12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Янова Татьяна Викторовна36064
Воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 44 года.
Россия, Челябинская обл., Челябинск
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»
9

Статья «Создание условий для формирования системного мышления у детей 6-7 лет об окружающем природном мире»

«Создание условий  для  формирования системного мышления у детей 6-7 лет об окружающем  природном мире»

 

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.

В течение учебного года я работала над темой: «Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по воспитанию у детей бережного отношения к миру природы».

Цель работы: воспитание экологического сознания дошкольников; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды, стремления самим беречь природу и призывать к этому окружающих, в сотрудничестве с семьёй.

Средства реализации: участие родителей и детей в природоохранительных акциях, конкурсах; НОД; чтении художественной литературы, заучивании стихотворений методом мнемотехники; ММЧ; изобразительной деятельности – аппликации, рисовании, лепке; наблюдениях на прогулках;  экспериментах.

         В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.  А  самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается  и  дается  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей,  т. к.  итогом любой  акции  является  продуктивная  деятельность  детей. Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Итог: Познавательно-творческий проект «Стань природе другом», открытое мероприятие для родителей - викторина «Друзья природы»

Я  хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

На следующий год мною была продолжена работа:

«Формирование системного мышления у детей 6-7 лет об окружающем природном мире»

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.

Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания.

ТРИЗ – технология как универсальный инструмент используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной (опытно – экспериментальной), бытовой и находит отражение в рисунках, рассказах, движениях, поделках, и конечно в играх.

 В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Вот методы и приёмы,  которыми воспользовалась я в своей работе:

·                                Системный оператор:

- Позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект, знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх.

- Позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы. Регулярное использование приёма СО формирует у детей навыки системного анализа, системного мышления.

·                                Метод маленьких человечков - «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар».

·                                Типовые  приёмы фантазирования («Что было бы, если бы…..?»).

·                                Приём эмпатии.  В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. (Ты - комнатный цветок. Тебя забыли полить. Что ты чувствуешь?)

·                                Приём функциональной аналогии.  Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.)

·                                Приём прямой аналогии.  Учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры « Кто на что похож? », «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д.

·                                Метод мозгового штурма. Этот метод я использовала для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д.

·                                Метод противоречия (проблемные ситуации) Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Игра «Хорошо-плохо» «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.», «Наоборот»

·                                Волк злой, а лиса хитрая (повадки)

·                                Волк серый, а лиса рыжая (внешность)

·                                Олень большой, а заяц маленький (размер)

·                                Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания)

·                                Петух - птица, а кошка - животное (вид)

Игра «Складушки - вычиталки» - холод+лист=листопад

Вся деятельность по реализации темы самообразования была выстроена в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Итог: мною было проведено  открытое занятие «Лес»; подготовлено несколько презентаций, подготовлен реквизит.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Опыт работы показал, что дети с большим интересом освоили методы и приёмы и успешно их применяют. Каждый метод технологии ТРИЗ в образовательной деятельности – это игра. После окончания таких игр дети не устают, они просто играли. Игры, творческие упражнения, и работа с системным оператором позволили сформировать у детей основы системного мышления. Опыт показывает, использование «системного оператора» сопровождается высокой речевой активностью, творчеством, усвоение и систематизация знаний. Дети свободно высказывают свою точку зрения, объясняют, аргументируют, доказывают, делают простейшие выводы, фантазируют. Получается очень интересное и содержательное общение.

Методические указания:

1.  Упражнения требуют наличия предварительно подобранного или

изготовленного реквизита (рисунков различных предметов и их частей или

самих предметов, разобранных на составные части).

2.  В описаниях упражнений важен их принцип, конкретное содержание может быть любым и выбирается в зависимости от имеющихся возможностей.

3.  Не решайте задачи за ребенка, не лишайте его радости самому составить нужный ему предмет. При первом знакомстве с заданиями помогите

наводящими вопросами: Это чья голова? Что есть у рыбы, кроме головы?

4.  Хвалите детей даже за маленькие успехи. Не заставляйте ребенка решать задачки насильно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить упражнения, займитесь его развитием, показывайте ему множество разных предметов.

Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Ватолина Светлана Анатольевна, 26.03.19 в 03:58 4Ответить Пожаловаться
Интересная статья!!! Спасибо за работу, Татьяна Викторовна!
Янова Татьяна Викторовна, 26.03.19 в 19:21 5Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, спасибо за внимание!!!
Янова Татьяна Викторовна, 26.03.19 в 19:21 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание и отзыв, Ольга Анатольевна!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 30.03.19 в 05:32 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную статью!
Янова Татьяна Викторовна, 30.03.19 в 08:12 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, за внимание к моим работам!!!
Елена Владимировна, 15.07.19 в 12:27 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за то, что делитесь своим опытом! Это очень ценно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.