Статья на тему «Формирование математических представлений у детей с РАС»
Дудкина О.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39 (г. Воронеж)
Формирование математических представлений у детей с РАС
Аннотация на статью:
Формирование мыслительных умений ребенка, развитие его ума- является одной из важнейшей задач в процессе обучения. Выработать данный навык и закрепить его является нелегкой задачей, особенно у детей с расстройством акустического спектра. Именно поэтому, на решение данной проблемы должны быть использованы различные педагогические подходы. Безусловно, создать единую систему действий, которая подходила бы каждому ребенку невозможно, поэтому всегда необходимо учитывать индивидуальные особенности и интересы обучающихся, чтобы математические понятия приобрели для них значение. Именно поэтому в данной статье будут освещены основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при формировании у детей с РАС математических представлений.
Ключевые слова: аутизм, расстройство аустического спектра, обучение, навык, математические представления
UDC…………………
Dudkina O.V.
Municipal budget educational institution secondary school No. 39 (Voronezh)
Formation of mathematical representations in children with ASD
Abstract of the article:
The formation of the child's thinking skills, the development of his mind-is one of the most important tasks in the learning process. Developing this skill and fixing it is not an easy task, especially in children with acoustic spectrum disorders. That is why different pedagogical approaches should be used to solve this problem. Of course, it is impossible to create a unified system of actions that would suit every child, so it is always necessary to take into account the individual characteristics and interests of the child, so that mathematical concepts become important for him. That is why this article will cover the main aspects that need to be paid attention to when forming mathematical representations in children with ASD.
Keywords: autism, autistic spectrum disorder, learning, skill, mathematical representations
Формирование математических представлений у детей с РАС является важной задачей для нормальной повседневной жизни ребенка. Математические знания необходимы как на бытовом уровне, так и на академическом. Умения и навыки, которые ребенок приобретает через освоение данной дисциплины, необходимы для ориентировки в окружающей действительности. Овладеть элементарными математическими представлениями дети с РАС самостоятельно не могут. Именно поэтому, на решение данной задачи должны быть использованы различные педагогические подходы. Единой системы, которая подходила бы каждому ребенку, в науке нет. Однако, учитывая индивидуальные особенности, мотивационные стимулы можно создать единый верный подход.
Данный вопрос изучался в трудах таких ученых как Батрак Ф.Н, Михайлова З.А, Репина Г.А. Изучив различные научные публикации, можно выделить основные аспекты, которым необходимо уделить внимание в процессе обучения.
Первой трудность, с которой сталкивается педагог, при обучении детей с РАС – это отсутствие или слабое понимание обращенной речи. В обычных классах данный предмет преподается устно, для детей с РАС данный вариант подходит не всегда. Именно поэтому, начинать обучение нужно с визуального математического представления. Постараться применить математические действия в реальной жизни. Для этого можно использовать счеты, игрушки, мотивационные предметы и тд. Все то, что ребенок может увидеть и до чего дотронуться. После этого этапа можно вводить звуковое сопровождение. При решение математических задач можно использовать краткую запись или схему, которую также будет сопровождать визуальное подкрепление. Здесь педагог может столкнуться еще с одной трудностью - слабым развитием моторики рук. Для быстрого результата можно предложить альтернативный вариант. Например, нажимать на клавиши технического устройства, при этом постепенно развивать мелкую моторику специальными упражнениями .
Вторым условием успешного обучения детей с РАС математическим представлениям - минимизация требований. Необходимо сконцентрироваться на главной задаче. Дополнительные требования в этот момент необходимо снизить или убрать вообще. Например, снизить требование к записи задачи в тетради, но сконцентрироваться на ее правильном решении.
Третьим условием является нахождения индивидуального подхода к каждому ребенка с РАС. Необходимо учитывать темп работы, особенности нежелательного поведения, а также темп развития. Если у ребенка замедленный темп работы, то необходимо дать ему меньшее количество заданий, с сохранением уровня сложности. Варианты заданий могут касаться различных его сторон как объема и содержания, так и уровня сложностей.
Пример задания для детей с РАС при формировании математических представлений (1 класс).
Наташа собрала 1 гриб, а Света 2 гриба. Сколько всего грибов собрали девочки?
Инструкция: Прочитай задачу, сделай краткую запись в тетради, выполни решение. Ученики читают задачу в учебнике или на доске, оформляют в тетради краткую запись, выполняют решение [1].
Вариации заданий могут быть различные. Учитывая основные аспекты, выделенные в данной статье, а также индивидуальные особенности ребенка, помогут педагогу при обучении детей с РАС освоить математические навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батрак, Ф.Н. Формирование представлений и понятий о признаках величины предметов у детей с ОВЗ / Ф.Н. Батрак // Молодой ученый. – 2017. – №24. – С. 347-350.
2. Вердиева, Т. М. Особенности адаптации аутичных детей к школьной жизни и учебной деятельности / Т. М. Вердиева //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 4 (15). – С. 46-50.
3. Шипицина, Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / Л.М. Шипицина. – СПб. : Дидактика плюс, 2001. – 368 с.