Статья на тему «Формирование регулятивных УУД в начальной школе»
Формирование регулятивных УУД в начальной школе
«Регулятивный – направляющий, вносящий порядок, планомерность во что-нибудь». (Л.П.Крысин «Толковый словарь иноязычных слов). Регулятивные УУД (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
Виды регулятивных УУД (по А.Г.Асмолову)
1.Целепологание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
6.Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
7.Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совпадания с трудными жизненными ситуациями.
УУД формируются и отрабатываются поэтапно.
1 класс - осуществляют действие по образцу и заданному правилу, принимают учебную задачу и следуют инструкциям учителя, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий.
2 класс – принимают алгоритм выполнения учебной задачи, участвуют в обсуждении выполнения заданий.
3 класс – принимают учебную задачу, отбирают способы ее решения.
4 класс – осознают этапы организации учебной работы, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют ее реализацию и способы выполнения.
Формирование регулятивных учебных действий возможно достичь в разных видах деятельности учащихся, которые адекватны младшему школьному возрасту. К таким видам деятельности относятся:
учебное сотрудничество (групповая деятельность, работа в паре);
индивидуальная деятельность;
творческая деятельность;
трудовая деятельность (самообслуживание, общественно-полезный труд, социально значимые акции);
спортивная деятельность.
Регулятивные универсальные учебные действия являются ключевой компетентностью личности. От развития данных умений зависит успешность личности не только в процессе учебной деятельности, но ив в жизни в целом.
Список литературы
1.Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС – Волгоград: Учитель, 2013.
2.Работаем по УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Проф. Н.Ф.Виноградовой/ Сост.В.Ф.Одегова – Нижний Новгород, 2008.
3.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред.Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.
Интернет-ресурс