Выпускная квалификационная работа «Формирование представлений об истории объектов предметного мира у детей 6–7 лет»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студенка 4 курса,
специальность 44.02.01
Дошкольное образование,
группа ДО-4з (1)
РОДИОНОВА
Ирина Михайловна
Формирование представлений об истории объектов предметного мира у детей 6-7года жизни
План-проспект
Руководитель: Т.П.Гурьянова,
преподаватель высшей квалификационной категории
Консультант:
Дзержинск – 2020
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студенка 4 курса,
специальность 44.02.01
Дошкольное образование,
группа ДО-4з (1)
РОДИОНОВА
Ирина Михайловна
Формирование представлений об истории объектов предметного мира у детей 6-7года жизни
Выпускная квалификационная работа
Предзащита Дата___________ Председатель ПЦК_______ Нормоконтроль Дата ___________ Подпись________/__________ | Руководитель: Т.П.Гурьянова, преподаватель высшей квалификационной категории Консультант: методист Рецензент: |
Дзержинск – 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ ОБЪЕКТОВ ПРЕДМЕТНОГО МИРА ………………………. …...……………………… Значение ознакомления с предметным миром в развитии ребенка ……………………………………………………… Классификации и функции предметов …………………… 1.3. Средства ознакомления детей с предметным миром ……. Выводы по главе 1……………………………………………………………. Глава 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ ОБЪЕКТОВ ПРЕДМЕТНОГО МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………. 2.1. Выявление уровня сформированности представлений об истории объектов предметного мира у детей 6-7 года жизни МБДОУ «Детский сад №»………………………………………… 2.2. Организация работы воспитателя по формированию представлений об истории объектов предметного мира у детей старшего дошкольного возраста …................................................ 2.3. Анализ опытно-практической работы. Условия успешного формирования представлений об истории объектов предметного мира у старших дошкольников ………………….… Выводы по главе 2……………...……………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. | |
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые предметы, стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.
Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.[1]
Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Видение ребенком предметного мира должно быть единым и целостным. [1]
Отметим, что проблема познания предметного мира детьми дошкольного возраста не является новой для педагогической теории и практики.
В многочисленных исследованиях психологов и педагогов Л.А.Венгер, Р.И.Жуковская, Т.С.Комарова, М.В.Крулехт, В.И.Логинова, Л.А.Мишарина, И.И.Розанова, С.Ф.Сударчикова предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников.
Отношение ребенка к человеку-творцу и продуктам его преобразования, стремление участвовать в изменении рукотворного мира, проявляя творческое начало изучалось в работах С.А.Козловой, О.В.Дыбиной. Исследование О.В.Дыбиной также посвящено рассмотрению предметного мира как средства формирования творчества, развития прогностического взгляда на предмет.
Изменение окружающей действительности влечет за собой изменение воспринимаемой ребенком картины мира, его стремление познать эти преобразования, принимать в них активное участие. Именно предметы рукотворного мира обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными.
В настоящее время данной проблеме уделяется мало внимания, поэтому знания дошкольников по данной теме не так высоки.
Из всего вышесказанного можно говорить об актуальности данной темы.
В рамках выпускной квалификационной работы была сделана попытка решить проблему: какие условия обеспечивают наиболее эффективное формирование представлений об истории объектах предметного мира у старших дошкольников?
Объект исследования: процесс формирования представлений об истории объектах предметного мира у старших дошкольников.
Предмет исследования: история объектов предметного мира как средство формирования представлений об этих объектах у старших дошкольников.
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и опытно-практическая проверка наиболее эффективных условий использования истории объектов предметного мира как средства формирования представлений о данных объектах у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование представлений об истории объектах предметного мира у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- будет проводиться систематически образовательная работа (НОД, беседы, мастер-классы) как в режимных процессах, так и в организованной деятельности;
- будут использоваться различные методы и приёмы обогащения образовательной деятельности в процессе формирования представлений об истории объектах предметного мира (красочный выносной материал, обыгрывание, объяснение педагогом, положительная оценка);
- будет обогащаться развивающая среда, которая способствует формированию представлений истории объектов предметного мира (дидактические карточки, пособия с предметными картинками, изготовление новых дидактических игр).
Для достижения цели и подтверждения гипотезы определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме «предметный мир».
Раскрыть классификацию и функцию предметов.
3. Охарактеризовать средства ознакомления детей с предметным миром.
4. Выявить уровень сформированности представлений об истории объектов предметного мира у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №».
5. Запланировать и провести работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений об истории объектов предметного мира.
6. Дать анализ проведенной практической работы по формированию представлений о истории объектах предметного мира у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № ».
Для решения поставленных задач были применены следующие методы: анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы и опыта работы воспитателей; анкетирование, диагностические методики, беседа, наблюдение, опытная работа, математические и графические методы.
Базой проведения исследования является подготовительная группа МБДОУ «Детский сад № » г.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе дана характеристика объектам предметного мира, их классификации. Во второй главе проведена опытно-практическая работа, направленная на формирование представлений об истории объектов предметного мира у детей старшего дошкольного возраста. Представлены условия успешного формирования представлений объектов предметного мира у старших дошкольников.
Тип работы: опытно-практический.
Объем работы: 45- 50 страниц.
Ожидаемый результат:
- более высокий уровень сформированности представлений об истории объектов предметного мира у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № »;
- разработки конспектов, презентаций, созданных в ходе работы над формированием представлений об истории объектов предметного мира.
- перечень условий, обеспечивающих эффективность успешного формирования представлений об истории объектов предметного мира у старших дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. – 52 с.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада [Текст] / А.К.Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985.
4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение [Текст] / Л.А.Венгер. – М.: Просвещение, 2009.
5. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1984.
6. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова и др. – М.: Просвещение, 1984.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
8. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка[Текст] / П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. – 1969. - №1.- С.22.
9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В.Гербова.– М.: Просвещение, 1984.
10. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1992. - № 1-2.- С. 5.
11. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб, 1995.
12. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности [Текст] /О.В.Дыбина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997.
13. Дыбина О.В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру [Текст] / О.В.Дыбина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1998.
14. Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем [Текст] / В.А.Дьяков – М.: Мысль, 1974.
15. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И.Жуковская – М., 2005.
16. Запорожец А.В. Проблемы педагогики детской игры [Текст] / А.В.Запорожец. – М., 1976.
17. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А.Коменский. – М.: Педагогика, 1982.
18. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка [Текст] / А.Н.Леонтьев. – М.: Правда, 2008.
19. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М.Леушина. - М., 1974.
20. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В.Менджерицкая. – М., 1982.
21. Мухина С.В. Детская психология [Текст] / С.В.Мухина. – М.: Просвещение, 1985.
22. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4.- С.11.
23. Поддьяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка [Текст] / Н.Н.Поддьяков. – М., 2000.
24. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И.Сорокина. – М.: Просвещение, 2014.
25. Ушинский К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д.Ушинский. – М., 2008.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б.Эльконин. – М., 2010.
27. Махмутова, А.Е. Предметный мир дошкольника [Электронный ресурс] / А.Е.Махмутова //Дошкольное образование. – 2006. - № 24. – С. 18-21. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: httр://dob.1september.ru, свободный. Дата обращения: 25.04.2020.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Предметный мир – это мир созданный, сформированный человеком и согретый теплотой повседневного общения с людьми, поэтому, натюрморт при всей внешней скромности, жанр глубоко содержательный.
Классификация - понятие в науке, обозначающее разновидность деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и т.д.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. Д.
Формы обучения –
внешняя сторона организации процесса обучения, определяющая когда,где, кто и как обучается. Обычно выделяются следующие формы обучения: индивидуальные, коллективные, групповые; классные и внеклассные; школьные и внешкольные.
Методы обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения - это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.
Анализ - метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.
Анкетирование -средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социальнопсихологических, экономических, демографических исследованиях.
Беседа это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися.
Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Диагностические методики – это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде ответов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ ОБЪЕКТОВ ПРЕДМЕТНОГО МИРА
Значение ознакомления с предметным миром в развитии ребенка
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Причем дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой.
Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса.
В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.
Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли такие ученые как Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.И.Логинова, А.М.Леушина, О.В.Дыбина и многие другие. Предметный мир в их исследованиях рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием.[4]
Содержание названных признаков предметного мира раскрывается также в ряде работ З.М.Богуславской, Г.А.Кислюк, где форма предмета рассматривается как пространственный признак, выражающийся во внешних очертаниях и получивший обобщенное отражение в геометрических фигурах. [3]
С.В.Мухина определяет функцию предмета как способ использования предметов человеком, а назначение - как способность удовлетворить определенные потребности человека, то ради чего они созданы. При этом отчетливо проявляется признак предмета – результат труда, продукт деятельности человека. Наполняясь таким конкретным содержанием, предмет несет в себе доступную для дошкольника информацию об окружающей действительности и помогает ему познать её. [21]
В дошкольном возрасте у детей появляется способность оценить деятельность другого человека. Опора на эту особенность позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого, результатом его труда, представление о своих возможностях что-то творить. Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. [21]
Я.А.Коменский в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни» воплотил, говоря современным языком, свою концепцию ознакомления ребенка с окружающим миром. Я.А.Коменский, решая задачу приобщения ребенка к миру, считал ее важной и в основу отбора знаний положил принцип энциклопедичности. [17]
Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей А.Н.Леонтьева, С.П.Новоселовой, В.Я.Кисленко, О.В.Дыбиной, рассматривающих предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого. [18]
Иной подход к предмету осуществляют Н.А.Ветлугина, Е.А.Флерина, Г.Н.Пантелеев и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности к взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда». [6]
Е.И.Тихеева, В.В.Гербова, О.С.Ушакова справедливо считают, что предмет помимо всех прочих характеристик является объектом работы по развитию речи у детей всех возрастных групп. [9]
Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Отечественные исследователи предметного мира С.А.Козлова, О.В.Дыбина утверждают, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых. Вполне правомерно рассматривают предметы как источник познания творческого начала в человеке. [13]
Таким образом, можно сделать вывод, что особое значение отводится в связи с познанием функции и назначения предмета таким видам деятельности, как игровая, трудовая и художественная, в которых ребенок действует с предметами, активно овладевая миром вещей, что, дает ему значимые человеческие достижения. Психологически ребенок входит в мир постоянных вещей, обретая свободу обращения с предметами, влияющими на процесс усвоения им социальных норм поведения. Автор справедливо отмечает, что именно в деятельности ребенок реализует связь с человеком через вещи, предметы, а связи с вещами - через человека. Совершенно очевидно, что в процессе деятельности ребенку открываются не только физические свойства предметов, но и те признаки, которые они приобретают в результате человеческой деятельности, т.е. то, ради чего они сделаны и преобразованы. [17]
Классификации и функции предметов
Я.А.Коменский писал, что понимание многообразия окружающей действительности и ее осознание происходит легче, если перед детьми предметный мир предстает сгруппированным по каким-либо существенным основаниям. Существуют разнообразные классификации предметного мира. В их основу могут быть положены разные особенности предметов: материал (деревянные, стеклянные, пластмассовые и др.), форма (прямоугольные, овальные), строение, классификация предметов по функциональному значению, т.е. способам использования: мебель, посуда, одежда, орудия труда и т.п. [17]
В основу классификации может быть положено назначение предмета (способность удовлетворять потребность взрослого и ребенка). Потребность ребенка в игровой деятельности может удовлетворяется через разные виды игрушек (условные, реалистические, предметы-заместители). В трудовой - через орудия труда, в художественной - через наглядно-информационные предметы, облегчающие художественное восприятие, и комплект предметов, составляющих оснащение продуктивной деятельности. Естественные потребности человека (ребенка и взрослого) могут удовлетвориться через предметы, необходимые для его жизни: посуду, мебель, одежду, обувь, предметы личной гигиены, постельные принадлежности и т.д. Музыкальные инструменты, картины, телевизор, книги, предметы народно-прикладного искусства и т.п. способствуют удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей ребенка и взрослого. Кроме того, выделены специальные группы предметов, облегчающих труд взрослых в быту (электроприборы, утюг, пылесос, полотер и др.) и в производстве (станки, экскаватор, трактор, роботы, компьютеры и т.п.). [17]
О.В.Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов.
Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве). Однако задача этих предметов велика: они служат образцом творческой деятельности взрослого, ребенок получает информацию о них как о результате труда человека, о том, что эти предметы созданы для удовлетворения потребности людей. У детей формируются представления о предметах, проявляется интерес к ним, а также к человеку - их создателю и преобразователю.
Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Он действует с ними, видит их многообразие. Ребенок не преобразовывает этих предметов, но они имеют огромное значение для его развития: дети имеют возможность увидеть их и действовать с ними на практике.
Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, т.к. они доступны его преобразовательной деятельности в разных диапазонах. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни, т.е. имеют аналогию с предметами, находящимися в обращении у взрослых, позволяют детям приобщаться к творческой деятельности, формировать у ребенка творческий интерес к миру предметов и миру взрослых. Соответствующие действия с ними способствуют выработке таких нравственных качеств, как аккуратность добросовестность при выполнении преобразований, понимание того, что от добросовестности и старательности, вещь становится более красивой удобной, дольше служит людям. Именно эта группа предметов является наиболее значимой для активного творческого освоения предметного мира дошкольниками. Преобразования, осуществляемые с данными предметами и при помощи них, могут способствовать успешному развитию творческого начала в человеке.
Такая представленность предметной среды (включенность продуктов творческой деятельности взрослых, удовлетворяющих разные потребности ребенка) содержит большое количество возможностей для познавательной и практической активности детей, для реализации задач социально-нравственного развития. [12]
Большую роль в познании ребенком окружающего мира играют функции предметного мира, а именно информативная, эмоциогенная, регуляторная, которые освещены в ряде работ отечественных исследователей.
Эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем у ребенка, чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда человека, появляется эмоционально-положительное отношение к человеку и результату его труда. Эффективность такого пути обусловлена единством эмоциональных и интеллектуальных процессов, на взаимосвязь которых указывал Л.С.Выготский.
Исследование О.В.Дыбиной свидетельствует о том, что в процессе реальной деятельности, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к вещному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для формирования способности ребенка обдумывать, как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития мотивационно-личностной сферы ребенка, творческого отношения к предметному миру. Предметный мир выполняет информативную, эмоциогенную и регуляторную функции, которые создают условия для формирование у детей представления о предметах как продуктах творческой деятельности взрослых, понимания связи «человек - предмет» и «ребенок – предмет» и познания социальной действительности. [12]
О.В.Дыбина говорит, что отправной точкой ознакомления с вещами детей шестого года жизни являются ближайшие вещи и более широкое окружение: дом, детский сад в целом, улица, город, а иногда и страна. Вещи, окружающие старших детей, - это уже не только конкретные предметы, используемые индивидуально и коллективно, но и «умные вещи» - простые и более сложные, изобретенные людьми. [12]
Вещи имеют свою историю возникновения, доступную детям. И они имеют внешние различительные признаки: цвет, форму, величину, а иногда и звуки, запах и др. Восприятие многих вещей требует деятельности анализаторов. Дети, как и взрослые, пользуются своими «помощниками» (анализаторами), но не осознают еще их роли. Ознакомление с ними, встреча в игре является «открытием», вызывает интерес. С ранних лет нужно не только учить различать, группировать вещи по их назначению, признакам, но и учить ценить вещь по тому - труду, который вложен в нее. Народ, создавая вещи, не только думает об их прямом использовании, но и стремится сделать их красивыми, иногда как подлинные предметы искусства. Детей с ранних лет нужно научить видеть в вещи красоту цвета, формы, их сочетания. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет нужно воспитывать вкус и способность окружать себя вещами, приносящими радость, эстетическое удовольствие, создавать уют, красоту. Тогда вещи становятся друзьями человека, их берегут. [12]
О.В.Дыбина отмечает, что предметная среда имеет в жизни ребенка огромное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Ребенок выступает действующим лицом в предметном окружении. По мере взросления он начинает знакомиться со свойствами объектов, их пространственными отношениями; определенным образом действовать с ними; занимает активную позицию по отношению к предметному окружению, предполагающую стремление преобразовать и совершенствовать предметы в соответствии со своими потребностями. Последнее становиться возможным при ознакомлении дошкольников с историей создания и преобразования человеком предметов и развития на этой основе способности к прогнозированию изменения объектов. Представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов позволяют ребенку видеть окружающий мир в динамике, временном движении и развитии. [12]
Итак, дошкольное детство по темпам развития, по качественным психическим образованиям, приобретенным в этот период, имеет особое, непреходящее значение для всего последующего становления личности. В этом аспекте важнейшую роль играет проблема поиска принципиально новых форм воспитания и обучения, а также организации развивающей среды, которая может предоставить детям значительно большее «поле» для самостоятельных действий, способствовать формированию их познавательной и практической активности.
Средства ознакомления детей с предметным миром
Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Педагог помогает ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у детей бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. [5]
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
Ознакомление дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира – системообразующая часть воспитательно-образовательного процесса, в ходе которого происходит их социализация и интеграция в социум. Поэтому последовательность изучения и распределение материала по возрастам должно быть подчинено дидактическим принципам научности, доступности, линейности и систематичности. [9]
Приобщению ребенка дошкольного возраста к миру социальной действительности нужно начинать с определения задач, стоящих перед нами для освоения дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей, адекватной дошкольному возрасту;
- формирование в сознании детей представлений о гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. [9]
С этой точки зрения все средства познания можно разделить на три группы. [12]
В первую группу вошли источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (в большей части случаев это сам взрослый, понятно и достоверно передающий детям информацию о мире).
Вторая группа – это источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого — педагога или родителя — на сам источник, как правило, отсутствует, то есть мы не диктуем писателю или художнику, о чем и как писать – мы лишь отбираем средства с учетом их педагогической целесообразности.
И, наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).
При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью всегда надо помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.
Назначение непосредственной организованной образовательной деятельности, одной из важнейших средств ознакомления детей с окружающим миром, состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей и освоении ими новых, сложных способов познавательной деятельности. Непосредственная организованная образовательная деятельность по ознакомлению ребенка с социальным миром, формированию коммуникативных навыков и умений мы проводим с целью пополнения знаний и развития ребенка.
Обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию детей и постоянный рост их самостоятельности и творчества.
В содержание непосредственной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим входят осмотры помещений и участка детского сада, наблюдения за трудом взрослых, за движением транспорта, рассматривание игрушек, предметов, картин.
Различные формы образовательной деятельности (НООД, беседы, экскурсии, поисково-познавательная и музейная работа) ни в коем случае не должны умалять важнейшее значение игры в социализации ребенка. Поэтому в повседневной работе приоритет отдается игровой деятельности , поскольку опыт социального поведения ребенок может накопить и освоить в адекватной возрасту практической деятельности, то есть в игре. [12]
В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, формируются такие нравственные качества, как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, чувство взаимопомощи, дети учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций и др. Данные качества особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в их повседневной жизни.
В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что в дошкольном возрасте одним из эффективных средств ознакомления детей с окружающим миром является дидактическая игра.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Хотелось бы отметить, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
«С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. [15]
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. [18]
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. [3]
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Третьим средством можно признать исследовательскую деятельность детей.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Цель экспериментальной деятельности - углублять представления о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Организацией осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется возможность открывать новые свойства предметов, их сходство и различия.
Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «Пробующий» характер. [23]
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Четвертым средством ознакомления дошкольников с окружающим миром является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно - ролевые игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых".[23]
Пятое средство – художественная литература.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, — таят в себе немалые жанровые богатства.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Еще одним средством можно считать проектный метод.
Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Таким образом, можно сделать вывод, что к концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.).Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое.
Выводы по главе 1
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:
- Дошкольный возраст - особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с окружающим миром закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.
- В дошкольном возрасте знакомство с окружающим решает следующие воспитательно-образовательные задачи: формирование первой и элементарной системы знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у детей любви к окружающему миру.
- Все знания, приобретаемы ребенком-дошкольником об окружающем мире, можно систематизировать в три группы: знания о неживой природе, знания о растениях, знания о животных, знания о труде взрослых в природе. В младшей группе дети просто знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся обобщать и систематизировать, в старшей и подготовительных группах уже умеют находить и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнего мира.