12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кострова Евгения Сергеевна81
Россия, Костромская обл., Кострома
2

Выступление «Формирование регулятивных и коммуникативных УУД на уроках географии»



Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. (сколько курсов я прошла!) Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. 

Нередко учитель слишком облегчает ученикам осуществление процесса познания. Он сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность заключается в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание. Так вот, для того, чтобы произошло ПОЗНАНИЕ, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности. В этом нам помогут приёмы, формирующие метапредметные результаты освоения образовательной программы. 

С 2011 г. в 1-х классах ввели ФГОС второго поколения. И как раз в этом году мне дали 1 класс (по 1-ому образованию я учитель нач.кл.), я прошла замечательные курсы, чтобы был допуск работы по нов. стандартам. Сейчас эти дети пришли ко мне в 5 класс.

С 1 сентября 2015 года в 5-х классах мы начали работать по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, где идёт акцент не только на формирование предметных результатов, но и на формирование личностных и метапредметных результатов, т.е. умение учиться в целом. Теоретически мы все подкованы, т.к. все прошли курсы повышения квалификации, ознакомились с основными нормативными документами. Пришло время делиться наработками, опытом, сложностями, с которыми столкнулись при реализации новых стандартов.

Сегодня я познакомлю вас со своим опытом формирования метапредметных результатов.

(Слайд 2)

Напомню, что все Универсальные Учебные Действия делят на личностные и метапредметные. А метапредметные, в свою очередь, делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные.

(Слайд 3)

Своей темой самообразования в этом учебном году я выбрала формирование и контроль регулятивных и коммуникативных УУД у учащихся 5 класса.

(Слайд 4)

Для формирования регулятивных УУД, развивая такие критерии, как оценка и контроль, на моих уроках ребята заполняют листы учёта знаний (показать).

(Слайд 5)

На каждом этапе урока ребята сами выставляют себе оценки. В листах учёта выставляется оценка за работу в группе (причём как работа всей группы, так и каждого в групповой работе, в зависимости от дидактических задач урока), индивидуальную работу на уроке, выставляются ребятами оценки за контрольные, практические, домашние работы и за поведение на уроке (происходит формирование волевой саморегуляции). За правильные ответы при фронтальном опросе ребята ставят себе в лист учёта не оценку, а точку в графе «Фронтальный опрос». Когда система самооценивания с помощью таких листов учёта опробована, то ребята без проблем и заминок выставляют себе оценки, либо оценки друг другу (при работе в паре). (Видео фрагмента урока «Фронтальный опрос»)

Таким образом, листы учёта знаний формируют навыки самооценки, взаимооценки, критический взгляд на результаты обучения, оценивания поведения (формирование личностных и регулятивных УУД).

Такие критерии регулятивных УУД, как целеполагание, прогнозирование и планирование формируются на каждом уроке, так как я использую технологии развивающего и проблемного обучения, в которых всё это уже заложено в этапы урока.

На последнем уроке в четверти мы с ребятами проводим анализ их учебной деятельности, ведь ни в дневнике, ни в журнале нет такой наглядности успешности ребёнка. В более старших классах (листы учёта знаний у меня введены с 5-8 классы) листы учёта по желанию отдаются домой на каникулы, где ребята составляют диаграммы своих успехов по моим предметам. С 5 класса, так как введены новые стандарты обучения, такие диаграммы можно вложить в Портфолио.

Для формирования регулятивных УУД на этапе «Проверочная работа» используется приём «+/-» (по-другому: «согласны / не согласны с данным утверждением»). Я зачитываю утверждения, а ребята в тетрадях для контрольных работ (на каждом уроке) ставят + или -. В 5 классе чаще всего проверочная работа проходит не только «на слух», но и с использованием вопросов на слайдах презентации на экране. Далее идёт самопроверка (в 5 классе) или взаимопроверка (в более старших классах). Следовательно, идёт формирование и личностных УУД «Восприятие устной речи». Видео фрагмента урока «Проверочная работа»)

(Слайд 6)

Для формирования коммуникативных УУД, развивая такие критерии, как продуктивное взаимодействие и сотрудничество, на моих уроках ребята работают в группах или в парах сменного состава.

(Слайд 7)

(Рассказ о принципе посадки учащихся по листам)

Результат работы групп также фиксируется в листах учёта знаний. В 5 классе оценивается только работа всей группы на уроке, а уже с 6 класса учимся оценивать работу каждого ученика в группе.

(Видео фрагмента урока «Работа в группе»).

Каждый урок начинается с приёма «Проговор», где ребята проговаривают пройденный материал с начала учебного года через систему взаимных вопросов. Причём при ответе учащиеся могут пользоваться учебником или тетрадью, за что оценку не снижают, так как цель приёма «Проговор» - вспомнить пройденный материал, подготовиться к итоговой контрольной работе. Я считаю, что это замечательный приём, формирующий не только коммуникативные УУД, но и закрепляет предметные результаты обучения. (Видео фрагмента урока «Проговор»).

Хочется отметить, что дети в 5 класс должны прийти к нам с уже частично сформированными УУД! И если не насыщать уроки видами знаний для формирования различных УУД, то, как минимум эти дети уснут от скуки или дисциплина на уроке будет никакая. И, когда придёт время сдавать этим детям гос. экзамены в форме ЕГЭ и ОГЭ, результаты будут не совсем желаемые, т.к. все задания в данной форме экзаменов построены на принципах сформированных УУД. В крайнем случае, учителю, подготавливающего ребёнка к экзаменам нужно будет «натаскивать» ученика на такие задания, начиная с нуля.

Задание А1 – на сопоставление (познавательные (логические) УУД);

Задание А3 – исключение (познавательные (логические) УУД);

Задание А5 и А14– сопоставление

А6 - анализ

В4,5,6,7 – требуют навыков регулятивных УУД (саморегуляция, самоконтроль) и познавательных УУД (знаково-символическое действие);

Задания уровня С требуют навыков познавательных УУД (поиск и выделение нужной информации, сравнение, анализ, умение строить письменную речь) и т.д.

Новые УМК (к сожалению, не все) включают в себя уже готовые задания, которые помогают развивать необходимые универсальные учебные навыки и, таким образом, готовят учащихся к данным заданиям на экзаменах. Т.е. к выбору УМК надо подходить серьёзно.

Также хотелось бы затронуть тему преемственности при формировании УУД.

(Слайд 8)

Преемственность, по-моему мнению, должна быть в первую очередь в технологиях: в 5 классе уроки должны проводиться по технологии начальной школы (хотя бы 1-ую четверть), тогда легче будет анализировать сформированность УУД и решать, в каком направлении двигаться учителям основной школы дальше. Да и адаптационный период пройдёт у детей намного легче. На слайде показан фрагмент документа (из стандарта) по содержанию требований к метапредметным результатам, демонстрирующие преемственность начальной, основной и старшей школы. Кому интересно, могу данной таблицей поделиться.

В заключении, об оценивании метапредметных результатов. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

(Слайд 9)

В каждой школе должна быть «Программа формирования универсальных учебных действий», в которой должны быть прописаны и способы оценки, мониторинга УУД. Мониторинг УУД и комплексную работу в нашей школе организует и проводит завуч, но я провела мониторинг сформированности УУД по своим предметам (география, биология) в 5 классе.

(Слайд 10)

Свела данные в диаграммы.

(Слайд 11)

Спасибо за внимание!

Презентация к уроку

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.