Выступление «Школа и психоэмоциональное здоровье участников образовательного процесса»
Раздольненская ОШ I-III ступеней администрации Старобешевского района
В помощь учителю
Школа
и психоэмоциональное здоровье
участников образовательного
процесса
Составитель: Соколова А.М.
2017 г.
Качества учителя,
оказывающие положительное влияние на обучающихся:
Способность к сочувствию и сопереживанию (способствует снижению стрессогенной атмосферы на уроке);
Способность к рефлексии (дает возможность посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны);
Умение владеть своими эмоциями, быстро и результативно приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние;
Умение эффективно слушать;
Проявление поисковой активности, лежащие в основе личностного развития и профессионального самосовершенствования педагога;
Толерантность как способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни.
Качества учителя, оказывающие негативное влияние на обучающихся:
Авторитарность;
Категоричность;
Бескомпромиссность;
Несдержанность;
Вспыльчивость;
Раздражительность;
Импульсивность;
Непредсказуемость;
Равнодушие;
Безразличие;
Эмоциональная холодность;
Дистанцированность.
Эти качества – проявление неспособности педагога другими способами замотивировать обучающихся на учебную деятельность и соблюдение дисциплины.
Такие проявления строятся на:
Равнодушии к людям;
Отсутствии интереса к своей работе;
Часто сочетаются с безответственностью.
Если такие проявления становятся частыми и явно выраженными – это сигнал о необходимости обратиться к психотерапевту и серьезно задуматься о смене работы, так как это наносит невосполнимый ущерб для здоровья как самого учителя, так и его учеников.
Результат:
Повышение уровня психической напряженности и тревожности школьников;
Стрессовые состояния;
Формирование мышечных зажимов;
Истощение энергетических и психологических ресурсов.
Анкета
оценки эмоционального и социального
благополучия (для школьников)
Нравится ли тебе твоя школа? Почему?
Как бы ты оценил свои отношения с одноклассниками (отличные, хорошие, не очень хорошие, плохие)? Подчеркни свой вариант ответа.
Как бы ты оценил свои отношения с учителями (отличные, хорошие, не очень хорошие, плохие)? Подчеркни свой вариант ответа.
Если тебе будет трудно в жизни, к кому ты обратишься за помощью?
Кому в первую очередь ты рассказываешь о своих удачах и огорчениях?
Кто чаще всего обижает и несправедливо оценивает тебя?
Кто лучше всего относится к тебе и понимает тебя?
От кого чаще всего ты слышишь слова благодарности и похвалы?
Анкета определения удовлетворенности педагогов отношениями со всеми участниками образовательного процесса
Охарактеризуйте, пожалуйста, свое желание работать в школе:
а) оно укрепилось;
б) несколько уменьшилось;
в) все чаще хочется сменить профессию.
Нравится ли Вам школа, в которой Вы работаете?
а) да;
б) и да и нет;
в) нет.
Удовлетворены ли Вы своей работой?
а) полностью;
б)частично;
в) нет.
Удовлетворены ли Вы отношениями с коллегами?
а) да;
б) и да и нет;
в) нет.
Удовлетворены ли Вы отношениями с обучающимися?
а) да;
б) и да и нет;
в) нет.