганда здорового образа жизни и правовое воспитание.
Данные направления деятельности только тогда приносят ощутимую пользу, когда работа проводится систематически и планомерно. В противном случае, при проведении разовых акций и мероприятий можно подогреть интерес подростков к данной теме.
Уже на протяжении многих лет данные направления работы реализуются через проведение в школе Правовых недель.
Каждый месяц одна из недель в плане воспитательной работы посвящена правовой тематике
. Месяц |
Тема |
Сентябрь |
Правила дорожного движения «Осторожно, дорога!» |
Октябрь |
«Устав школы – важно знать!» |
Ноябрь |
За здоровье и безопасность наших детей |
Декабрь |
«Я выбираю жизнь» |
Январь |
«С законом на Ты!» |
Февраль |
«Доброе слово» (административная ответственность несовершеннолетних) |
Март |
"Я выбираю профессию!" (законодательство в области получения образования) |
Апрель |
Месячник "За здоровый образ жизни" |
Май |
«Отцы и дети» Правила дорожного движения |
На каждую неделю составляется уже подробный план работы, охватывающий всех учащихся школы, с учетом возраста. В реализации плана принимают участие все педагоги школы, родители и сами учащиеся.
Классные руководители проводят классные часы по данной тематике. При проведении которых приглашаются и различные специалисты, в зависимости от тематики недели. На помощь всегда приходят родители учащихся, в своей работе мы опираемся на высокий воспитательный потенциал родителей учащихся. Среди них есть и педагоги, врачи, работники правоохранительных органов, военные, пожарной охраны.
Хочется сказать, что эффективность бесед, проводимых родителями нередко выше, чем просто приглашенными специалистами. Воспитывающим фактором является не просто сама информация, которую дают родители. Нередко возрастает и социальный статус учащихся, чьи родители пришли на встречу. У ребенка возрастает ответственность за свое поведение и поведение одноклассников. Сами дети более внимательно относятся к такой информации. Очень плодотворно проходят такие встречи с родителями-медиками, работниками ГИБДД, ОВД, юристами. Как правило, подростки больше доверяют полученной информации и охотнее идут на диалог с выступающими.
При проведении Правовых недель активное участие принимают и сами учащиеся. Ребята волонтерского отряда МЫ, который действует в школе с 2007 года, с удовольствием проводят тематические игры, беседы, выпускают памятки и листовки и для учащихся начальной школы. Проводят акции для родителей и для своих одноклассников. В этом году еще и готовят себе смену, так как многие из них уходят. Несмотря на то, что ребята, в отличие от педагогов, не имеют педагогического образования, и говорить то научились уже к окончанию учебы, малыши их рассказы, их информацию и запоминают лучше и относятся к ней серьезнее. Да и сами волонтеры ответственнее относятся к своему поведению. Кроме занятий по пропаганде ЗОЖ и законопослушного поведения старшеклассники активно участвуют в различных городских акциях, что для них является возможностью социализации в обществе. Эти ребята приобретают определённые жизненные навыки, которые позволяют сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.
Правовые недели успешно реализуются и на уроках. Это не только уроки обществознания и права и не только уроки химии и биологии, на которых говорится о последствиях вредных привычек. Совместно с учителями физкультура на протяжении ряда лет проходит танцевальный марафон Dance for life, в котором участвуют все учащиеся школы. На уроках информатики создаются ролики социальной рекламы, листовки и плакаты.
Такая совместная работа учителей, родителей и учащихся не оставляет никого в стороне и дает свои результаты.