Статья на тему «Формирование у учащихся начальных классов нравственных навыков и культуры здоровья на основе партнёрства школы и семьи»
Шахворостова Инна Николаевна,
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ «Школа №115»
Нижегородская область город Нижний Новгород
Формирование у учащихся начальных классов нравственных навыков и культуры здоровья на основе партнёрства школы и семьи
Искусство воспитания имеет ту особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,
а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Жизнь в условиях современного общества предъявляет к нам педагогам всё более возрастающие требования, поскольку именно мы формируем личность и её образ жизни на основе ценности нации.
Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Всё это подтверждает необходимость целенаправленной и систематической работы для поддержки и развития семьи, как главного воспитательного института.
Имея два высших образования (педагогическое и психологическое) за годы работы учителем начальных классов я поняла, что набор отдельных воспитательных мероприятий не создаёт многоцветную палитру воспитания.
Для воспитания достойного Человека, нужна целостная воспитательная система класса.
В тесном сотрудничестве с родителями была разработана воспитательная система класса «Палитра детства», целью которой стала: создание условий для формирования духовно-нравственной, интеллектуально- творческой, здоровой личности на основе ценностно-смысловых ориентаций в тесном взаимодействии с семьёй.
Достижение цели осуществляем через решение задач:
Формировать духовно-нравственные качества личности на основании добра, истины и красоты;
Формировать у детей осознанное отношение к здоровью как ценности, активно вовлекая их в занятия спортом;
Содействовать воспитанию отношения учащихся к семье как базовой ценности общества ;
Содействовать повышению педагогической культуре родителей в обеспечении духовно - нравственного развития и здоровому образу жизни обучающихся младшего школьного возраста
Главным системообразующим фактором ВСК «Палитра детства» является создание семейного клуба «Палитра», где осуществляется коллективная деятельность детей и родителей, позволяющая раскрыть личность каждого ребёнка; прочувствовать простую истину «быть родителями - это счастье».
Основными формами работы родительского клуба стали:
родительский всеобуч «Радуга мудрости»
лекции специалистов (психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.).
групповые дискуссии
круглый стол
«Книжная терапия» (обсуждение научно-популярных, методических пособий, посвящённых проблемам семейной жизни и воспитания).
групповое и индивидуальное консультирование
классное родительское собрание
наглядная педагогическая пропаганда (стенды, тематические выставки, просмотр фильмов)
деловая игра
вечера вопросов и ответов
родительские конференции
школьный совет отцов
тренинги
практические занятия
семинар-практикум
участие родителей в тематических классных часов: «История нашей семьи», «Военная летопись нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Наше семейное хобби», «Памятные даты нашей семьи» и др.
праздники семьи,
спортивные соревнования с участием бабушек и дедушек, мам и пап
праздники, посвященные красным датам
творческие мастерские родителей и детей
Возрождение всеобуча родителей способствует повышению образовательного, идейно-нравственного, культурного уровня взрослых. Создание того, что семья находится в центре учебно-воспитательного процесса, сплачивает родителей и одновременно повышает их ответственность за свою деятельность.
С первого класса началась работа по становлению коллектива. Собиралась информация, выявлялись проблемы. И одна из проблем: не хватает деятельности отцов. Все функции воспитания на матери. А психологи утверждают, что характер у ребёнка формирует отец.
При совместной работе с психологом, велась разъяснительная работа о важности отца в семье. Провели и проработали анкету. Её результаты вывели нас на идею создания «Совета отцов», целевой установкой которого стала - укрепление духовно-нравственных отношений в семье, возрождение и сохранение семейных традиций.
Поставили перед собой задачи:
Содействовать профилактической работе с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации, защите прав и интересов ребенка
Способствовать организации содержательного и интересного семейного досуга
Содействовать повышению роли отцов в воспитании своих детей
Основными условиями сотрудничества в Совете отцов выступают: взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем через формы работы: спортивные праздники, спортивные эстафеты «Мама, папа, Я- спортивная семья», беседы о ценности здоровья «Здоровый образ жизни», шахматно-шашечные турниры ,выездные соревнования на турбазу «В здоровом теле - здоровый дух», походы, посещение конноспортивной школы, посещение театров, кинотеатров ,экскурсии, тематические классные часы, творческие встречи с интересными людьми города «Мой любимый Нижний», интеллектуальные игры и марафоны «Хочу всё знать», семейная исследовательская работа «Страницы моей семьи в книге Победы», «История моей школы в истории страны», кружки «Светофорчик», «Умелые ручки».
В родительском правлении царит патриарх, но дети не жалуются. Да и грех жаловаться. Папы организованно вывозят своих детей на природу, играют с ними и даже проигрывают в пионербол, баскетбол, пейнтбол...
Деятельность Совета отцов планируется в сентябре на весь учебный год. В этот план работы вносятся главные мероприятия (масштабные).
Совет отцов класса сотрудничает со школьным Советом отцов и взаимодействует с методическим союзом школы. Специалисты школы оказывают помощь в организации разных мероприятий.
Схема работы методического союза школы
Для определения эффективности работы проводилось диагностическое исследование учащихся и анкетирование родителей. Результаты мониторинга показали, что целенаправленная совместная деятельность всех участников воспитательного процесса способствует: развитию духовно-нравственных качеств личности учащихся, вниманию к здоровому образу жизни и укреплению семьи. Родители видят результат своей работы. Дети гордо говорят : «У нас в классе папы рулят !!!» И это прекрасно, потому что ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.
Литература
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. «Психологическое обследование младших школьников» М.: Владос – Пресс, 2001 г.
Гин А.А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность.» Пособие для учителя. М. Вита – Пресс 2002 г.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы.
Педагогика. Психология. Управление. М.: «Вако», 2003 г.
Дереклеева Н.И Научно-исследовательская деятельность классного руводителя в школе. М.: Вербум – М.2000 г.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание? Воспитание…Воспитание!» М. 1996г.
Классный руководитель в воспитательной системе школы. Материалы журнала «Проблемы школьного воспитания» Н.Н.: НГЦ,1998г..
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие .-М.: Московский психолого-социальный институт, 2006г.
Прутцман П.Дружный класс как маленькая планета. С – Пб., 1998 г.
Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального образования.-М.Просвещение, 2010г.