Формирование ценностной ориентации учащихся на основе примеров семьи и системы внеклассных мероприятий
Формирование ценностной ориентации учащихся
на основе примеров семьи
и системы внеклассных мероприятий
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги»
/А.С. Макаренко/
Одним из важнейших положений ФГОС является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство нашего народа.
Начальная школа – самое благоприятное время для формирования ценностей, в том числе семейных. В этот период личность наиболее готова к восприятию и формированию ценностной ориентации / открыта влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве самые глубокие.
В этой ситуации моя учительская задача состоит в том, чтобы помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.
Ни для кого ни секрет, что в последнее время родители, часто по объективным причинам, уделяют мало внимания детям, а дети в свою очередь, забывают это делать по отношению к родителям. Родители избегают разговоров с детьми о жизни, не вникают в детские проблемы, не делятся с ними впечатлениями. Дети, в свою очередь, не ценят родителей, их труд и терпение, заботу. К сожалению, часто свою любовь к родителям дети связывают с материальными ценностями, а не с духовными. У современных детей преобладает потребительское отношение к родителям.
В этих условиях особое значение приобретает работа школы по формированию у детей социально-нравственных качеств, опираясь на опыт и культуру России.
Поэтому вопрос организации совместного взаимодействия и сотрудничества родителей, учителей и обучающихся для меня является одним из главных. Хочется видеть в родителях настоящих и искренних помощников. Обычно, у меня в классе они таковыми и являются.
Школа ставит перед собой много задач: воспитательные, учебные, просветительские. Мы, учителя, можем помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но никогда не сможем конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Поэтому, как классный руководитель, я активно включаюсь в работу по формированию семейных ценностей, для этого определила цель и задачи своей работы, они представлены на слайде.Цель: создание условий для активизации воспитательных функций родителей через вовлечение их в единое образовательно-воспитательное пространство.
Задачи:
обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы;
определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы;
разработать приёмы эффективного взаимодействия семьи и школы;
формировать представление о семейных ценностях через реализацию совместных коллективных дел.
Взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания.
У меня накоплен немалый опыт взаимодействия с семьёй. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность класса происходит через совместные познавательные, творческие, спортивные коллективные дела. В классе создан и активно работает родительский комитет.
Для формирования семейных ценностей использую следующие формы работы с обучающимися и их родителями:
- тематические классные часы; Перед вами на слайде часть программы тематических классных часов, составленных на весь период обучения в начальной школе. Каждый месяц мы работаем над одной темой. Например, в октябре "Внимание пожилым людям". В первом классе дети рассказывают о своих бабушках и дедушках, рисуют рисунки, делаем вместе стенгазету с фотографиями. Во втором классе приглашаем на классный час несколько бабушек и дедушек, которые рассказывают детям о своём детстве, учёбе. В третьем классе говорим о помощи близким, а в четвёртом о добрых делах, в которых мы можем принять участие.
- совместные семейные праздники: Праздник бабушек и дедушек, День матери, Новый год, День защитника Отечества, День семьи; - В праздниках принимают участие не только родители учеников, но и другие члены семьи. В конце октября у нас прошёл праздник бабушек и дедушек, на котором присутствовало около 60 гостей, при количестве учащихся в классе - 26. Все дети принимают активное участие в подготовке праздников, часть номеров готовится под моим руководством, часть номеров дети-третьеклассники готовят самостоятельно.
- поездки - В ноябре мы с детьми и родителями ездили в город Екатеринбург на кондитерскую фабрику "9 островов". В конце декабря планируем поездку в театр города Новоуральска на Новогоднее представление.
- подарки своими руками к различным праздникам, конкурсы рисунков, посещение мастер-классов;
- консультации для родителей и собрания - Например, собрание "Особенности общения родителей с детьми" Говорим о проблемах общения в семье, правилах и доверительности общения с детьми, технике активного слушания.
- музейные уроки - Я активно сотрудничаю с центром детского чтения "Радуга" и Невьянским государственным историко-архитектурным музеем с программой "Окно в старый Невьянск".
- внеурочные занятия "Разговоры о важном".
Таким образом продуманная и организованная работа способствует эффективному усвоению младшими школьниками понятий и представлений о семейных ценностях. Детям начальной школы нравится что-то делать вместе со своими родителями и для них. Семейные традиции учат детей уважать и любить свою семью.
Семейная ценность, по определению, - это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для её потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.
В моём представлении, семейные ценности - это не только семейные праздники, не только помощь членам семьи, это гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья.
Активное вовлечение родителей в жизнь школы и класса способствует приобретению нового взгляда на отношения в семье; помогает родителям познать своего ребёнка, его способности и интересы вне семьи; способствует успешному личностному развитию детей, повышению качества знаний; интересу к истории своей семьи, формированию индивидуальности ребёнка.
В классе, в течение этого учебного года и предыдущего, проведены различные мероприятия: часть из которых я показала ранее Это: театрализованные праздники, викторины, конкурсы, которые интересны всем: и учащимся, и родителям. Они являются замечательным поводом для того, чтобы выразить дань уважения и признательности родителям, бабушкам с дедушками. Я считаю, что эти формы взаимодействия способствуют объединению всех поколений: от мала до велика, позволяют обнять своих близких и сказать, как сильно они их любят, как скучают, когда далеко.
Таким образом, я, уделяя внимание, укреплению семейных ценностей и отношений взрослых и детей получила следующие результаты:
повысилась активность родителей: на наши праздники приходят всей семьей: родители, бабушки с дедушками, братья с сестрами, что способствует объединению семей вокруг общих интересов;
у родителей и детей появилась инициатива в определении содержания праздников. Свои праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями и детьми;
у детей формируется понимание ценности семьи, её значимости в жизни;
в ходе совместной работы реализуется творческий потенциал детей и родителей;
происходит овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения практически всеми участниками образовательного процесса;
повышается активность участия родителей в жизни класса;
наблюдается динамика личностного роста учащихся;
идёт формирование социально-активной жизненной позиции учащихся через участие в делах школы, города.
Таким образом я, как классный руководитель, реализую одно из важных направлений ФГОС НОО - это программу воспитания. Т.к. через воспитание семейных ценностей реализуются все направления программы. Такие как: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, экологическое.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ
3
Потамошнева Наталья Алексеевна