Приемы работы по формированию смыслового чтения в начальной школе
приемы смыслового чтения
PPTX / 17.01 Мб
Приемы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.
(Из опыта работы)
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Исходя из этого, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения. Под термином «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т. е. осуществлять познавательную деятельность. Основой успешного обучения младшего школьника, показателем уровня обученности является сформированность навыков смыслового чтения, критического оценивания текста, которое
предполагает формирование двух групп читательских умений:
1) извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
2) интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста.
Прием «Ассоциация».
(слайд 2,3)
Данный прием можно использовать по-разному:
- что объединяет данные слова – здравствуйте, простите, до свидания…В ходе беседы выясняем, что это «волшебные» слова. Тема урока – В.Осеева «Волшебное слово».
- Предлагаем иллюстрацию и просим ответить на вопрос – «О чем или о ком мы сегодня прочитаем?» «Почему автор так назвал рассказ »(слайд 5.)
- Ромашка, кубик или слова на доске (слайд6). Продолжи , вспоминая текст. Какая….Почему… Что случилось ….Что сделали….
«Федорино горе» К.И.Чуковский.
«Тонкие и толстые» вопросы. (слайд 7, 8,9)
«Тонкие» вопросы требуют однозначные ответы.
Где жили старик и старуха?
Кого поймал старик?
«Толстые» заставляют размышлять.
Почему старик ходил несколько раз к морю?
Почему рыбка наказала старуху?
3.Составление плана. (слайд 10,11)
По прочитанному произведению можно составить картинный план или это могут быть рисунки детей. Данный план поможет при пересказе, анализе текста. Можно добавить иллюстрации из другого произведения, это дает возможность проверить внимание детей.
Ромашка Блума. (слайд 12)
Шесть разных по типу вопросов позволяет осуществить дифференцированный подход. Каждый из учеников сможет проявить себя.
«Кластер» (слайд 13.14)
Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер - способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Кластер можно использовать при пересказе произведения.
Ключевые слова (слайд 15,16)
При изучении произведения данные слова можно записать и просить детей соотнести с событиями в тексте; использовать при пересказе;
Игра «Да-Нет» (слайд 17.18)
Данную игру лучше использовать при закреплении или обобщении материала. Это могут быть разные варианты: написаны предложения на листочках, дети достают, читают и , либо соглашаются, либо нет. На слайде приведен пример, когда правильный ответ – зеленый цвет, неправильный – красный. Как правило, электронный вариант детям всегда интереснее.
«Найди- подумай- расскажи» (слайд 19.20)
Работа с трудными словами. Можно слова выписать заранее, раздать детям, иногда выделить в тексте. Например, басня «Ворона и Лисица». Предложить найти слова в тесте– лесть, плутовка, взгромоздясь и т.д. Подумать, что они обозначают. Рассказать о своем предположении.
«Чтение с остановками». (слайд 21,22)
Предлагаем тест и делаем «остановку» во время чтения, в том месте, где возможно задать вопрос, требующий размышления. А затем подтверждаем или опровергаем догадку, прочитав дальше.
На успеваемость школьников влияет огромное количество факторов. Одним из них является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение - это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Данные приемы вызывают интерес у детей при работе с информацией, заставляет их думать и находить решения. В современном обществе заинтересовать ученика, это тоже важный фактор .
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, необходимо учитывать следующее:
формировать у учащихся интерес к чтению с использованием нестандартных форм и методов работы с текстом;
учитывать интересы и личностные особенности каждого ученика;
повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах.