Статья «Формирование представлений детей 5-6 лет о диких животных Кировской области в процессе виртуальных экскурсий»
О.В. Драчкова,
студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
г. Киров, Россия
ORCID:
Формирование представлений детей 5-6 лет о диких животных Кировской области в процессе виртуальных экскурсий
В статье рассматривается эффективность использования виртуальных экскурсий в процессе формирования представлений о диких животных Кировской области у детей 5-6 лет. Цель работы – выявление педагогических условий, эффективно влияющих на формирование у детей 5-6 лет представлений о диких животных Кировской области в процессе виртуальных экскурсий. Ведущими методами исследования проблемы являются изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседа с детьми, педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической обработки данных. Основные результаты статьи: определена специфика формирования представлений о диких животных родного края у старших дошкольников, раскрыта сущность виртуальных экскурсий как эффективного средства формирования представлений о диких животных родного края у детей 5-6 лет; разработана и апробирована экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о диких животных Кировской области в процессе виртуальных экскурсий.
Ключевые слова: формирование представлений, виртуальная экскурсия, хищные животные, травоядные животные.
O.V. Drachkova,
Student, Vyatka State University
Kirov, Russia
dracykova@mail.ru
Введение
Первые базовые представления об окружающем мире человек получает еще в детстве. Дошкольники постоянно в той или иной форме соприкасаются живой природой. Огромные деревья в лесу, душистые травы и яркие бабочки на лугу, колоски на пашне, движущиеся облака, падающие на ладошки хлопья снега – все это привлекает внимание детей, волнует их, вызывает интерес.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих окружающую действительность, нередко приводит к различным негативным последствиям. Неправильные представления часто являются причиной недоброжелательного отношения дошкольников к обитателям фауны: жестокое уничтожение полезных насекомых, лягушек, ежей. Такой враждебный настрой по отношению к животным наносит вред не только природе, но и негативно воздействует на психику маленького человека, ожесточает его. Именно поэтому очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети получили правильное представление об окружающем их мире.
В Федеральном государственном образовательном стандарте предусмотрено приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт предлагает формировать познавательные интересы и действия ребенка в различных видах деятельности, учитывать при этом этнокультурную ситуацию развития ребенка. Все виды деятельности должны формировать общую культуру и личность детей. В процессе познавательного развития предполагается развитие любознательности; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений, в том числе, об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что к завершению к завершению дошкольного образования ребенок должен обладать элементарными знаниями о природном мире, в котором он живет, и установкой положительного отношения к нему.
Для ознакомления детей с дикими животными родного края уместно применение различных методов работы. Для старших дошкольников целесообразно применять наглядные и игровые методы формирования представлений. При ознакомлении детей с дикими животными педагог использует различные средства воспитания: непосредственно природа родного края, произведения устного народного творчества, художественная литература, изобразительное искусство, киноискусство, самостоятельная деятельность ребенка, общение.
Одним из способов формирования экологических представлений является экскурсия. Экскурсия – это одна из форм работы с детьми, в ходе которой дошкольники непосредственно могут соприкоснуться с миром живой природы. Однако традиционную экскурсию в лес, чтобы увидеть обитателей фауны родного края, реализовать невозможно. Но в связи с развитием информационных технологий педагоги в своей педагогической деятельности могут применять виртуальные экскурсии.
Поэтому актуальность курсовой работы заключается в том, что виртуальные экскурсии позволяют педагогу сформировать базовые представления практически обо всех диких животных родного края у старших дошкольников, воспитывая в них положительное отношение к природе, тем самым частично реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений детей 5-6 лет о диких животных Кировской области в процессе виртуальных экскурсий?
Цель работы: выявление педагогических условий, эффективно влияющих на формирование у детей 5-6 лет представлений о диких животных Кировской области в процессе виртуальных экскурсий.
Объект исследования: процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста с дикими животными Кировской области.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о диких животных Кировской области в процессе виртуальных экскурсий.
Гипотеза исследования: использование виртуальных экскурсий будет способствовать формированию представлений о диких животных Кировской области у детей 5-6 лет при следующих условиях:
1. Содержание виртуальных экскурсий будет включать представления о диких животных: внешний вид, среда обитания, особенности питания, приспособленность к сезонным изменениям, бережное отношение к животным
2. Если экскурсию применить как одну из форм работы по формированию представлений о диких животных Кировской области
3. Если будут разработаны виртуальные экскурсий в программе Power Point Window Light, направленные на формирование представлений о диких животных Кировской области
Задачи исследования:
1. Выявить специфику формирования представлений о диких животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать возможности виртуальных экскурсий в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о диких животных родного края.
Разработать и апробировать серию виртуальных экскурсий, направленных на формирование у детей 5-6 лет представлений о диких животных Кировской области.
В процессе написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседа с детьми, педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определена специфика формирования представлений о диких животных родного края у старших дошкольников, раскрыта сущность виртуальных экскурсий как эффективного средства формирования представлений о диких животных родного края у детей 5-6 лет.
Практическая значимость: разработана и апробирована экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о диких животных Кировской области в процессе виртуальных экскурсий.
Методология и результаты исследования
Теоретико-методологическую основу курсовой работы составляют труды следующих учёных:
- психолого-педагогические исследования о методах ознакомления дошкольников с дикими животными родного края (Ю.А. Акимова, Л.И. Бобылева, Т.А. Будникова, Е.И. Золотова, Л. А. Каменева, Н.А. Рыжовой и др.);
- психолого-педагогические исследования по использованию виртуальных экскурсий в обучении и воспитании дошкольников (М. Башкирова, Е.В. Платунова, О.С. Почебутова, Ю.В. Строганова).
По решению первой задачи нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что представления о диких животных Кировской области необходимо закладывать в дошкольном возрасте.
Формирование представлений о природе является одной из задач познавательного развития детей. В ФГОС ДО сказано, что познавательное развитие предполагает формирование у детей дошкольного возраста представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы [1]. Формирование представлений о животных у детей дошкольного возраста – это одна из задач экологического воспитания детей. В.Н. Аванесова говорит, что экологическое воспитание - это непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций [2].
Ю.А. Акимова указывает, что представления о природе – как часть экологических знаний – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособление к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды [3].
Дошкольники к старшему возрасту накапливают значительный объем представлений о природе, в том числе о животном мире. Но большая часть этих представлений представляет собой разрозненную информацию об отдельных живых организмах, характерных для них особенностях строения и поведения. Это находит свое проявление в том, что ребенок способен узнавать и называть животных и растения, может рассказать о самых ярких признаках внешнего вида животного или растения, о повадках животного. Но, в тоже время, сведения, которые имеются у детей об особенностях жизни животного, об ареале обитания, характере питания, сезонных изменениях чаще всего разрозненны и неконкретны.
В исследованиях, которые были проведены А.М. Федотовой, Е.Ф. Терентьевой, Е.И. Золотовой, старшие дошкольники способны назвать 10-45 животных. При этом отмечается лучшее представление о птицах и млекопитающих, худшее о рыбах, земноводных, насекомых и пресмыкающихся. Показательным моментом является то, что больше дети знают об экзотических животных, чем о тех, которые проживают в родном крае. Даже о тех животных, которые знакомы детям с детства, представления не точны и не глубоки.
От взрослых дети часто слышат обобщающие понятия, которые выражаются с помощью слов-терминов. Удалось доказать, что при использовании в обыденной речи житейских понятий, являющихся биологически неверными или искаженными приводит к формированию у дошкольника неверных обобщений. Например, к типичным ошибкам можно отнести сужение понятия «животное», идентифицируемое с понятиями «млекопитающее», «зверь».
Сущность экологических представлений по мнению О.Б. Дыбиной заключается в представлении о предметах и явлениях природы, о свойствах и многообразии этих предметов, о связях между ними, то есть во всем комплексе знаний о том, что такое окружающая среда [7, с. 15].
Выполняя вторую задачу, мы охарактеризовали виртуальные экскурсии как средство развития у старших дошкольников представлений о диких животных Кировской области.
На современном этапе развития дошкольного образования, экскурсии являются важной и неотъемлемой частью организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Экскурсии выходят на первый план и являются наиболее эффективным и значимым инструментом для процесса организации ознакомления с животным миром родного края. Знакомясь с миром диких животных через экскурсию, ребенок может наглядно увидеть то, что он слышал от взрослых и сопоставить услышанное и увиденное [1].
Информационные технологии подготавливают ребенка к жизни в информационном мире, а также обеспечивают всестороннее и гармоничное развитие личности дошкольника. На сегодняшний день первостепенное значение занимает внедрение интерактивных технологий в обучение и воспитание дошкольников. Использование интерактивных технологий в обучении и воспитании является эффективным средством развития познания дошкольников. Создание целостного информационного пространства дошкольного образовательного учреждения является главной и важной целью внедрения интерактивных технологий в обучение и воспитание дошкольников. Одной из значимых задач является создание системы, в которой были бы задействованы и связаны на информационном уровне все участники образовательного процесса, а именно дети, родители, педагоги и администрация.
Педагоги на сегодняшний день совершенствуют процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста поиском новых, инновационных методов и средств. Одной из альтернатив работы по экологическому воспитанию старших дошкольников могут являться интерактивные экскурсии. Интерактивная экскурсия является одним из продуктивных методов интерактивного обучения. Интерактивные экскурсии – это вид экскурсий, экскурсионные программы которых предполагают не только восприятие словесной и наглядной информации, но и взаимодействие детей с различными средствами и участниками мероприятия. Интерактивная экскурсия позволяет разнообразить усвоение нового учебного материала, также она развивает кругозор и допускает закрепление нового материала наглядными методами. Дошкольники, благодаря интерактивной экскурсии, могут, полностью погрузится в изучении нового материала в интересной для них форме.
Интерактивная экскурсия в современное время более похожа на увлекательное путешествие или сказку, где детям приходится спасать главных героев, разгадывать необычные загадки, рисовать, конструировать, лепить из различных материалов и многое другое.
Интерактивные экскурсии владеют рядом характерных отличительных особенностей [4]:
– ограничение по количеству участников. Экскурсии продуманы на группы из 15-20 человек. В детском саду целесообразно проводить со всей группой, которая как раз составляет около 20-25 детей (можно разделить на 2 подгруппы);
– интервал между подгруппами, составляющий 15-20 минут;
– роли и костюмы достаются всем участникам;
Чтобы качественно провести интерактивную экскурсию воспитателю могут понадобятся технические средства – компьютер или ноутбук, проектор, интерактивная доска, магнитофон. Их выбор зависит от формы проведения экскурсии. Также воспитателю необходимо владеть навыками активного взаимодействия с детьми и артистизмом.
Старшие дошкольники обладают довольно высоким уровнем самостоятельности и организованности для проведения более длительной, интересной, увлекательной, усложненной по содержанию интерактивной экскурсии за счет возрастных и психологических особенностей [9].
Решая третью задачу, была разработана и апробирована экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о диких животных Кировской области в процессе виртуальных экскурсий..
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении детский сад № 1 «Колокольчик» г. Белая Холуница Кировской области, в старшей группе. Для участия в исследовании были сформированы экспериментальная и контрольная группы из детей 5–6 лет. В состав каждой группы входило 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек).
Констатирующий этап исследования был направлен на выявление первоначального уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о диких животных Кировской области в экспериментальной и контрольной группах.
В качестве диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности представлений детей дошкольного возраста о животных были взяты рекомендации С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой и Т.С Комаровой, О.А Соломенниковой, а также показатели оценки сформированности знаний детей о природе, на основе которых построен мониторинг индивидуального развития детей в данном детском саду. Рекомендации С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой были адаптированы в соответствии с целями констатирующего эксперимента.
Диагностическое обследование проводилась во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком.
На основе полученных данных по трем методикам стало очевидно, что в группах преобладают в основном низкий и средний уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о диких животных Кировской области. Уровни сформированности представлений в обеих группах почти не отличаются.
Представления детей характеризуются отрывочностью, неточностью, отсутствием полноты. Дети затрудняются в знаниях о видовых особенностях животных, путают родственные виды диких и домашних животных. Это послужило основанием для проведения формирующего эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента был реализован цикл занятий с применением виртуальных экскурсий, направленный на формирование представлений о диких животных Кировской области.
Формирующий эксперимент был необходим для того, чтобы расширить у старших дошкольников знания о животных, обитающих на территории Кировской области. Несмотря на включение содержания по ознакомлению с представителями данных видов животных в программу по ознакомлению с миром природы, дети имеют очень слабые, поверхностные знания о них, о чем свидетельствуют данные констатирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента: формирование у детей представлений о диких животных Кировской области в процессе виртуальных экскурсий.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Разработка системы экскурсий по ознакомлению детей с хищными и травоядными животными Кировской области.
2. Обогащение предметно-развивающей среды группы информационными материалами о животных родного края.
3. Разработка консультаций для воспитателей и родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
В качестве рабочего инструментария были выбраны виртуальные экскурсии. Проведение занятий мы начинали вступительной беседой с детьми. Для того, чтобы активизировать деятельность детей на занятиях, мы применяли поисковый метод, благодаря которому дети не только знакомились с материалами, но сами принимали активное участие в поиске информации. Для этого перед началом экскурсии ставились проблемные вопросы или же предлагались определенные творческие задания. По окончании экскурсии проводилась итоговая беседа, являющаяся обобщением, систематизацией увиденного и услышанного, выделением самого главного, выявлением впечатлений детей. Также на данном этапе намечались творческие задания для детей: нарисовать, подготовить рассказ, составить альбом по тому, что увидели.
Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Обновлено и дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения персональными компьютерами (в т.ч. ноутбуком), проектором, демонстрационным экраном, что позволило создать иллюстративный материал и методические пособия, демонстрировать учебные фильмы по экологии, привлечь к созданию электронных пособий родителей, использовать интернет-ресурс. В ходе работы мы привлекали родителей к сбору и оформлению коллекций фотографий, видеоматериалов, снятых ими во время прогулок в парке, в лесу, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей.
При проведении занятий учитывались настроение детей, их индивидуальные особенности и состояние. Занятия были объединены общим героем занятий – жирафом Жожо, который знакомил детей с животными родного края. Наглядные методы, которые мы использовали при составлении виртуальных экскурсий, учитывают наглядно-образный характер мышления дошкольников старшей группы. При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми мы обращали внимание, чтобы материал отличался яркостью, привлекал внимание ребенка, и, в то же время, был реалистичным. В основном мы использовали наглядные материалы на электронных носителях.
Первое, вводное занятие «Дикие животные Кировской области» было направлено на закрепление в речи детей обобщающего понятия дикие животные. Во время занятия детям было рассказано о различных диких животных Кировской области, об их повадках, особенностях и механизмах приспособления к внешним условиям. Мы учили детей отгадывать загадки по описанию животных, закрепляли в речи детей обобщающие понятия «травоядные», «хищники». Это было необходимо для того, чтобы провести следующие два занятия.
Второе и третье занятия были посвящены знакомству детей с травоядными и хищными дикими животными Кировской области. На занятии «В гостях у травоядных» мы формировали представления детей о жизни диких животных (травоядных – лось, белка, заяц): их внешнем виде, питании, названиях жилищ, приспособлении к сезонным изменениям природы. Цель занятия закреплять и расширять знания детей о травоядных диких животных, обитающих в лесах Кировской области реализовывалась через дидактические материалы – разрезные картинки, загадки. На занятии «В гости к хищникам» по аналогии с предыдущим занятием, мы формировали представления о хищниках лесов Кировской области. Применялись также загадки, физкультминутка и различные дидактические материалы.
Итоговое занятие, которое проводилось в виде игры-викторины «Знатоки диких животных Кировской области» создавало условия для обобщения, закрепления и систематизации знаний детей старшей группы о диких животных Кировской области. На занятии посредством вопросов и ответов и дидактических игр мы закрепляли знания о диких животных Кировской области; активизировали мыслительную и познавательную деятельность детей; активизировали в речи детей качественные прилагательные, характеризующие животных; формировали умения детей правильно употреблять в речи притяжательные прилагательные.
Затем мы познакомили педагогов с эффективностью использования виртуальных экскурсий в процессе формирования представлений о диких животных Кировской области у детей 5-6 лет.
На контрольном этапе эксперимента для определения эффективности проведенной серии занятий с применением виртуальных экскурсий была проведена повторная диагностика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о диких животных Кировской области.
В ходе диагностики нами было выявлено, что у детей экспериментальной группы, в отличие от результатов констатирующего этапа, теперь преобладает высокий уровень сформированности представлений о диких животных. В экспериментальной группе 11 (55%) человек на высоком уровне, на среднем уровне 9 (45%) детей, низкий уровень в экспериментальной группе выявлен не был. В контрольной группе 4 (20%) ребенка на высоком уровне, 7 (35%) на среднем уровне, 9 (45%) детей на низком уровне (Рис. 1).
Рис. 1. Динамика уровней сформированности представлений у детей
5-6 лет о диких животных Кировской области в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе
Как показывает диаграмма, проведенная работа с детьми экспериментальной группы по формированию представлений о диких животных Кировской области дает положительные результаты. После формирующего эксперимента уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет о диких животных Кировской области у экспериментальной группы изменился и стал выше по всем компонентам: когнитивному, эмоциональному, поведенческому. У детей контрольной группы результат не изменился.
Анализ полученных в ходе контрольного этапа эксперимента результатов показал положительную динамику в процессе развития представлений о диких животных Кировской области у детей экспериментальной группы. Проделанная нами работа показала свою эффективность – у детей экспериментальной группы выявлено повышение уровня сформированности представлений о диких животных Кировской области.
Заключение
Таким образом, мы можем говорить о том, что специально разработанные занятия с применением виртуальной экскурсии способствуют формированию знаний детей о животных. Можно говорить о необходимости использования наглядных методов для интеграции, обучения и вида деятельности детей в процессе формирования знаний о животных Кировской области. Можно рекомендовать разнообразные виды экскурсий и их варианты для широкого использования в системе экологического образования.
Следовательно, поставленная перед нами цель достигнута, задачи реализованы, а выдвинутая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение. Специально разработанные виртуальные экскурсии позволяют педагогу сделать процесс обучения и воспитания эффективным.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Минобразования России от 17.10.2013 № 1155.
2. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду/ В.Н Аванесова – М.: Просвещение, 1972.- 176с
3. Акимова, Ю.А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром» / Ю. А. Акимова. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г. – 128 с.
4. Александрова, Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом / Е.Ю. Александрова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.
5. Бабаева, Т. И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду /Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
6. Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей / С.О. Грунина. - Йошкар-Ола, 2006. - 226 с.
7. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир / О. Б. Дыбина. - М: Мозаика – Синтез, 2005.
8. Жуковская, Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
9. Захарчук, А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников / А.Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С.25-27.
10. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие / В. А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 288 с
11. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа) / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова.– М.: изд.- Скрипторий, 2010. – 109 с.
12. Кондратьева, Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению /Н. Н. Кондратьева. - СПб: Мозайка-Синтез, 1992. – 265 с.
13. Кругликов, В.Н. Дидактические игры / В.Н. Кругликов. – М.: Проект Яндекса, 2008.
14. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. – СПб.: Акцидент, 1998. – 314 с.
15. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. - с. 58-60.
16. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова. — М.: Педагогика, 1989.
References
1. Federal law" On education in the Russian Federation " of 29.12.2012 N 273-FZ (latest edition) [Electronic resource] // Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Federal state educational standard of preschool education [Electronic resource] // Mode of access: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
3. Federal law" on security " No. 390 – FZ of 28.12.2010 [Electronic resource] // Mode of access: http://www.consultant.ru/online/base/
4. Avdeeva, N. N. Safety: a textbook on the basics of life safety of children [Text] / N. N. Avdeeva, N. L. Knyazeva, R. B. Sterkina. – St. Petersburg: "DETSTVO-PRESS", 2009. – 144 p.
5. Avdeeva, N. N. Program for preschool educational institutions. Fundamentals of safety of preschool children [Text] / N. N. Avdeeva, O. L. Knyazeva // Fundamentals of life safety. – 1999. – No. 9. – Pp. 23–31.
6. Vasilyeva, N. Project activity: we participate together [Text] / N. Vasilyeva // Pre-school education. – 2011. – No. 10. – P. 8.
7. Veraksa, N. E. From birth to school. Basic General education program of preschool education [Text] / edited By N. E. Veraksa, T. S. Komarova, M. A. Vasilyeva. - 3rd ed., ISPR. and additional-M.: MOSAIKA-SINTEZ, 2015. – 368 p.
8. Veraksa, N. E. Project activity of preschool children. Manual for teachers of preschool institutions [Text] / N. E. Veraksa, A. N. Veraksa. – M.: MOSAIKA-SINTEZ, 2016. – 64 p.
9. Voronina, E. V. Project method in preschool education [Text] / E. V. Voronina // Pedagogical skills: the materials of International scientific conference, December 12, 2016 – M : Buki-Vedi, 2016. – S. 71–73.
10. Gresik, T. I. rainbow: approximate basic educational program of preschool education [Text] / T. I. Gresik, tn. Goranova, E. V. Soloviev, S. G. Jacobson; scientific. hands. E. V. Solovyeva. – Moscow: Prosveshchenie, 2015. – 111 p.
11. Evdokimova, E. S. design Technology in DOW [Text] / E. S. Evdokimova. – M.: Sphere, 2008. – 64 p.
12. Krupenina, M. V. On the ways to the method of projects [Text] / M. V. Krupenina. – Moscow: Prosveshchenie, 1992 – 193 p.
13. Stepanenkova, E. Ya. Preschoolers about the rules of the road: a manual for kindergarten teachers [Text] / E. Ya. Stepanenkova. – M. : SC Sphere, 1979 – 63 p.
14. Sterkina, R. B. Fundamentals of safety of preschool children [Text] / R. B. Sterkina, N. N. Avdeeva. – St. Petersburg: Detstvo-Press, 2014. – 150 p.
15. Shorygina, T. A. Fundamentals of safety for children 5-8 years [Text] / T. A. Shorygina. – Moscow: shopping center Sphere, 2006. – 70 p.