Занятие по теме «Профилактика конфликтов среди участников образовательного процесса»

1
0
Материал опубликован 28 December 2018

Межуева Марина Викторовна,

педагог-психолог МБОУ «Лицей №12 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Республики Татарстан


 

Профилактика конфликтов среди участников образовательного процесса (занятие №1).

Форма проведение: групповое коррекционно-развивающее занятие с элементами психологического тренинга.

Продолжительность: 1,5 часа.

Цель: профилактика конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса.

Целевая аудитория: учащиеся, педагоги, родители, опекуны.

Материалы: бумага, ватман, карандаши, ручки, краски.


 

Упражнение 1. «Цвет моего Я».

Цель: знакомство с группой, отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе.

Инструкция: «Выберите цвета, отражающие особенности вашего характера или состояния, и попытайтесь, изображая или разные линии и формы, исследовать их смысловые значения. Нарисуйте себя в виде растения на том или ином этапе его развития. Обратите внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста растения. После создания образа расскажите о нем от первого лица».

Упражнения 2. «Переманивания». 
 
Цель: знакомство, эмоциональная разрядка, сплочение группы, проявление личных взаимоотношений. 
 
Описание: половина группы сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади - переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил стоящий за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, - не пустить (поймать) «своего» сидящего.


 

Упражнение 3. «Конфликт понимания». 
 
Цель: моделирование и изучение ситуаций соотнесения внутренних и внешних конфликтов в условиях учебной деятельности. 
 
Описание: проводится в группе с любым количеством участников. Ведущий приглашает одного из участников в качестве помощника. Помощник садится на стул спиной к остальным участникам и получает лист с достаточно простым графическим изображением. Это рисунок виден только помощнику. 
Инструкция 1: «Сейчас мой помощник держит перед собой лист бумаги с несложным рисунком. В его задачу входит рассказать вам о том, что он видит, таким образом, чтобы вы могли максимально адекватно изобразить аналогичный рисунок на своих листах. При этом прошу вас воздержаться от всяких реплик. Работать будем в условиях строгой односторонней связи». Затем группа приступает к выполнению задания. После окончания лист с исходным рисунком группе не показывается. Далее задаются вопросы: - помощнику: Какие трудности он (она) испытывал при выполнении задания? Представляет ли он (она) себе, какие трудности испытывала группа при выполнении задания? - группе: Есть ли удовлетворение от работы помощника? Какие замечания можно сделать помощнику? Каковы причины тех или иных затруднений помощника? Есть ли такие затруднения, которое помощник не осознает? Почему? Приглашается другой участник в качестве помощника. Первый при этом занимает позицию супервизора и как испытуемый или активный участник уже не выступает. 
Инструкция 2: «Вы уже имеете опыт выполнения подобного рода заданий. Вам предстоит повторить эксперимент с другим, но подобным предыдущему рисунком. Постарайтесь сделать это с учетом тех замечаний, которые были высказаны во время обсуждения». После выполнения задания рисунок не предъявляется. Проводится обсуждение по вышеизложенной схеме. Приглашается третий участник в качестве помощника. Второй переходит в наблюдатели вместе с первым. Они, оба воздерживаясь от комментариев, могут посмотреть как выглядят рисунки, сделанные по их описаниям участниками. Третьему помощнику предлагается другой рисунок; он (она) садится лицом ко всем участникам. Инструкция 3: «Условия нашего эксперимента существенно меняются. Теперь помощнику разрешается не только видеть вас, но и с вами разговаривать. Вы можете задать ему (ей) вопросы, делать замечания. Те же права есть и у помощника по отношению к вам. Не разрешается только показывать руками. Условие прежнее: ваши изображения должны быть максимально похожи на то, которое описывает помощник». 
После выполнения задания для сравнения предъявляются оба рисунка. Затем проводится обсуждение по предложенной схеме и делаются обобщающие выводы. Конфликтность, связанная с необходимостью сопоставить собственные ресурсы трансляции с ресурсами понимающей стороны, обнаружить и преодолеть рассогласования для достижения понимания, связана с привлечением различных средств.


 

Упражнение 4. «Встретились два существа».

Цель: создание простой критической ситуации.

Описание: участники получают задание придумать и показать встречу двух существ и чем это закончилось. При этом участники должны представить каждое существо без слов, то есть жестами, мимикой, типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга. Последующее обсуждение представленных ситуаций.

Упражнение 5. «Тролли».

Цель: выработка конструктивных форм взаимодействия и решения проблем, поиск конструктивных форм выхода агрессии, достижения поставленной цели и осознание права передумать.

Описание: тролли перебираются через болото. Исходное положение – группа находится за проведенной на полу или земле чертой. Задача – перебраться через некоторое пространство (10-15 метров) и оказаться всем за другой чертой. Для того чтобы перебраться, можно использовать две доски (60-70 см). В каждую доску вбит гвоздь, и к нему привязана веревка (1.5 м). Если кто-нибудь из участников наступает на землю, вся группа возвращается в исходное положение. Возможно ограничение выполнения по времени. После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждения в группе.

Упражнение 6. «Рисунок на влажной бумаге».

Цель: анализ критических ситуаций, поиск возможностей разрешения конфликтов.

Работа в группе по 2-5 чел.

Описание: каждая группа изображает заданную критическую ситуацию и варианты ее решения. Затем обсуждаются взгляды на эту ситуацию; то, как она может повлиять на жизнь; обсуждаются различия в оценках данной проблемы.

Упражнение 7. «Цветок».

Цель: регуляция эмоциональных состояний через работу с образами бессознательного.

Описание: предлагается пошаговая инструкция визуализации. «Представьте себе тот цвет, который в данный момент соответствует вашему эмоциональному состоянию. Представьте себе, как этот цветок начинает пульсировать, то сжимаясь, то увеличиваясь в размерах, высвобождая пространство для фона другого цвета. Представьте себе цвет фона, на котором пульсирует и переливается первоначальный цвет. Какой он? Пульсирующий цвет начинает менять очертания и приобретает форму – это и будет форма цветка. Обратите внимание на центр этого пульсирующего цветового сгустка – он должен иметь другой цвет. От этого центра во все стороны разбегаются лучи, разделяя цветок на лепестки. В конце этапа у вас уже появляется сформированный цветок, у которого есть сердцевина и лепестки. Образ цветка формируется дальше, он приобретает глубину, трехмерность, так создается – чашечка. Загляните вглубь чашечки цветка. Что вы там видите? Каков запах? Отойдите от цветка далеко-далеко, увидьте его маленьким, на придуманном вами фоне. Как выглядит цветок издалека? На что он похож? Есть ли у него название? Где растет ваш цветок? Есть ли у него стебель, листья, корни? В какой почве вы его разместили? Цветок может вполне как бы «зависать в воздухе», будучи совершенно абстрактным и не иметь связи с почвой. Что вы видите рядом с цветком? Что его окружает? Есть ли вокруг него животные, насекомые, люди? Не угрожает ли что-нибудь цветку? Если да, то как вы его защитите? Вы можете пересадить его в более безопасное место, можете окружить защитой в виде забора или садовой ограды…». Сеанс символдрамы заканчивается так: «Вы с силой сжимаете и разжимаете кулаки и пальцы ног. Делаете несколько энергичных движений руками и ногами. Хлопаете в ладоши. С силой зажмуриваетесь и широко раскрываете глаза».

Упражнение 8. «Рассерженные шарики».

Цель: обучение адекватному способу выражения чувств.

Описание: Попросить детей вспомнить ситуацию, когда они чувствовали раздражение, злость, гнев. Попросить надуть воздушный шарик и завязать его (при необходимости помочь). Маркером на шарике можно нарисовать злую «рожицу». Предложить детям прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался, лопнул. Спросить детей, может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?

Рефлексия всего занятия.

Литература:

Современные технологии в работе психолога: учебно-методическое пособие/Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. Центр молод., инновац. и проф. программ. – Казань: РЦМИПП, 2012.

Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. – Казань: Школа, 2002.

Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М: ACADEMA, 2005.

Хасан Б.И., Дюндик Н.Н. и др. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. – Красноярск, 2003.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации