12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Наталья Сергеевна310
Работаю учителем начальных классов в сельской школе, стаж педагогической работы работы 25 лет, в должности учителя начальных классов 15 лет, все эти годы учусь вместе со своими учениками,совершенствуя свой профессиональный опыт
Россия, Тверская обл., с. Михайловское
5

Формирование смыслового чтения у обучающихся начальной школы

Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе


В настоящее время происходят серьезные изменения в сфере образования. Всем педагогам, в том числе и учителям начальной школы, приходится решать много задач, чтобы понять, что и зачем нужно изменить в своей профессиональной деятельности, как это сделать.

Больше всего вопросов сейчас вызывает предмет «Литературное чтение». Всё чаще приходится констатировать снижение мотивации обучающихся к чтению. Для современных школьников книга уже не на первом месте среди источников, они погружены в интернет, компьютерные игры, телевидение. Меняются и традиции семейного чтения, большинство родителей мало читают, а когда торопятся научить читать своих детей, отправляя их в первый класс, не задумываются о правильном выборе книги, не представляют, что тем самым создают у детей трудности в процессе чтения. Учитель должен осознавать, что неспособность понять смысл прочитанного, проанализировать художественный текст в дальнейшем не позволит критически оценить огромный поток информации, с которым ежедневно придётся сталкиваться. Как можно помочь ученику начальной школы в этом развитии?

На помощь учителю приходят технологии формирования смыслового чтения, внедряя которые в свою практику, учитель помогает учащимся читать произведение с интересом, желанием, учит самостоятельно выбирать интересующую литературу, давать нравственную оценку героям, отмечать специфику разных текстов, интерпретировать и оценивать информацию текста. Смысловое чтение выступает как основа умения учиться.

Рассмотрим методы и приемы, которые в практике учителей начальной школы способствуют формированию смыслового чтения, отвечают современным требованиям и задачам образования.

Работа на уроке с текстом включает в себя три этапа. У каждого этапа работы свои задачи, решая которые учитель предлагает детям разные виды чтения и действия, побуждающие к активному чтению.

t1613220496.png

Приведём в пример некоторые приемы работы над смысловой стороной чтения на разных его этапах. Остановимся на вопросах, с которыми учитель часто обращается к своим ученикам во время работы с текстом.

​​​​​​​

Перед знакомством детей с новым произведением, можно дать задание найти ответ на поставленный вопрос.

- Читая текст, найди ответ на вопрос...

- Читая текст, найди доказательства…

- Читая текст, обрати внимание на…

Таким образом мы ставим перед учениками цель.

Одним из эффективных приемов работы с текстом до чтения является «Ассоциативный куст».

Учитель сообщает детям ключевое слово или заголовок текста, младшие школьники в свою очередь называют слова-ассоциации (можно их фиксировать). Этот приём позволяет сформировать умение выделять логическую структуру текста, активизировать внимание и мотивировать на совместную деятельность.

Во время чтения текста и после его прочтения можно дать задания или поставить перед учениками вопросы, которые потребуют от них использование информации из текста, её оценивания, к примеру, для проверки высказанных гипотез. Например:

- Приведи пример из текста…

- Опираясь на текст, объясни…

- Найди в тексте подтверждение (опровержение) выдвинутого нами предположения

После работы с текстом можно предложить учащимся проверить, удалось ли выполнить поставленную перед чтением цель.

Очень важно сформировать у читателя способность определять и выявлять главную мысль текста, и этот приём уже можно использовать с 1 класса.

Приемы работы по определению главной мысли текста:

1. Текст предварительно не разбивается на части.

2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь/линию.

5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

6. Главные мысли должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения.

Формированию смыслового чтения способствуют умения составлять план прочитанного произведения. С первого класса младшие школьники под руководством учителя составляют вопросный план, который способствуют выделению главной мысли каждой части текста.

Затем дети уже самостоятельно учатся определять количество частей в тексте, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста. На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту. Учитель может предложить составить не только словесный план, но и картинный, частями которого будут образы(картинки), возникшие на основе эмоционального восприятия произведения.

Интересен приём работы с деформированным планом, когда нарушена последовательность частей, а дети должны её восстановить.

Формированию смыслового чтения способствует развитие умения задавать вопрос по тексту, то есть умение оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Разнообразить работу в этом направлении позволяет прием «Дневник двойных записей», когда учитель предлагает детям разделить тетрадный листок на две части, в одной из них в процессе чтения записывать интересные сюжетные моменты, которые удивили или вызвали ассоциации, а в другой части необходимо написать свой краткий комментарий. На основе этих записей дети затем формулируют вопросы. Эту работу можно организовать в парах.

Рассмотрим приём «Ромашки Блума», американского психолога и педагога Бенджамина Блума. При реализации приема учителю необходимо мотивировать детей не на количество, а информативность вопросов, дифференцируя и отсеивая случайные.

На знание текста дети составляют простые вопросы, например:

- Как зовут главного героя? Кто приехал в гости?

Определить уровень понимания текста детьми учителю помогают уточняющие вопросы (Действительно ли, что…)

Формулировка творческих вопросов позволяет детям синтезировать новую информацию, ставить прогнозы, фантазировать. (Как бы поступил герой, если бы…)

Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки явлений, фактов и событий, например:

Вопросы Правильно ли поступил…, Как вы относитесь к..., Что лучше? помогают детям оценить факты, события, поступки…

Вопросы, которые начинаются со слова «почему» (объясняющие вопросы) помогают установить причинно-следственные связи. Дети, отвечая на вопрос, анализируют полученную из текста информацию, самостоятельно дают ответ.

Практические вопросы помогают детям связать полученную из произведения информацию с жизненной практикой (Как бы я поступил в этой ситуации на месте героя?)

Формировать навык смыслового чтения помогает прием «Чтение с пометами», когда, читая текст, младшие школьники оставляют заметки на полях, используя символьные обозначения. Учитель и дети на начальном этапе этой работы придумывают обозначения, следуя алгоритму, например:

1. Знакомая информация (~).

2. Новая информация (!).

3. Я думаю иначе (–).

4. Удивительный факт, событие (?).

Не секрет, что детям очень нравится самим составлять загадки или сказки. Этот приём также способствует формированию навыка смыслового чтения. Выполняя задание, дети не только вовлекаются в увлекательный творческий процесс, но и учатся выделять существенные признаки предметов, явлений.

Формированию смыслового чтения на основе басни способствует прием интерпретации текста. Учитель, сообщая название басни, предлагает детям пофантазировать над её содержанием. Сравнение басни со стихотворением, нахождение сходства и различия, нахождение в тексте крылатых выражений способствует пониманию прочитанного.

А какие приёмы работы над стихотворными текстами помогут учителю для формирования смыслового чтения? Анализ лирического стихотворения помогает формированию воссоздающего воображения у детей. Учителю здесь помогут следующие приёмы: словесное и графическое рисование, выделение живописных картин, образов, наблюдение над использованием изобразительных средств языка.

Для решения задач смыслового чтения первостепенное значение имеет технология критического мышления.

Критическое мышление – это такой вид интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Задачи учителя в работе с детьми в данном направлении заключаются в том, чтобы научить выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в сравнении с уже имеющимися, отвергать неверную информацию, находить ошибки в рассуждениях, факты, которые можно проверить, отделять главное от существенного.

Приёмы развития критического мышления на первом этапе работы с художественным произведением пробуждают у детей познавательный интерес и мотивацию, активизирует имеющиеся у детей знания. В своей практике учителю на данном этапе можно использовать

прием «Кластер». Суть приема – представление информации в графическом оформлении. В центре- ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым.

Обсуждение с детьми заглавия рассказа, прогнозирование его содержания также уместно использовать на данном этапе.

Следующий этап- этап осмысления в технологии критического мышления включает получение новой информации, которую дети будут сопоставлять с уже известной, систематизировать полученный материал, соотносить его с собственным пониманием.

На данном этапе учитель может использовать работу с вопросником. В задание предпочтительнее включать вопросы, ответы на которые даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, соотнесения с собственным опытом.

Одним из эффективных приёмов развития критического мышления на этапе осмысления является «Дерево предсказаний».

На заключительном этапе этапе рефлексии происходит активное переосмысливание собственных взглядов с учетом вновь приобретенных знаний.

Активный обмен идеями, своё отношение учащиеся могут фиксировать с помощью примеров из текста, личных аргументов.

На стадии рефлексии учитель может предложить детям заполнение кластеров, таблиц, написание творческих работ (синквейн, эссе), написать продолжение понравившегося произведения, провести исследование по вопросам темы, возвратиться к раннее высказанным утверждениям.

Обобщить материал по изученной теме можно при помощи синквейна (стихотворение без рифмы)

Первая строка – тема синквейна. Дети называют одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором идёт речь.

Вторая строка – два слова. Чаще это прилагательные, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - три глагола или деепричастия, они передают характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение учащихся к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.

Очень нравится детям на данном этапе составление викторин. Работу можно организовать в группах. Обучающиеся, пользуясь учебными текстами, самостоятельно составляют вопросы для викторины, по которым можно провести соревнование.

Смысловое чтение формирует не только грамотную устную речь, но и письменную. Работа по формированию смыслового чтения в начальной школе должна вестись в системе, а приёмы и способы чтения, обработки информации должны усложняться от класса к классу. Учитель должен быть активным в использовании на уроках эффективных технологий формирования смыслового чтения, дети ценят такой подход и с желанием вовлекаются даже в скучные для них темы.



Литература:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2015

Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) /Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева// Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: Бином. Лаборатория знаний

Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе: методическое пособие / Н. Е. Скрипова, А. В. Бабухина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.