12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Стасенко Татьяна Семеновна34
4

Доклад по теме «Формирование регулятивных УУД на уроках физики»

Выступление на РМО учителей физики


ДОКЛАД


По теме:

«Формирование регулятивных УУД на уроке физики»


Приготовила: учитель физики

МКОУ Мирнинской СОШ

Стасенко Татьяна Семёновна



Март 2019


Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Актуальность темы обуславливается тем, что федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определили новые требования к метапредметному результату обучения школьников. В состав этих требований включены универсальные учебные действия (УУД) школьников: познавательные, регулятивные и коммуникативные. Трудно переоценить роль и значение способности и готовности школьников к выполнению этих действий как для обучения, так и для самообразования в течение всей жизни.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Поэтому поиск инновационных технологий и методов обучения, использование которых способствует формированию регулятивных УУД при обучении предмету, является одной из приоритетных задач образования школьников.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения создавать специальные дидактические условия, а именно: в содержание обучения включать специальные упражнения и задания на организацию, управление и коррекцию учебной деятельностью; применять активные методы и формы организации обучения, то это будет способствовать формированию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий.

Объект исследования: Процесс формирования регулятивных УУД на уроках физики.

Предмет исследования: дидактические условия формирования регулятивных УУД на уроках физики.

Цель исследования: повышение уровня сформированности регулятивных УУД обучающихся в процессе обучения физики.

Задачи исследования:

Проанализировать специальную литературу и имеющийся педагогический опыт по теме исследования.

Описать структурно-содержательную модель регулятивных УУД.

Выделить и охарактеризовать дидактические условия формирования регулятивных УУД в процессе физической подготовки обучающихся.

Разработать методику обучения физики, направленную на формирование регулятивных УУД.

Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.

Свою работу я разделила на этапы:

I этап –2017-2018год – совершенствование своих знаний: изучение литературы по данной теме, изучение нормативных документов и ФГОС ООО.

II этап – 2018 -2019 г.- разработка методики, направленную на формирование регулятивных УУД, выбор активных форм, методов и средств обучения, разработка инструментария для проведения входной диагностики.

III этап – 2019-2020г. – Проведение входной диагностики. Активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию регулятивных УУД.

IV этап- 2020-2021-Проведение контрольной диагностики уровня сформированности регулятивных УУД , подведение итогов работы.

Регулятивные УУД выполняют различные функции, которые направлены на то, чтобы обучающиеся могли: самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения учебных целей; контролировать и оценивать процесс и результаты учебной деятельности.

Асмолов А.Г к регулятивным УУД относит:

целеполагание

планирование

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка

волевая саморегуляция

В своей работе я остановились на рассмотрении некоторых базовых регулятивных УУД и описали их структурно-содержательную модель.

t1570604181aa.gif

Особенности организации процесса формирования регулятивных УУД при обучении физики состоят в использовании специального содержания, методов, форм и средств обучения.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач. При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов.

Физические задачи являются как средством формирования регулятивных УУД на учебных занятиях по физике, так и инструментом проверки уровня их сформированности в рамках проведения итоговой государственной аттестации . Я считаю, что с помощью решения физических задач можно не только проверять предметные знания, такие как знание формул, умение применить их к условию задачи, но и развивать у учащихся надпредеметные умения.

На уроках физики максимально эффективно использование таких методов обучения:

-Как исследовательский

-проблемное обучение

-ТРКМ и др.

Рассмотрим, некоторые приемы, которые способствуют формированию Регулятивных УУД. И так выделим следующие приемы целеполагания:

Проблемная ситуация

Домысливание

Исключение

Группировка

Ситуация яркого пятна

Подводящий диалог

Работа над понятием

Моделирование жизненной ситуации

Пословицы, поговорки, загадки

Пример приема «Отсроченные догадки».

Способствует формированию такого регулятивного УУД как (Умение формулировать и осознавать учебные цели ).

На этапе целеполагания.

«Майкл Фарадей постоянно носил в кармане моток проволоки и постоянный магнит. Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею на решение этой задачи». Какую задачу поставил Фарадей перед собой? И удалось, ли ему решить эту задачу? Чтобы ответить на эти вопросы проведем эксперимент. На столах находится следующее оборудование: гальванометр, катушка, два соединительных провода, постоянный магнит. Обучающимся предлагается с помощью этих приборов получить электричество из магнетизма. Обучающиеся, разделенные на 4 группы, совместно предлагают свои варианты проведения опыта, а затем проверяют свои предположения. После этого в ходе беседы, обучающиеся приходят к выводу, что в катушке возникает ток, когда изменяется магнитное поле. Преподаватель дает определение явления электромагнитной индукции. Затем учащиеся пытаются сформулировать тему и цели урока.

Приемы планирования:

Обсуждение готового плана решения учебной задачи;

Работа с деформированным планом решения учебной задачи;

Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

Составление своего плана решения учебной задачи

Приём «Составление своего плана решения учебной задач»
(Умение самостоятельно устанавливать (планировать) последовательность действий для достижения учебной цели)

«Экспериментальная задача»

Тема «Закон сохранения энергии».

Форма выполнения задания: групповая и индивидуальная.
Карточка – задание.

На сколько процентов уменьшится энергия свободно падающего упругого теннисного мячика, при одном соударении с поверхностью стола. 

Оборудование: штатив с лапкой, линейка, теннисный мячик.

Составьте план решения задачи:

1……………………………………

2……………………………………

3…………………………………..

Можно ли сказать, что эта часть энергии исчезла? Значит ли это, что закон сохранения энергии нарушается?

Для формирования контроля, целесообразно использовать следующие приемы:

сверка с образцом (готовым ответом)

выполнение задания по алгоритму;

взаимоконтроль;

подбор нескольких способов -выполнения задания и выбор самого рационального

Приём «найди ошибку», взаимопроверка
(
Умение осуществлять контроль выполнения действий)

Форма выполнения задания: индивидуальная и работа в парах.

Карточка – задание.

Найти ошибки и исправить их. Объяснить, незнание какого материала их повлекло.

1. Электрический заряд можно делить бесконечно.

2. Протон – это частица, не имеющая заряда.

3. Атом в целом имеет положительный заряд.

4. Вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается.

5. В состав ядра атома входят частицы: протоны и электроны.

6. Атомы всех химических элементов одинаковы.

7. Главной характеристикой химического элемента является число нейтронов.

После выполнения задания, взаимопроверка, обсуждение ошибок.

Приемы оценки:

прием «задания – ловушки»;

прием «перепутанные логические цепочки»;

прием «умные вопросы»;

прием «лесенка»;

прием «светофор»;

Приём «дерево успеха

Приём «лист самоконтроля»


t1570604181ab.pngПрием «задания – ловушки»
(
умение внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок)

На уроке учитель предложил следующую задачу:
«
По данному рисунку определить цену деления и объем налитой жидкости» Петя и Дима предложили следующие способы решения

Решение Пети: Решения Димы:
ц.д=(40-20):5=4 мл ц.д=(40-20):4=5 мл
Vж =40+4=44 мл Vж=41 мл

Сравни ответы Пети и Димы. Кто из ребят достиг
поставленной цели? Кто из ребят допустил ошибки?
Исправь их.



Лист самоконтроля по теме «Электрические явления»

Понятия, умения

Знаю

Умею

Хотел(а) бы знать (научиться)

Определение электрического тока

 

 

 

Условия существования электрического тока

 

 

 

Определение источника тока

 

 

 

Устройство и принцип действия простейших источников тока

 

 

 

Определение электрической цепи, её составные части.

 

 

 

Изображение на схеме электрической цепи

 

 

 

Умение читать электрические схемы

 

 

 

Какое направление электрического тока считается положительным?

 

 

 

Как можно обнаружить электрический ток (действия тока)?

 

 

 

Сборка простейшей электрической цепи по схеме

 

 

 

Определение силы тока, её единица измерения, формула для её определения

 

 

 

Правила подключения амперметра

 

 

 

Умение измерять силу тока с помощью амперметра

 

 

 

Умение решать задачи на нахождение силы тока, количества заряда.

 

 

 



Рассмотрим, экспериментальную задачу. Где на каждом этапе её решения мы можем формировать все регулятивные УУД.

Пример задачи: Вычислить массу алюминиевой ложки, если при ее нагревании в стакане с чаем от 25 до 85 градусов Цельсия, она получила 528 Дж теплоты. 

Решение. Наглядно: чашка с чаем, в который опускают ложку либо визуализировать процесс. Предложите план решения (планирование) 

Если трудно, то наводящие вопросы: Что происходит? Какова может быть масса ложки (несколько грамм или килограмм)? (прогнозирование). 

Как математически связано количество теплоты при нагревании с массой вещества? – (самоконтроль: знаю ли я формулу?)

Если нет, предлагаю найти в учебнике, в записях в тетради: (волевая саморегуляция и способность к преодолению препятствий)

Записывают формулу, которая описывает процесс нагревания.

Определиться с известными и неизвестными величинами, выразить из формулы неизвестную величину. Вычислить значение и оценить его реальность.(контроль и сравнение)

Проанализировать, какие этапы решения задачи вызвали затруднение. Над чем нужно работать? Если ответ нереален, найти ошибку в решении (коррекция.)




Приложение 1.

Макет заданий, направленных на формирование регулятивных УУД

регулятивные УУД

Примеры заданий

1

2

1. Группа действий по организации учебной деятельности

(целеполагание, планирование, прогнозирование)

1.Умение формулировать и осознавать учебные цели;

(№3)

Пример 1. Лабораторная работа № 8
Тема: Определение плотности твердого тела и жидкости

Сформулируйте цель лабораторной работы.

2.Умение самостоятельно устанавливать (планировать) последовательность действий для достижения учебной цели;

(№6)

Пример 2. Установите и запишите последовательность действий в решении следующей задачи: Н

Нt1570604181ac.png ай


Найдите распределение силы тока и напряжения, изображенного на рисунке, если R1=2 Ом, R2=3 Ом, R3=4 Ом, а амперметр показывает 6 А.




Ответ:

t1570604181ad.gif1)

t1570604181ad.gif2)

t1570604181ad.gif3)


2. Группа действий по управлению учебной деятельностью


1.Умение действовать в соответствии с планом;

(№5)

Пример 3. Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 1.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;

2) запишите формулу для расчёта плотности;

3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма;

4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.

3.Умение осуществлять контроль выполнения действий;

(№4)

Пример 4.Незнайка допустил ошибки при выполнении следующих вычислений:

1м=100см

3=1000см3

4 см3 =4000 м3

Найдите и исправьте все ошибки, которые допустил Незнайка.

3. Группа действий по коррекции учебной деятельности

(оценка / коррекция)

1.Умение констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач;

(№2)

Пример 5. Рассчитайте цену деления данного спидометра, погрешность измерения (погрешность равна половине цены деления прибора). Запишите показания прибора с учетом абсолютной погрешности. Определите, на каком шаге допущена ошибка в следующих действиях:

1 шаг. Рассмотрим рисунок.

t1570604181ae.png


2 шаг. Найдём цену деления: (80- 40) мл/2 = 20 км/ч.

3 шаг. Значит, погрешность прямого измерения составляет 20 км/ч.



4 шаг. Получим: показание прибора 20± 20 км/ч


Укажите причину допущенной ошибки и способ её предупреждения.

2.Умение внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

(№1)

Пример 6. Оцените предложенное решение следующей задачи в соответствии с предложенными критериями, обосновав свой выбор:


Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Определите массу воды, которую надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?


Решение: 1) t1570604181af.gif- уровень воды

2) V=t1570604181ag.gif

3) m=pV=1000*162=162000 г=162 кг

Ответ: 162 кг воды надо влить в аквариум.


Критерии оценивания:

1.правильность вычисления арифметических действий-1б

2. умение найти и исправить ошибки-2б

3. умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции, при решении задачи-1б

4. умение показать и отстоять правильность полученного решения-3б





Приложение 1.

Макет заданий, направленных на формирование регулятивных УУД

регулятивные УУД

Примеры заданий

1

2

1. Группа действий по организации учебной деятельности

(целеполагание, планирование, прогнозирование)


Пример 1. Лабораторная работа № 8
Тема: Определение плотности твердого тела и жидкости

Сформулируйте цель лабораторной работы.


Пример 2. Установите и запишите последовательность действий в решении следующей задачи: Н

Нt1570604181ac.png ай


Найдите распределение силы тока и напряжения, изображенного на рисунке, если R1=2 Ом, R2=3 Ом, R3=4 Ом, а амперметр показывает 6 А.




Ответ:

t1570604181ad.gif1)

t1570604181ad.gif2)

t1570604181ad.gif3)


2. Группа действий по управлению учебной деятельностью



Пример 3. Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 1.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;

2) запишите формулу для расчёта плотности;

3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма;

4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.


Пример 4.Незнайка допустил ошибки при выполнении следующих вычислений:

1м=100см

3=1000см3

4 см3 =4000 м3

Найдите и исправьте все ошибки, которые допустил Незнайка.

3. Группа действий по коррекции учебной деятельности

(оценка / коррекция)


Пример 5. Рассчитайте цену деления данного спидометра, погрешность измерения (погрешность равна половине цены деления прибора). Запишите показания прибора с учетом абсолютной погрешности. Определите, на каком шаге допущена ошибка в следующих действиях:

1 шаг. Рассмотрим рисунок.

t1570604181ae.png


2 шаг. Найдём цену деления: (80- 40) мл/2 = 20 км/ч.

3 шаг. Значит, погрешность прямого измерения составляет 20 км/ч.



4 шаг. Получим: показание прибора 20± 20 км/ч


Укажите причину допущенной ошибки и способ её предупреждения.


Пример 6. Оцените предложенное решение следующей задачи в соответствии с предложенными критериями, обосновав свой выбор:


Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Определите массу воды, которую надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?


Решение: 1) t1570604181af.gif- уровень воды

2) V=t1570604181ag.gif

3) m=pV=1000*162=162000 г=162 кг

Ответ: 162 кг воды надо влить в аквариум.


Критерии оценивания:

1.правильность вычисления арифметических действий-1б

2.умение найти и исправить ошибки-2б

3.умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции, при решении задачи-1б

4.умение показать и отстоять правильность полученного решения-3б



1.Умение внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

2.Умение констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач;

3. Умение формулировать и осознавать учебные цели;

4. Умение осуществлять контроль выполнения действий;

5. Умение действовать в соответствии с планом;

6. Умение самостоятельно устанавливать (планировать) последовательность действий для достижения учебной цели



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.