Занятие «Дикие животные нашего края» (для детей 4-5 лет)
Пояснительная записка к презентации
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 97»
Шарова Дарья Александровна
Пояснительная записка
Тема: «Дикие животные нашего края»
Группа: средняя (4-5лет)
Цель НОД: формирование первичных представлений о диких животных нашего края.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательно развитие»
формировать представление об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (дикие животные, их питание, особенности, среда обитания, внешний вид, детеныши);
развивать познавательные интересы детей.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»
формировать речевые способности детей, через составление простых предложений;
обогащать активный словарь детей (берлога, дупло, нора, всеядные, хищники);
развивать связную диалогическую речь – умение отвечать на вопрос;
развивать связную монологическую – строить предложения и фразы, рассуждать.
«Социально-коммуникативное развитие»
развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание к окружающему миру;
развивать умение работать в группах – уметь договариваться, не мешать друг другу.
«Физическое развитие»
развивать двигательную активность детей;
развивать зрительно-моторную координацию посредством использования ИКТ;
развивать общую координацию через малоподвижные игры;
развивать умение координировать слова с движениями.
«Художественно-эстетическое развитие»
развивать слуховое внимание детей посредствам прослушивания музыки;
развивать умение видеть красоту лесных жителей.
Цель применения ИКТ:
активизация внимания детей;
развитие познавательных способностей детей посредствам использования современных информационных технологий.
Оборудование:
- для педагога: ноутбук, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация «Зашифрованный текст», магнитофон, аудиозапись из мультфильма «Маша и Медведь» «Зверя по следам любого…», кукла гнома-лесовичка;
- для детей: игрушки диких и домашних животных (медведь, еж, белка, заяц, лиса, волк, корова, лошадь, кошка, собака), декорации для леса и домашнего двора (елочка, сугроб, домик), жилетки и колпачки гнома, волшебный чемоданчик гнома, карточки с изображением диких животных (медведь, еж, белка, заяц, лиса, волк), карточки с изображением корма для животных (мышка, зайчик, улитка, червяк, грибы, шишки, ягоды, орехи, кора деревьев, трава, цветы), разноцветные следы детенышей животных (красные, зеленые, желтые, синие, оранжевые), разноцветные круги на жилетках (красные, зеленые, желтые, синие, оранжевые), конверты с разрезанными картинками детенышей животных (бельчонок, ежонок, зайчонок, лисенок, волчонок).
Ход деятельности:
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
1 этап. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (4 минуты) |
|
Цель: создание атмосферы психологической безопасности, эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка, организация направленного внимания, создание мотивации, формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах, развитие мышления, воображения детей |
Цель: включение в образовательную деятельность, стремление помочь гному, проявление инициативы |
Установление зрительного, тактильного контактов. Звучит песня из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам любого…» - Ребята, послушайте, что за песня звучит? О чем в ней поется? Как вы думаете, почему она играет? О ком сегодня мы с вами будем разговаривать? |
Дети отвечают на вопросы, рассуждают, при помощи наводящих вопросов воспитателя приходят к выводу: разговор пойдет о диких животных |
- Верно, ребята. А поможет нам в этом, наш гость. Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? |
Дети высказываются, рассуждают, отвечают: гном |
- Это не простой гном, это – гном-лесовичок! Зовут его Кузя. Поздороваемся с ним. |
Дети здороваются с лесовичком |
- С давних времен он и его братья живут в лесу, ухаживают за лесом, оберегают лес и его обитателей. Поэтому все животные и птицы живут счастливо в любое время года. Но в этом году его братцы решили отправиться к Деду Морозу, чтобы помочь разобрать письма с пожеланиями и подарки, ведь гномы не только хранители леса, но и верные помощники Деда Мороза. А лес остался оберегать лишь один наш друг Кузя. |
Дети слушают воспитателя |
Как вы думаете, ребята, тяжело в одиночку уследить за лесом и его обитателями? |
Дети отвечают: да |
- Конечно, тяжело. Что же делать? Как нам быть? |
Дети отвечают: надо помочь Кузе |
- Молодцы, ребята! Надо обязательно помочь лесовичку. Ведь если мы не поможем Кузе, многие животные могут погибнуть, не найдя себе корма или крова. |
|
- Лесовичок пришел к нам не с пустыми руками. Посмотрите, что это? |
Дети разглядывают предмет, отвечают: чемодан |
- Верно, но это не простой чемодан, а волшебный чемоданчик. Давайте заглянем в него. Что тут есть? |
Дети заглядывают в чемодан, достают жилетки, отвечают: жилетки |
- Это специальная форма, которую носит Кузя и его братья. Хотите ее примерить? |
Дети отвечают: да |
- Отлично! Чтобы у нас все получилось, наденем ее и тоже превратимся в сказочных гномов. Как вы видите - жилетки двух цветов – фиолетовые и зеленые. Предлагаю вам выбрать тот цвет, который вам больше нравится и одеться. Теперь ребята в фиолетовых жилетках присаживайтесь с правой стороны, за столы, на которых лежат фиолетовые кубики, а ребята в зеленых жилетках – с левой стороны, за столы с зелеными кубиками. Воспитатель помогает выбрать жилетки, направляет детей, не давая сложиться конфликтной ситуации. |
Дети выбирают и надевают жилетки, находят свое место, рассаживаются за столами |
- Ну что, ребята, как думаете, теперь мы настоящие гномики-лесовички? |
Дети думают, с помощью воспитателя приходят к выводу, отвечают: нет |
- А что нам нужно для того, чтобы ими стать? |
-Получить знания о лесе и его обитателях |
- Конечно, такую сложную работу как у Кузи, мы не сможем выполнить без знаний. |
|
- Как вы думаете, что нам нужно знать, чтобы помочь Кузе? |
-Чем питаются животные, где живут, как называются, особенности… |
- Правильно, нам нужно узнать о диких животных, их среде обитания, их особенностях, внешнем виде, детенышах и способах кормления. Для этого Кузя приготовил для нас специальные задания. |
|
2 этап. Основная часть (содержательный, деятельностный этап) (13 минут) |
|
Игра «Где чей дом?» |
|
Цель: оценка умений воспитанников; формирование умения отличать диких животных от домашних, формирование умения определять их среду обитания; формирование умения самопроверки, оценки своих действий; развитие умения работать в группе |
Цель: нахождение отличий домашних и диких животных, определение их среды обитания, самоконтроль, работа в группе |
- Ребята, если мы идем с вами в лес, значит, каких животных мы там встретим? |
Дети перечисляют животных: зайчика, лису, медведя… |
- Как этих животных можно назвать одним словом? |
Дети отвечают: дикие |
- Что такое «дикие животные»? Чем дикие животные отличаются от домашних? Почему они так называются? Где они живут? |
Дети рассуждают, отвечают на вопросы: дикие животные живут в лесу, самостоятельно находят себе пищу, сами строят свое жилище |
- Вот первое задание от Кузи. Проверим, умеете ли вы отличать диких животных от домашних. На одном столе вы видите домик с лужайкой и лесную поляну. На другом – разных животных. По очереди выберите понравившегося вам животного и отнесите в его среду обитания (домашнего – к домику, дикого – «в лес»). При выполнении задания звучит песня из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам любого…» |
Дети советуются, выполняют предложенную им работу |
- А теперь предлагаю пройти и посмотреть, всех ли животных мы правильно расселили. Пусть команда в фиолетовых жилетках проверит домашних животных, а команда в зеленых жилетках – диких. |
Дети проходят к столу, советуются внутри группы, обсуждают, самопроверяются, советуются с воспитателем |
- Молодцы! Отлично справились с первым заданием! Не сомневаюсь, хорошие помощники выйдут из вас для Кузи. Можете пройти на свои места, наше путешествие продолжается. |
Дети занимают свои места |
Игра – презентация «Зашифрованный рассказ» /data/files/y1518388602.pptx (Зашифрованный рассказ) |
|
Цель: сообщение новой информации, развитие речи детей посредствам составления предложений по картинкам |
Цель: усвоение новой информации, составление связных предложений с помощью картинок |
- Кузя должен быть полностью уверен в том, что вы достойны называться лесовичками, поэтому подготовил для вас еще одно задание – «Зашифрованный рассказ». Обратите внимание на экран. |
Дети смотрят на экран |
Слайд 1. - Здесь будут появляться картинки, по которым вы попробуете составить предложение о животном. Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы: что изображено на картинке? как вы думаете, кто это? какое время года вы видите? какой это цвет? и т.д. |
Дети слушают, пытаются понять задание |
Слайд 2. - Какая фраза здесь зашифрована? |
Дети составляют предложение «Медведь зимой спит в берлоге» |
- Молодцы, ребята! Верно отгадали загадку. - Медведь зимой спит в берлоге. Для берлог медведи обычно выбирают глухие и надежные места. |
Дети слушают новую информацию |
- Как вы думаете, чем питается медведь во время зимней спячки? |
Дети рассуждают, советуются, с помощью воспитатель приходят к ответу: сосет лапу… |
- Действительно, во время зимней спячки он ничего не ест, а вот, когда бодрствует, ест ягоды, травянистые растения, желуди, орехи, а может полакомиться личинками муравьёв, яйцами птиц или рыбой, добывают также мелких грызунов и копытных зверей. Медведь – всеядное животное. |
Дети вникают в новую информацию |
- Ребята, кто еще уходит на зиму в спячку? |
Дети думают, предлагают свои варианты |
- С наступлением заморозков, наевшись летом грибов, ягод, личинок, мышек и накопив жировые запасы, еж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. |
Дети слушают воспитателя |
- Что еще мы знаем о ежах? |
Дети отвечают: у ежа есть иголки, он ест грибы… |
Слайд 3. - Правильно. А какая загадка о ежах зашифрована на этих картинках? |
Дети составляют предложение «Еж в опасности сворачивается в клубок» |
-Молодцы! Кузя, тебе нравится, как отвечают ребята? Подставляет гнома к своему уху. Кузя говорит, что очень рад тому, какие вы догадливые и как много знаете! |
|
Слайд 4. - Вот следующая загадка от Кузи |
Дети составляют предложение «Заяц летом серый, а зимой белый» |
-Ребята, почему зайчик летом серый, а зимой белый? |
Дети: чтобы быть незаметным на снегу |
- Правильно. У зайцев много врагов-хищников, от них нужно прятаться. На снегу в белой шубке он практически не заметен для врагов. |
Дети слушают воспитателя |
- Ребята, кто еще меняет свою шубку? |
Дети предлагают варианты |
- Свою окраску меняют еще белки и лисы. Летом у белок шерсть ярко-рыжая, а зимой – голубовато-серая. А вот лиса свой окрас не меняет, но ее шубку зимой не узнать, она становится толще, ярче и пушистее. |
Дети слушают, воспринимают новую информацию |
Слайд 5. - Что мы видим на этих картинках? |
Дети составляют предложение «Домик белки – в дупле на дереве» |
- Вы отлично справились с заданиями! Это была последняя зашифрованная фраза от лесовичка. Ну что скажешь, Кузя? Справились ребята? Подставляет гнома к своему уху. Слайд 6. - Гному очень понравились ваши ответы, он очень вами доволен. |
|
Д/и «Кто что ест?» |
|
Цель: формирование навыка, убеждений, отношений; формирование представлений о способах кормления диких животных, формирование умения самопроверки, оценки своих действий |
Цель: определение способа кормления дикого животного, самоконтроль |
- С зашифрованным рассказом справились на отлично. Теперь мы многое узнали о диких животных. Опять заглянем в волшебный чемоданчик, который принес нам Кузя. Что еще здесь есть? |
Дети заглядывают в чемодан, достают карточки, рассуждают о содержимом, отвечают на вопрос |
- Да, это карточки. Кто на них изображен? |
Дети: дикие животные |
- Правильно. А на этих карточках что изображено? |
Дети: улитка, червяк, грибы, шишки, ягоды, орехи, кора деревьев, трава, цветы… |
- Как вы думаете, что это? Как можно назвать все это одним словом? |
Дети: еда |
- Правильно – еда, пища, корм для животных. - Ребята, накормим животных? В зимнюю пору им сложно самим найти себе пропитание. |
Дети дают согласие подобрать питание для животных |
- Я разложу карточки с животными на столе, а вы возьмите карточку с едой и отнесите к тому животному, которому, по вашему мнению, понравится угощение. При выполнении задания звучит песня из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам любого…» |
Дети советуются, выполняют задание |
- А теперь проверим, все ли вы сделали правильно, никого ли не оставили голодным. |
Дети проверяют, объясняют свой выбор |
- Молодцы, Справились! |
|
При динамичном ходе НОД, воспитатель предлагает детям д/и «Собери детеныша», при медленном ходе НОД игра не проводится |
|
Д/и «Собери детеныша» (пазлы) |
|
Цель: развитие навыка, убеждений, отношений; формирование представлений о детенышах диких животных; развитие мелкой моторики и мыслительных процессов; развитие умения работать в парах |
Цель: разделение на пары, повторение цветов, нахождение детенышей диких животных, повторение названий детенышей, составление целой картинки из частей |
- Ребята, пока мы с вами кормили животных, их детеныши разрезвились и разбежались по лесу. Поможем мамам найти своих деток? |
Дети: да |
- Когда убегали, малыши оставили следы на снегу. Обратите внимание, они разного цвета. |
Дети разглядывают следы |
- А теперь посмотрите на свои жилетки. На них разноцветные кружки. Найдите себе пару по цвету. |
Дети разглядывают кружки на жилетках, советуются с воспитателем, разбиваются на пары |
- Команды каких цветов у нас получились? |
Дети: зеленые, синие, желтые, красные, оранжевые |
- Теперь каждая пара может отправиться на поиски детенышей. Только идите по тем следам, которые совпадают с цветом ваших команд. При выполнении задания звучит песня из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам любого…» |
Дети выполняют задание, находят конверты с разрезанными картинками детенышей (пазлами) |
- Что вы нашли, пройдя по следам? |
Дети: конверты |
- Посмотрите, что в них? |
Дети: картинки |
- Это и есть потерявшиеся малыши! Соберите из частей одну картинку. |
Дети советуются внутри пары, приходят к решению, выполняют задание |
- Теперь отведите родителей к детенышам (возьмите изображения мамы и папы и положите рядом с ними). |
Дети парами выбирают родителей для детенышей и относят к малышам |
- Чье семейство у вас получилось? Кто мама и папа? Как зовут детеныша? (спрашивает каждую группу) |
Дети рассуждают, отвечают на вопросы |
- Молодцы, ребята! Можете занять свои места |
Дети занимают свои места |
3 этап. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия) (3 минуты) |
|
Цель: анализ и подведение итога занятия в смысловом и эмоциональном аспекте, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки |
Цель: оценка своей работы, высказывание своих эмоций, чувств, оценка работы других ребят |
- Вот мы и выполнили по-настоящему сложную и значимую работу! Какую? |
Дети отвечают, рассказывают о выполненной работе |
- Да, мы не только накормили животных в эту суровую пору, но и спасли детенышей, приведя им родителей. |
|
- Все ли у нас получилось? Какое задание вам запомнилось больше всего? А что оказалось самым сложным? Узнали ли вы что-то новое про диких животных сегодня? Что нового вы сможете рассказать мамам и папам о диких животных? |
Все ребята высказываются по каждому заданию и о том, что нового узнали |
- Но мы сегодня с вами успели обсудить не всех животных, ведь их в лесу великое множество, а вы как истинные знатоки леса, должны знать их всех. Каких диких животных мы сегодня не назвали? |
Дети отвечают: волк, кабан, лось… |
- Будете ли вы и дальше узнать о них что-то новое и интересное? |
Дети дают положительный ответ |
- Откуда вы будете брать информацию? Где мы о них можем узнать? |
Дети: из книг, от родителей, от воспитателя… |
- Молодцы, ребята! Мне очень понравилось наше путешествие! - Кузя тоже что-то хочет сказать. Подставляет гнома к своему уху. Кузя очень доволен нами, и считает, что мы достойны носить звание гномов-лесовичков- защитников леса. Поздравляю вас, друзья! Мы отлично выполнили все задания, справились с трудностями и спасли животных. Кузя благодарен нам за помощь, мы приняты в его команду защитников леса. |
|
- Заглянем напоследок в волшебный чемоданчик Кузи. Что вы видите? |
Дети заглядывают в чемоданчик, достают колпачки, отвечают на вопрос |
- Колпачки - это почетный знак лесовичков и незаменимый атрибут любого гнома. Кузя дарит их вам! Подходите по одному ко мне, я буду награждать вас этим почетным знаком. |
|
Воспитатель «награждает» детей колпачками. Звучит песня из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам любого…» |
Дети подходят к воспитателю, надевают колпачки |
- Но на этом наша работа не заканчивается, а только начинается. Этот почетный знак обязывает нас всегда хорошо относиться к животным, любить и оберегать лес и учить других уважать окружающий мир. Будете ли вы выполнять эти правила в будущем? |
Дети дают согласие |
- Молодцы, ребята! Кузе пора возвращаться в свой лес. Он прощается с вами. Скажем ему - до свидания! |
Дети: до свидания! |