Ценностные ориентации личности (ЦОЛ)

3
1
Материал опубликован 9 July 2016 в группе

Ценностные ориентации личности (ЦОЛ)

Задание. Просмотрите список высказываний, обозначающих различные жизненные ценности, и оцените их значимость по 7-балльной шкале:

1 балл — данная ценность не значима для меня;

от 2 до 6 баллов — ценность имеет определенную значимость для меня (чем выше балл, тем важнее ценность);

7 баллов — ценность имеет для меня жизненно важное значение.

Таблица жизненных ценностей

    1.Быть образованным (иметь широкие глубокие знания, высокую общую культуру).

    2.Одеваться по моде — красиво и элегантно.

    3.Сделать карьеру.

    4.Быть в курсе последних местных новостей.

    5.Принимать на себя ответственность за решения и их исполнение.

    6.Уметь прощать ошибки и заблуждения других людей.

    7.Понимать прекрасное в природе, искусстве, человеке.

    8.Иметь педагогические способности (уметь учить и воспитывать людей).

    9.Быть скромным.

    10.Выступать с лекциями и беседами; нести идеи, знания в массы.

    11.Знать последние достижения науки и техники.

    12.Иметь свою благоустроенную квартиру.

    13.Сознавать, понимать общественную полезность своего труда.

    14.Имеет возможность общаться с друзьями и товарищами.

    15.Быть инициативным и самостоятельным в решении задач.

    16.Быть искренним в отношении с людьми.

    17.Быть уверенным в себе, своих силах.

    18.Уметь устанавливать хорошие взаимоотношения с нужными людьми.

    19.Заниматься общественной работой.

    20.Иметь личную автомашину.

    21.Получать удовольствие от процесса своего труда.

    22.Проводить время в приятном общении с друзьями.

    23.Уметь быстро решать производственные и житейские вопросы. Не уходить от решения.

    24.Быть ответственным в решении и проведении мероприятий.

    25.Уметь сопереживать горю, беде другого человека.

    26.Уметь быстро оценивать ситуацию и предвидеть возможные варианты хода событий.

    27.Быть требовательным к себе.

    28.Выполнять важные общественные поручения.

    29.Расширять свой кругозор, образовательный уровень.

    30.Получать высокую зарплату.

    31.Приобрести богатый профессиональный опыт.

    32.Обсуждать с товарищами школьные и личные вопросы.

    33.Быть настойчивым и упорным в достижении цели. Идти к цели.

    34.Быть бескорыстным.

    35.Любить людей, быть терпеливым к их взглядам, привычкам.

    36.Обладать организаторскими способностями (уметь организовывать, мобилизовать, сплотить других людей).

    37.Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.

    38.Работать не только за деньги.

    39.Иметь собственное мнение по самым разным вопросам.

    40.Быть материально обеспеченным.

    41.Быть хорошим специалистом, до тонкости знать свое дело.

    42.Быть в хороших отношениях с одноклассниками.

    43.Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях.

    44.Уметь словом и делом помочь друзьям и другим людям.

    45.Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора.

    46.Быть выносливым, иметь хорошую волю.

    47.Стремиться к самосовершенствованию.

    48.Участвовать в решении общественных и государственных вопросов.


Ключ обработки данных

Ключ для обработки данных содержит 8 ценностных ориентаций (шкал): на труд, общение, познание, общественную деятельность, материальные ценности, развитие нравственных, волевых, деловых качеств (см. таблицу). По каждой и них указаны соответственно номера высказываний, раскрывающих данную ценность.

ЦО на труд

ЦО на общение

ЦО на познание

ЦО на общест-венную деятельность

ЦО на матери-альные ценности

ЦО на развитие нравствен

ных качеств

ЦО на развитие волевых качеств

ЦО на развитие деловых качеств

13

15

21

23

31

33

34

43

3

4

14

18

24

34

44

47

1

21

41

31

11

7

10

20

26

30

40

50

38

2

22

32

42

12

6

9

7

16

46

37

27

46

5

39

19

17

25

35

45

48

29

26

18

25

39

15

8

28

П = 9

7

6

7

5

11

7

6

Чтобы определить показатель ценностной ориентации личности, надо подсчитать сумму баллов, отмеченных учащимися по каждой школе (ценности). Подученные результаты внести в формулу:

            ∑

ЦОЛ = ——,

              П


где П — общее число ценностей в столбике (шкале);

∑ — сумма баллов, набранных учащимися по шкале.

Например, ЦО на труд включает 9 ценностей (13, 15, 21, 23, 31, 33, 34, 43,3). По данной шкале сумма баллов составила 34. Получаем соотношение:

             34

ЦОЛ = ---  = 3,8

               9

Аналогично подсчитывается ЦОЛ по остальным 7 шкалам. Сопоставив значения ЦОЛ по всем шкалам, можно установить, какие из ценностей являются наиболее значимыми для учащихся.

Комментарии