Ценностные ориентации личности (ЦОЛ)
Задание. Просмотрите список высказываний, обозначающих различные жизненные ценности, и оцените их значимость по 7-балльной шкале:
1 балл — данная ценность не значима для меня;
от 2 до 6 баллов — ценность имеет определенную значимость для меня (чем выше балл, тем важнее ценность);
7 баллов — ценность имеет для меня жизненно важное значение.
Таблица жизненных ценностей
1.Быть образованным (иметь широкие глубокие знания, высокую общую культуру).
2.Одеваться по моде — красиво и элегантно.
3.Сделать карьеру.
4.Быть в курсе последних местных новостей.
5.Принимать на себя ответственность за решения и их исполнение.
6.Уметь прощать ошибки и заблуждения других людей.
7.Понимать прекрасное в природе, искусстве, человеке.
8.Иметь педагогические способности (уметь учить и воспитывать людей).
9.Быть скромным.
10.Выступать с лекциями и беседами; нести идеи, знания в массы.
11.Знать последние достижения науки и техники.
12.Иметь свою благоустроенную квартиру.
13.Сознавать, понимать общественную полезность своего труда.
14.Имеет возможность общаться с друзьями и товарищами.
15.Быть инициативным и самостоятельным в решении задач.
16.Быть искренним в отношении с людьми.
17.Быть уверенным в себе, своих силах.
18.Уметь устанавливать хорошие взаимоотношения с нужными людьми.
19.Заниматься общественной работой.
20.Иметь личную автомашину.
21.Получать удовольствие от процесса своего труда.
22.Проводить время в приятном общении с друзьями.
23.Уметь быстро решать производственные и житейские вопросы. Не уходить от решения.
24.Быть ответственным в решении и проведении мероприятий.
25.Уметь сопереживать горю, беде другого человека.
26.Уметь быстро оценивать ситуацию и предвидеть возможные варианты хода событий.
27.Быть требовательным к себе.
28.Выполнять важные общественные поручения.
29.Расширять свой кругозор, образовательный уровень.
30.Получать высокую зарплату.
31.Приобрести богатый профессиональный опыт.
32.Обсуждать с товарищами школьные и личные вопросы.
33.Быть настойчивым и упорным в достижении цели. Идти к цели.
34.Быть бескорыстным.
35.Любить людей, быть терпеливым к их взглядам, привычкам.
36.Обладать организаторскими способностями (уметь организовывать, мобилизовать, сплотить других людей).
37.Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.
38.Работать не только за деньги.
39.Иметь собственное мнение по самым разным вопросам.
40.Быть материально обеспеченным.
41.Быть хорошим специалистом, до тонкости знать свое дело.
42.Быть в хороших отношениях с одноклассниками.
43.Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях.
44.Уметь словом и делом помочь друзьям и другим людям.
45.Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора.
46.Быть выносливым, иметь хорошую волю.
47.Стремиться к самосовершенствованию.
48.Участвовать в решении общественных и государственных вопросов.
Ключ обработки данных
Ключ для обработки данных содержит 8 ценностных ориентаций (шкал): на труд, общение, познание, общественную деятельность, материальные ценности, развитие нравственных, волевых, деловых качеств (см. таблицу). По каждой и них указаны соответственно номера высказываний, раскрывающих данную ценность.
ЦО на труд | ЦО на общение | ЦО на познание | ЦО на общест-венную деятельность | ЦО на матери-альные ценности | ЦО на развитие нравствен ных качеств | ЦО на развитие волевых качеств | ЦО на развитие деловых качеств |
13 15 21 23 31 33 34 43 3 | 4 14 18 24 34 44 47 | 1 21 41 31 11 7 | 10 20 26 30 40 50 38 | 2 22 32 42 12 | 6 9 7 16 46 37 27 46 5 39 19 | 17 25 35 45 48 29 26 | 18 25 39 15 8 28 |
П = 9 | 7 | 6 | 7 | 5 | 11 | 7 | 6 |
Чтобы определить показатель ценностной ориентации личности, надо подсчитать сумму баллов, отмеченных учащимися по каждой школе (ценности). Подученные результаты внести в формулу:
∑
ЦОЛ = ——,
П
где П — общее число ценностей в столбике (шкале);
∑ — сумма баллов, набранных учащимися по шкале.
Например, ЦО на труд включает 9 ценностей (13, 15, 21, 23, 31, 33, 34, 43,3). По данной шкале сумма баллов составила 34. Получаем соотношение:
34
ЦОЛ = --- = 3,8
9
Аналогично подсчитывается ЦОЛ по остальным 7 шкалам. Сопоставив значения ЦОЛ по всем шкалам, можно установить, какие из ценностей являются наиболее значимыми для учащихся.
Ивлиева Наталия Алексеевна