Консультация «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в нестандартных ситуациях»
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, а также сталкиваться с потенциально опасными для человека и окружающего мира природы ситуациями. В процессе освоения образовательной области «Безопасность» дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.
Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того чтобы, она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
Обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде.
Стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами.
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является достаточно актуальной проблемой современного общества. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Я считаю, что в старшем дошкольном возрасте должны быть следующие направления в работе:
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Противопожарная безопасность.
3. Безопасность в быту.
4. Безопасность в природе.
Предметно-развивающая среда нашей группы включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.
В своей работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста я использую несколько методов обучения.
1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.
2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.
3. Словесный метод. Мы обсуждаем и рассматриваем с детьми наиболее типичные опасные ситуации. Воспитываем аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.
Изучаем предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Для предупреждения опасных ситуаций знакомим с основной группой пожароопасных предметов.
4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.
Реализация образовательной области «Безопасность» реализуется в разных формах работы: Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, объяснение, напоминание, показ, ролевые игры, беседы, наблюдения на прогулке, создание проблемных ситуаций;
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: беседы, объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, творческие задания, тематические досуги, ситуативное обучение, упражнения;
самостоятельная деятельность детей: продуктивные виды деятельности, настольно-печатные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, самообслуживание;
взаимодействие с семьями детей: творческие задания, беседа, консультации, открытые просмотры, совместные игры, тематические досуги, наглядно-просветительская работа.
Я считаю, что залогом успешности по формированию у дошкольников 6-7 лет безопасного поведения в окружающем мире может стать использование инновационных методов, разнообразных по содержанию и форме. Так как дети моей группы уже умеют самостоятельно читать, я использую в работе следующие виды деятельности: проведение КВН, викторин, весёлых уроков, литературных викторин, разгадывание кроссвордов, сканвордов, чайнвордов, ребусов, загадки, перевёртыши, заучивание считалок, скороговорок, стихотворений из серии «безопасность в рифмах».
Я разработала и использовала в работе с детьми викторины на тему «От маленькой искры бывает большой пожар» и «Природа и безопасность», в которых закрепила знания детей о правилах поведения при возникновении пожара и поведении в различных экстремальных ситуациях, возникающих на природе. Дети активно принимали участие в викторинах, отвечали на вопросы.
Я закрепила с детьми правила дорожного движения в ходе весёлого урока «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»
В своей работе я использую произведения художественной литературы, которые дети могут читать самостоятельно. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные ситуации, если они зарифмованы. Например:
МЯЧ
Мой весёлый звонкий мяч. Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и громко топал,
Ты 15 раз подряд, Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился. И назад не воротился,
Покатился в огород, Докатился до ворот,
Подкатился под ворота, Добежал до поворота,
Там попал под колесо, Хлопнул, лопнул, вот и всё! (С. Маршак.)
При организации подвижных игр мы выбираем водящего с помощью считалки:
Шёл по берегу петух, Поскользнулся, в речку, - бух!
Будет знать петух, что впредь, Надо под ноги смотреть!
Для развития логического мышления у детей и закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности, я активно использую в работе кроссворды, скан орды, чайнворды. При этом возникает ситуация непринуждённого игрового общения на серьёзные темы. Если у детей возникают трудности с ответом на тот или иной вопрос, всегда есть возможность для игровой подсказки, например: «Ребята, слова, которые нужно угадать, начинаются на букву…». Я планирую постепенно привлекать детей не только к отгадыванию, но и к составлению кроссвордов. Чайнворд-разновидность кроссвордов. Разгадывать его надо начиная с цифры один, двигаясь по часовой стрелки, каждая последняя буква предыдущего слова является одновременно и первой буквой следующего слова. В работе с детьми по безопасности жизнедеятельности я использую ребусы, которые представляют собой комбинацию рисунков, букв, и других изображений. Дети с удовольствием отгадывают слова, которые зашифрованы в ребусах. Интеллектуальные игры, кроссворды, загадки, ребусы, способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы. В своей работе, я использую компьютерные презентации по теме: «Безопасность жизнедеятельности детей», а также уроки – мультфильмы «Уроки тётушки Совы». Для формирования у дошкольников безопасного поведения в окружающем мире, я использую педагогические ситуации, так как эта форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизируют детскую самостоятельность. Ребёнок так же учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения во всех видах образовательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкально - художественной, коммуникативной, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса. Выступление из опыта работы «Использование инновационных методов для формирования у дошкольников 6-7 лет безопасного поведения в окружающем мире»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №24
муниципального образования
Тимашевский район
Консультация на тему:
«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в нестандартных ситуациях»
Подготовила воспитатель:
Слободчикова Е.Л.
Январь 2022г.