Формирование регулятивных УУД на уроках технологии.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6 им.М.В.Ломоносова
г.о.Самара
Евфимовская Алла Владиславовна
Основой изучения курса технологии в начальной школе является системно-деятельностный подход, который предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Курс «Технология» имеет 4 основные содержательные линии:
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
- Конструирование и моделирование.
- Практика работы на компьютере.
В рамках реализации стандартов второго поколения большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В первом классе большое внимание следует обратить на регулятивные УУД. Структура регулятивных умений такова:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Этапы формирования регулятивных УУД в начальной школе
1 класс |
Формирование умений: принимать учебную задачу понимать планировать решение задачи |
2 класс |
целеполагание прогнозирование |
3 класс |
контроль в соответствии с планом оценка |
4 класс |
коррекция называть, формулировать ошибки отыскать недостатки в ходе работы, выяснить, что следует изменить |
Средства и пути достижения задач: учебник «Технология», организация работы с учебником.
Критерии оценки результатов освоения регулятивных УУД (на конец обучения)
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Под руководством учителя • понимаю • принимаю • действую |
Совместная деятельность • договариваюсь • планируем • действуем |
Самостоятельная деятельность • ставлю цель • планирую • действую • проверяю сам |
Самостоятельная деятельность • ставлю цель • планирую • действую • проверяю сам |
Рассмотрим ни примере учебника «Технология» 1 класс, автор Лутцева Е.А.
Принятие учебной задачи.
Принятие учебной задачи через чтение и осмысление темы урока: выделение ключевых слов, работа с понятийным аппаратом.
Выделение ключевых слов: круг, шаблон.
Работа со словарём в картинках, с толковым словарём.
Анализ учебной задачи.
Анализ учебной задачи: что знаю, что не знаю, как узнать, чему научиться.
Тема урока «Какие ножницы у мастеров?»
Что знаю? (что такое ножницы, кто такой мастер)
Что не знаю? (виды ножниц, какие мастера их используют)
Что умею, чему буду учиться и как?
планируемый результат
Планирование.
Планирование - чему буду учиться и как.
Учимся выполнять изделие «Колобок» из пластилина.
Как? Пользуясь картинным планом, проговаривается алгоритм изготовления изделия.
Далее самостоятельная работа согласно плану (алгоритму), который задан учебником.
Контроль и оценка.
Образец
Сравни с образцом, расскажи, что так, а что не так?
Как исправить?
Рефлексивный анализ.
Оценивается процесс достижения поставленных целей.
Закончить следующие фразы:
Сегодня на уроке
я узнал …
я понял …
мне было интересно …
мне было трудно …
Ещё я хочу узнать…
Мне хотелось бы научиться…
Вывод.
Любое универсальное учебное действие должно быть ориентировано на системно-деятельностный подход, в ходе которого школьник учится сам добывать знания, самостоятельно выполнять те или иные действия, уметь себя контролировать, проверять и оценивать.
Литература для учителя
1. Асмолов А.С. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе – М.: Просвещение, 2008
2. ООП НОО МБОУ СОШ № 6
3.Планируемые результаты начального общего образования / под ред. И.А.Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011
4. ФГОС НОО
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. И.А.Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011