Формирование приемов логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

5
0
Материал опубликован 13 December 2019

Формирование приемов логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

К началу младшего школьного возраста психическое раз­витие ребенка уже прошло достаточно долгий путь развития и достигает достаточно высокого уровня. Ребенок 6-7 лет хорошо ориентируется в окружающем мире и уже немало знает о нем, легко запоминает информацию разнообраз­ного содержания, многочисленные стихи и сказки, умеет отгадывать загадки, решать задачи, условия которых даны в наглядном плане, может придумывать небольшие исто­рии, достаточно связно высказывать свое мнение о раз­личных событиях.

В возрасте 6-7 лет главное значение приобретает дальнейшее разви­тие мышления. Именно оно благодаря включению ребенка в учебную деятельность, направленную на овладение сис­темой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечет за собой коренную перестрой­ку всех остальных психических процессов, в первую оче­редь восприятия и памяти.

Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи.

   Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Основными элементами, с которыми оперирует мысль, являются:

  • понятия (отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов и явлений),
  • суждения (установление связи между предметами и явлениями; оно может быть истинным и ложным),
  • умозаключения (вывод из одного или нескольких суждений нового суждения), а также образы и представления

К основным операциям мышления относят:

  • анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением), синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из анали-тически заданных частей),
  • конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению),
  • абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, ко-торое в действительности как самостоятельное не существует),
  • обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений),
  • сравнение и классификация

        В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

1.     Предметно-действенное (наглядно-действенное).

2.     Наглядно-образное.

3.     Абстрактное (словесно-логическое).

Мышление ребенка младшего школьного возраста на­ходится на переломном этапе развития. В этот период со­вершается переход от мышления наглядно-образного, яв­ляющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

А эффективность и качество умственного труда при решении учебных задач находится в прямой зависимости от уровня сформированности системы приемов мышления. Овладение этой системой оказывает существенное влияние на процесс целенаправленного формирования культуры умственного труда школьников и положительных мотивов учения.

Диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников будет способствовать более успешному развитию приемов мышления.

Следовательно, развитие мышления в процессе учебной  деятельности младшего школьника будет эффективным если:

-теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления;

-выявлены особенности логического мышления у младшего школьника    -структура и содержание заданий для  младших школьников будут направлены на формирование и развитие мышления, а также будут носить систематический и планомерный характер.


Игры и задания, направленные на развитие мышления

Лабиринты

Цель: задания на прохождение лабиринтов помогало развивать у детей, наглядно-образное мышление и способность к самоконтролю.

Инструкция. Детям предлагаются лабиринты разной степени сложности.

Инструкция помогите зверюшкам найти выход из лабиринта.


Игра «Говори наоборот»

         Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребенку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот»


Игра «Ассоциации»

         Цель этой игры- побудить детей к ассоциативному мышлению. Предлагается несколько слов и общими усилиями фиксируются все ассоциации, которые придут на ум при чтении этих слов.

         Например: ВЕРБЛЮД-горб, гора, пустыня, кактус…


Игра «Пословицы»

Цель игры: развитие образного и логического мышления.

Инструкция: Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны определить свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди.

1) Дело мастера боится.

2) Всякий мастер на свой лад.

3) На все руки мастер.

4) Без труда и в саду нет плода.

5) Картошка поспела - берись

6) Без труда и в саду нет плода.

7) Картошка поспела - берись за дело.

8) Каков уход таков и плод.

9) Больше дела меньше слов.

10)Всякий человек у дела познается.

11) Глаза боятся руки делают.


3-й лишний предмет.

Цель: Развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.

Инструкция: из наборов иллюстраций выделять лишний предмет


Игра «Покажи одинаковое»

         Для этой игры необходимо подготовить 10-15 предметов. Детям предлагается найти одинаковые предметы. Например, сначала все металлические и т.д. при необходимости взрослый исправляет ответы.


 «Поиск предмета по заданным признакам»

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.

Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем перейти к признакам отражающих назначение предметов, движение.

Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д.

Самый активный ребенок давший наибольшее кол-во правильных ответов становится победителем.


 «Поиск аналогов» .

Цель: развитие умение выделить существенные признаки, обобщения, сравнения.

Инструкция: называется какой-нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходимые с ним по различным признакам (внешние и существенные).

1) Самолет

2) Автомобиль

3) Дорога.

4) Вишня.

5) Цветок.



Упражнение «Сходство и различие»


Предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Например, молоко и вода, корова  и лошадь, самолет и поезд…


Упражнение «Опечатка»

  В тексте допускается опечатка- пропущено одно коротенькое слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста.  Необходимо найти это предложение и исправить опечатку.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации