Особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рамазанова Эльмира Асановна - кандидат педагогических наук, доцент
Костенко Виктория Сергеевна - студент,
кафедра дошкольного образования и педагогики,
«Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь Республика Крым
Аннотация: В статье рассмотрены особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Определены педагогические условия для эффективного развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста, обозначены критерии (когнитивный, деятельностно-речевой), показатели и уровни развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, начальный), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: мышление, логическое мышление, педагогические условия, диагностика, критерии, показатели, уровни дети старшего дошкольного возраста.
FEATURES OF DEVELOPMENT OF LOGIC THINKING OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Ramazanova Elmira Asanovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor,
Kostenko Victoria Sergeevna – student,
THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY CRIMEAN ENGINEERING- PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY FEVZI YAKUBOV, SIMFEROPOL
Annotation. The article discusses the features of the development of logical thinking of children of preschool age. The results of experimental work to identify the current level of development of the logical thinking of children of senior preschool age are shown. The pedagogical conditions for the effective development of the logical thinking of older children are defined, the criteria (cognitive, activity and speech), indicators and levels of development of the logical thinking of older children (high, middle, primary) are identified, diagnostic tools are selected and adapted. The results of work at a ascertaining stage of the study are presented.
Key words: thinking, logical thinking, pedagogical conditions, diagnostics, criteria, indicators, levels of children of preschool age.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления и развития личности ребенка. Одной из наиболее важных способностей, которые усваиваются ребенком в этот период, является способность к познанию. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область и ей уделяется большое внимание. Одной из задач познавательного развития детей является формирование познавательных действий. Процесс познания и развития познавательных действий немыслим без развития мышления.
Проблемами мышления занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков др.) По мнению Л.С. Выготского, интеллектуальное развитие ребенка заключается не в количественном запасе знаний, а в уровне развития интеллектуальных процессов. Как указывал данный автор, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, а возникают и формируются в результате напряжения его собственной мысли [3; 5; 6].
Большинство исследователей отмечают, что в детском мышлении господствует логика восприятия конкретной ситуации, а не логика мысли. Ребенок в своем восприятии, в своих суждениях находится в близком отношении к реальным объектам, но развитие мышления заключается в том, чтобы постепенно конкретность мышления ребенка сменялась его способностью мыслить абстрактно.
Мышление – это социально обусловленный психический процесс познания объективной действительности; челοвек не рождается с гοтοвыми приемами мышления, спοсοбнοсть логически мыслить развивается у него прижизненно, в процессе соприкосновения с οбъективными формами, в которых воплощена человеческая логика [7].
В период дошкольного возраста развитие мышления претерпевает серьезные изменения и к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться логическое мышление, которое предполагает сформированность таких мыслительных операций как обобщение, сравнение, абстрагирование и классификация, умение устанавливать причинноследственные связи, способность рассуждать.
В разработку основ теории развития логического мышления большой вклад внесли П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др. Проблеме формирования мыслительных операций посвящены исследования Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Венгера и др.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что процесс развития логического мышления проходит без «внешней стимуляции», другие обращают внимание на целенаправленность педагогического процесса, что помогает развитию логического мышления.
Логическое мышление — это трудный процесс, требующий больших усилий от педагогов, индивидуального подхода к каждому воспитаннику, чтобы все задания соответствовали возможностям детей [1].
Логическое мышление очень важная часть в процессе познания. Логическое мышление необходимо человеку с детства.
Именно благодаря логическому мышлению, каждый человек осознаёт и понимает происходящее вокруг него, видит связи предметов и явлений окружающего мира, что помогает делать правильные умозаключения.
Необходимость целенаправленного развития мышления ребенка обоснована в работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и др. Эти авторы указывали, что совершенствование и развитие приемов мыслительной деятельности является основой для умственного развития [1; 3; 4].
При этом важное значение имеет не только формирование способов познания, но и обучение ребенка применению этих способов познания в разных видах деятельности, что возможно только при определенном построении процесса познания, то есть педагогическом руководстве этим процессом.
Лοгическοгοе мышление дошкольника – это процесс мышления с эмпирического познания (наглядно - действеннοе) на научнο-теοретический (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приемы ο мышления (логические), которые обеспечивают функционировании логического мышления [1].
Основными формами логического мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Характерной особенностью логического мышления является то, что оно осуществляется только словесным путём в процессе оперирования понятиями с использованием логически конструкций.
Столь значимая роль приёмов логического мышления ставит проблему специального их развития в процессе обучения, который становится приоритетным в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, логическое мышление – это вид мышления, при котором используются логические действия или совокупность логических операций, дающих возможность согласовывать знания с объективной действительностью. В следующем параграфе рассмотрим подробнее содержание работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста в контексте современных комплексных и парциальных программ дошкольного образования.
Процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста предполагает целенаправленную деятельность по выявлению побудительных мотивов, целей, индивидуальных особенностей логического мышления, а также анализ мыслительных операций с позиции осознания субъектом лежащих в их основе логических приёмов [6].
В процессе развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, для повышения его эффективности реализуются следующие педагогические условия: систематическое использование комплекса дидактических игр и разнообразных развивающих материалов (Блоки Дьеныша, Уникуб и т.п.) по развитию логического мышления; развитие познавательной активность ребенка; повышение компетентности педагогов в вопросах развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось базе МБДОУ города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 28 «Орленок». В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (Группа А).
В нашем исследовании за основу мы взяли следующие критерии с соответствующими показателями.
Когнитивный – умение понимать законы логики, на этой основе находить закономерности и характер развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных предпосылок.
Деятельностно-речевой – умение производить логические операции, сознательно их аргументируя. Умение анализировать, сравнивать, синтезировать, соотносить по смыслу, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Также для выявления и диагностики выделенных нами критериев и показателей нами были подобраны и адаптированы диагностические задания.
Задания составлены по материалам А.Я. Иванова, Р.С. Немова, А.М. Шуберт и др. Предложено четыре задания («Освоение уровня овладения логическими операциями», «Нелепицы», «Исключение четвертого лишнего», «Классификация»), каждое из которых было направлена на выявление определенного критерия и показателей развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Вместе с тем, в процессе исследования нами были определены уровни развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, а именно: высокий, средний, низкий.
Все задания предлагались детям в игровой форме, в знакомом для детей помещении. Результаты диагностического среза показали, что большинство детей находятся на среднем уровне развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Так, на высоком уровне развития логического мышления находятся 25 % детей старшего дошкольного возраста Группы А (5 чел.), на среднем уровне находятся дети Группы А в количестве 65 % (13 чел.) и на низком развития логического мышления находятся, соответственно, 10 % Группы А (2 чел.).
Результаты диагностики говорят о том, что большинство детей в группе обладают такими мыслительными операциями как обобщение и классификация. Дети без затруднений объединяли фигуры в группы по определенным признакам. У детей с низким уровнем мышления эти способности развиты слабо.
Следовательно, на основании полученных результатов на констатирующем этапе исследования, свою дальнейшую деятельность видим в апробации педагогических условий, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы / References
Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников / Х.М, Веклрова. – Обнинск: Светоч, 1998. – 87 с.
Венгер Л.А. Психология: Учебное пособие для педагогических училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во МГУ, 1965. – 45 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика–Пресс, 1994 – 526 с.
Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. – М.: Просвещение, 1996. – 183 с.
Психология : словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.