Формирование элементарных экономических представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе использования дидактического пособия «лэпбук»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛЭПБУК»
Гобанова Дарья Сергеевна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Хабарова Людмила Павловна
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация:
В последнее время в обществе явно прослеживается тенденция к изменению экономических приоритетов: для личности слишком значимыми становятся финансовые блага, наблюдается утеря моральных ценностей, происходит «финансовое разделение» населения, что позволяет задуматься об экономическом воспитании детей. В статье описывается метод диагностики для уровня выявления у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи элементарных экономических представлений
Ключевые слова: «общее недоразвитие речи», «экономические представления», «лэпбук»
С каждым годом экономическое развитие страны набирает новые обороты, создаются новые концепции экономического развития страны, обеспечения экономического благополучия населения. На фоне интенсивного общественно-экономического развития возрастает роль экономического воспитания детей [5, с.247].
Экономическое образование детей дошкольного возраста – часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса [1, с.39].направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Согласно А.Д. Шатовой, экономическое образование необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, ибо если не сформировать предпосылки будущей экономической деятельности своевременно, то «…могут проявиться отрицательные стороны в поведении детей – бесхозяйственность, неряшливость, равнодушие к поврежденным вещам, к книгам, игрушкам, материалам к играм и занятиям; больше того, формируется неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации» [6, с.4].
Актуальность экономического воспитания в дошкольном возрасте обусловлена рядом факторов: 1) ранним вовлечением детей в финансовые отношения; 2) существенными переменами в системе экономики и образования (модернизация, информатизация); 3) неготовность детей к самостоятельному разрешению проблемных ситуаций, связанных с товарно-денежными отношениями.
Для детей с общим недоразвитием речи экономические понятия даются очень трудно.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) – это особая категория дошкольников, у которых наряду с системным недоразвитием речевой деятельности в структуре дефекта наблюдаются своеобразие психического развития, специфические черты эмоциональной незрелости.
В формировании элементарных экономических представлений одним из эффективных средств можно назвать интерактивную папку «лэпбук», которая благодаря своей многофункциональности вмещает большое количество дидактических материалов экономической направленности и может быть использован в различных видах деятельности, формах сотрудничества (внутри группы детей и со взрослыми
В ходе исследования нами был проведён констатирующий этап эксперимента.
Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня сформированности элементарных экономических представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи констатирующего этапа исследования:
1. Подобрать диагностические задания для оценки уровня сформированности элементарных экономических представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
2. Провести диагностику.
3.Обработать результаты диагностики.
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 61» г. Сыктывкара», в исследовании принимали участие 15 детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи: общие недоразвитие речи второго и третьего уровня, логоневрозом, моторная алалия, дизартрия, заикание, МДР.
МАДОУ «Детский сад № 61» осуществляет свою деятельность по Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) 4-7 лет (Утверждено 01.06.2021), реализуемой на основе следующих программ: «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (общеобразовательный уровень), «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» / под редакцией Л.В. Баряевой (уровень компенсирующей направленности).
Программа констатирующего этапа в себя включала:
1) Индивидуальная беседа по блоку «Труд-товар(продукт) (А.Д.Шатова)
2) Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
3) Диагностическая беседа «Деньги» (А.Д. Шатова)
4) Сюжетно-дидактическая игра «Ярмарка игрушек»
5) Диагностическая беседа «Реклама и возможности»
6) Практическое задание «Рекламный агент»
7) Наблюдение за детьми во время продуктивных видах деятельности
8) Дидактическая игра «Полезные привычки в быту»
После проведения констатирующего этапа у нас получились следующие результаты, с которыми вы можете ознакомиться ниже
Уровень развития | Количество детей | % |
Высокий | 1 | 6,7% |
Средний | 6 | 40% |
Низкий | 8 | 53,3% |
Исходя из результатов диагностики можно сделать вывод, что большинство детей имеет низкий уровень экономических представлений
По итогам проведённых диагностик можно сделать вывод, что у детей недостаточно развиты представления об экономике. Большинство детей не знают названия многих профессий, не знают откуда берутся деньги и зачем они нужны, так же не имеют представления о рекламе.
Список литературы:
Аблитарова, А.Р. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Электронный ресурс] / А.Р. Аблитарова, Э.Ш. Саганджиева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 36-39. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [ Текст]: Учеб.--метод.пособие/ Жукова Н.С. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
Захарова Т.В, Самылова В.Н. Особенности понимания и употребления экономических терминов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]/ Т.В. Захарова, В.Н. Самылова- Режим доступа : https://scienceforum.ru/2015/article/2015008460?ysclid=ldm1syvxhz201024760
Нурисламова, А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс] / А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: Асгард, 2016. – С. 89-91. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9915/.
Ханова, Т.Г. Педагогические условия проектирования и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова, Т.Н. Еракова [и др.] // Педагогические науки. – 2021. – №4. – С. 246-250.
Шатова, А.Д. Тропинка в экономику [Текст]: программа; методические рекомендации; конспекты занятий с детьми 5-7 лет / А.Д. Шатова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с.