Статья на тему «Формирование у учащихся начальных классов нравственных навыков и культуры здоровья на основе партнёрства школы и семьи»

4
0
Материал опубликован 15 November 2020

Шахворостова Инна Николаевна,

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ «Школа №115»

Нижегородская область город Нижний Новгород

 

Формирование у учащихся начальных классов нравственных навыков и культуры здоровья на основе партнёрства школы и семьи

 

Искусство воспитания имеет ту особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,

а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Жизнь в условиях современного общества предъявляет к нам педагогам всё более возрастающие требования, поскольку именно мы формируем личность и её образ жизни на основе ценности нации.

Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Всё это подтверждает необходимость целенаправленной и систематической работы для поддержки и развития семьи, как главного воспитательного института.

Имея два высших образования (педагогическое и психологическое) за годы работы учителем начальных классов я поняла, что набор отдельных воспитательных мероприятий не создаёт многоцветную палитру воспитания.

Для воспитания достойного Человека, нужна целостная воспитательная система класса.

В тесном сотрудничестве с родителями была разработана воспитательная система класса «Палитра детства», целью которой стала: создание условий для формирования духовно-нравственной, интеллектуально- творческой, здоровой личности на основе ценностно-смысловых ориентаций в тесном взаимодействии с семьёй.

Достижение цели осуществляем через решение задач:

Формировать духовно-нравственные качества личности на основании добра, истины и красоты;

Формировать у детей осознанное отношение к здоровью как ценности, активно вовлекая их в занятия спортом;

Содействовать воспитанию отношения учащихся к семье как базовой ценности общества ;

Содействовать повышению педагогической культуре родителей в обеспечении духовно - нравственного развития и здоровому образу жизни обучающихся младшего школьного возраста

Главным системообразующим фактором ВСК «Палитра детства» является создание семейного клуба «Палитра», где осуществляется коллективная деятельность детей и родителей, позволяющая раскрыть личность каждого ребёнка; прочувствовать простую истину «быть родителями - это счастье».

Основными формами работы родительского клуба стали:

родительский всеобуч «Радуга мудрости»

лекции специалистов (психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.).

групповые дискуссии

круглый стол

«Книжная терапия» (обсуждение научно-популярных, методических пособий, посвящённых проблемам семейной жизни и воспитания).

групповое и индивидуальное консультирование

классное родительское собрание

наглядная педагогическая пропаганда (стенды, тематические выставки, просмотр фильмов)

деловая игра

вечера вопросов и ответов

родительские конференции

школьный совет отцов

тренинги

практические занятия

семинар-практикум

участие родителей в тематических классных часов: «История нашей семьи», «Военная летопись нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Наше семейное хобби», «Памятные даты нашей семьи» и др.

праздники семьи,

спортивные соревнования с участием бабушек и дедушек, мам и пап

праздники, посвященные красным датам

творческие мастерские родителей и детей

Возрождение всеобуча родителей способствует повышению образовательного, идейно-нравственного, культурного уровня взрослых. Создание того, что семья находится в центре учебно-воспитательного процесса, сплачивает родителей и одновременно повышает их ответственность за свою деятельность.

С первого класса началась работа по становлению коллектива. Собиралась информация, выявлялись проблемы. И одна из проблем: не хватает деятельности отцов. Все функции воспитания на матери. А психологи утверждают, что характер у ребёнка формирует отец.

При совместной работе с психологом, велась разъяснительная работа о важности отца в семье. Провели и проработали анкету. Её результаты вывели нас на идею создания «Совета отцов», целевой установкой которого стала - укрепление  духовно-нравственных отношений  в семье,  возрождение и сохранение семейных традиций.

Поставили перед собой задачи:

Содействовать профилактической работе с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации, защите прав и интересов ребенка

Способствовать организации содержательного и интересного семейного досуга

Содействовать повышению роли отцов  в воспитании своих детей     

Основными условиями сотрудничества в Совете отцов выступают: взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем через формы работы: спортивные праздники, спортивные эстафеты «Мама, папа, Я- спортивная семья», беседы о ценности здоровья «Здоровый образ жизни», шахматно-шашечные турниры ,выездные соревнования на турбазу «В здоровом теле - здоровый дух», походы, посещение конноспортивной школы, посещение театров, кинотеатров ,экскурсии, тематические классные часы, творческие встречи с интересными людьми города «Мой любимый Нижний», интеллектуальные игры и марафоны «Хочу всё знать», семейная исследовательская работа «Страницы моей семьи в книге Победы», «История моей школы в истории страны», кружки «Светофорчик», «Умелые ручки».

В родительском правлении царит патриарх, но дети не жалуются. Да и грех жаловаться. Папы организованно вывозят своих детей на природу, играют с ними и даже проигрывают в пионербол, баскетбол, пейнтбол...

Деятельность Совета отцов планируется в сентябре на весь учебный год. В этот план работы вносятся главные мероприятия (масштабные).

Совет отцов класса сотрудничает со школьным Советом отцов и взаимодействует с методическим союзом школы. Специалисты школы оказывают помощь в организации разных мероприятий.

Схема работы методического союза школы

t1605387889aa.gif

Для определения эффективности работы проводилось диагностическое исследование учащихся и анкетирование родителей. Результаты мониторинга показали, что целенаправленная совместная деятельность всех участников воспитательного процесса способствует: развитию духовно-нравственных качеств личности учащихся, вниманию к здоровому образу жизни и укреплению семьи. Родители видят результат своей работы. Дети гордо говорят : «У нас в классе папы рулят !!!» И это прекрасно, потому что ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.

 

Литература

 

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. «Психологическое обследование младших школьников» М.: Владос – Пресс, 2001 г.

Гин А.А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность.» Пособие для учителя. М. Вита – Пресс 2002 г.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы.

Педагогика. Психология. Управление. М.: «Вако», 2003 г.

Дереклеева Н.И Научно-исследовательская деятельность классного руводителя в школе. М.: Вербум – М.2000 г.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание? Воспитание…Воспитание!» М. 1996г.

Классный руководитель в воспитательной системе школы. Материалы журнала «Проблемы школьного воспитания» Н.Н.: НГЦ,1998г..

Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие .-М.: Московский психолого-социальный институт, 2006г.

Прутцман П.Дружный класс как маленькая планета. С – Пб., 1998 г.

Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального образования.-М.Просвещение, 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.