Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР
Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР.
Формирование пространственных представлений включен в раздел программы «Формирование элементарных математических представлений».
Ребенок в старшем дошкольном возрасте должен освоить положение предметов в пространстве: справа – слева, спереди – сзади, сверху – снизу, внутри – снаружи, далеко – близко; около, рядом, посередине, между, за, перед; умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги.
Ребенок подготовительной группы должен освоить положение предметов в пространстве: далекий – близкий, дальше – ближе; вверху – внизу, выше – ниже; правый – левый, справа – слева; спереди – сзади; внутри – снаружи; умение ориентироваться в тетради, альбоме.
Работа по формированию пространственно - временных представлений у дошкольников с ЗПР строится по тем же направлениям, что и с нормативно развивающимися детьми. Однако, учитывая особенности развития детей с ЗПР, требуется значительно больше времени на усвоение пространственных представлений и использование в экспрессивной речи. Недоразвитие речи дошкольников оказывает влияние на понимание и употребление ими словесных обозначений пространственных отношений. Для многих детей с задержкой психического развития характерно недостаточное понимание пространственной терминологии, а также недостаточная дифференцированность и низкая актуализация всех пространственных связей и отношений в экспрессивной речи.
Работа по формированию пространственных представлений осуществляется поэтапно:
1 этап. Ориентировка “на себе”.
Знакомство с пространственными направлениями следует начать с изучения собственного тела.
Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).
Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах.
Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека".
2 этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
После выработки у детей навыка ориентации в пространстве относительно себя следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, что вызывает у детей с ЗПР значительные затруднения. Необходимо закрепить у ребенка представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право — где у меня лево, а лево — где право. В итоге следует научить дошкольников мысленно ставить себя на место другого человека, видеть вещи его глазами и, главное, правильно называть их.
3 этап. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.
Ориентировка в двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов. Затем ребенок помещает различные предметы в левом нижнем, в правом верхнем углах, определяет, какие углы остались незаполненными. Формируется понимание и вербализация расположения плоскостных предметов, букв и цифр на листе
бумаги по отношению друг к другу.
4 этап. Развитие понимания и употребления грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
Коррекционная работа начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.
Упражнения на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
1)Упражнение «У меня есть две руки»
У меня есть две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
За ухо могут потрепать! - правая, и левая!
(по очереди трогают ухо правой и левой рукой)
Увидев маму, помахать - правая, и левая!
(по очереди машут правой и левой рукой)
Воздушный поцелуй послать - правая, и левая!
(по очереди посылают воздушный поцелуй правой и левой рукой)
И могут так меня обнять - и правая, и левая!
2) Дети встают в шеренгу. Первый ребенок берет мяч и передает его дальше по цепочке. По команде «Мяч направо» или «мяч налево» направление передачи мяча изменяется.
3) Просим ребенка принести в правой руке шарик, а в левой кубик и т.д.
4) «Назови, что справа, что слева»
Просим ребенка повернуться к столу левой рукой и назвать, что стоит слева от него, а что справа. Затем просим повернуться к столу правой рукой и назвать, что находится слева, а что справа.
5) Дети выстраиваются в шеренгу. Педагог просит ребенка назвать, кто стоит справа, а кто стоит слева от него.
Дети встают друг за другом. Педагог просит ребенка назвать, кто стоит впереди него, а кто за ним.
6) называются направления в разной последовательности («вверху», «внизу», «вверху», «внизу», «внизу», «внизу», «вверху»), а дети показывают.
7)называется предмет, а дети должны протянуть руки туда, где этот предмет находится, называя данное направление (при слове «солнышко» нужно поднять руки и сказать, что солнышко вверху; при слове «дорога» - опустить руки вниз и сказать, что дорога внизу.)
8)найти и назвать, что в группе (на улице) находится вверху, а что – внизу, определить место предмета на картинке.
9) Педагог читает сказку «Репка». Дети рассказывают, что впереди дед, сзади него бабка, сзади бабки – внучка и т.д.
Игры и упражнения на формирование умений ориентироваться на листе бумаги.
1) «Назови , что где». На листе бумаги хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: ведущий просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.
Вариант 2: ведущий просит назвать или показать предмет который находится:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.
2) игра «Разложи фигуры».
Педагог даёт инструкцию, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – посередине и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.
3) графические диктанты
Список литературы:
Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада/ Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992.
Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. Пособие/ А.В. Калинченко. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1984.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общ. ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2003