Статья «Работа над ритмом с детьми дошкольного возраста. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова»
Работа над ритмом с детьми дошкольного возраста.
Предпосылки формирования слоговой структуры слова.
Способность ребенка различать и правильно определять на слух ритмические структуры разного уровня сложности, является важным фактором в формировании устной речи, развитии предпосылок учебной деятельности - чтения и письма, а так же в работе над выразительностью речи.
Интересным приёмом, способствующим формированию предпосылок развития слоговой структуры слова и работой над речью с детьми, начиная с младшего возраста, является ознакомление детей дошкольного возраста с разнообразными ритмическими моделями, предложенными в виде разнообразных геометрических фигур, или других знакомых символов (солнце, звезда…).
Повтор и чередование элементов ритмических моделей- основной принцип работы над развитием предпосылок усвоения слоговой структуры слова.
Принцип организации работы над ритмом состоит в том, что на первом этапе ребенок учится повторять ритмический рисунок образца предложенной ему модели. Ребенок видит образец, анализирует его, выделяет основные элементы рисунка и его особенности; выкладывает на своём игровом поле такой же рисунок. Для развития навыка, в работе используются схемы разного уровня сложности. Задача дошкольника - воссоздать модель с таким же рисунком. Например:
После того, как графическая модель готова, ребенку предлагается «озвучить» её, а именно, прохлопать в ладоши, или протопать ногами условный ритм, заранее договорившись, что один элемент - это хлопок в ладоши, а другой - топот ног. Получается звуковое решение задачи. Графические модели, с которыми работают дети, подготавливают их к переходу на следующую ступень - формированию умения определять особенности ритмического рисунка на слух.
Далее задание усложняется: в графических моделях появляются паузы – пропуски элементов. Задача ребёнка – научиться замечать эти паузы, и воссоздавать графические модели, опираясь на собственную память, в том числе, слуховую. Для выполнения задания необходимо, чтобы одновременно в работу были включены слуховой, зрительный анализатор, рука ребенка. Если работает группа детей, то можно обратить внимание на синхронность выполнения задания.
С С С
Следующий этап работы - чередование элементов и звуков, например:
Или слогов, слов и символов.
СО- СО- СО-СО-СО-СО
Работа при этом проходит очень эмоционально и интересно.
Можно предложить называть элемент: СО-СОЛНЦЕ-СО-СО-СОЛНЦЕ-СО-СО-СО и т.д.
Следующей ступенью в работе над слоговой структурой слова может быть развитие умения использовать «шифры». Например, договариваемся с детьми, что закодируем слог ЗА- звездочкой. Детям предлагаем схему, которую нужно расшифровать:
КО-
Просим «прочесть» чистоговорку (за-за-коза):
КО
Педагогу следует учесть, что темп выполнения заданий у каждого ребенка индивидуальный, но при систематической организации работы дошкольники справляются с работой более уверенно и быстро.
У дошкольников формируются представления о слоговой структуре слова, ударении, паузе. Закрепляется правильное произношение звуков. Развивается мышление, зрительная, слуховая память, закрепляется умение согласовывать движение рук с собственной речью. Использование игровых приемов на занятиях мотивирует детей, дает возможность создания ситуации успеха на занятиях.
Габова Полина Николаевна