Родительское собрание «Правовой статус участников образовательного процесса: учитель, родитель, ученик»

2
2
Материал опубликован 15 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тематическое родительское собрание

«Правовой статус участников образовательного процесса: учитель, родитель, ученик»

Участники: учащиеся начальных классов, родители, учителя начальных классов.

Цель: повышение правовой грамотности учащихся и их родителей, содействие воспитанию нравственно-правовых норм.

Задачи:

- пробудить интерес родителей к изучению нормативно-правовых документов;

- развивать навыки свободного рассуждения на правовые и жизненные темы;

- развивать коммуникативные умения (общаться в группе, высказывать свою точку зрения);

- воспитывать чувства гражданской ответственности;

- Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание и образование детей

- формировать правовую культуру человека.

Оборудование: проектор, презентация, 3 ноутбука для групп, реквизит.

1. Информация об образовательном учреждении

… функционирует на базе … в целях создания условий для организации обучения детей, находящихся на ….

Согласно Уставу организации, Правилам приема обучающихся в … учащиеся 1-4 классов проходят обучение предметам в соответствии расписания уроков. (Предоставляется расписание уроков)

Для успешного обучения необходимо иметь:

1. Учебники по всем предметам.

2. Тетради, ручки, карандаши, линейки, контурные карты.

3. Прописи (1 класс)

Устав, лицензия на осуществление образовательной деятельности, образовательные программы начального общего образования, Правила приёма и отчисления учащихся, Правила внутреннего распорядка учащихся и другие документы, регламентирующие организацию и осуществление образовательной деятельности в учреждении, находятся в кабинете заведующего ... . Сегодня родители со всеми регламентирующими документами могут ознакомиться на выставке.

Ход мероприятия

Уважаемые родители и ученики на ближайшие годы мы будем с вами участниками образовательных отношений. Давайте попробуем выстроить систему, модель наших отношений.

Мы проведем тематическое родительское собрание в форме игры, в которой примут участие три команды. (Учащиеся и родители делятся на 3 команды.)

Задание 1

Рассмотрите карточки. Выберите тех, кто является участником образовательных отношений.

Вывод: Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

I команда будет командой учеников (обучающихся), II команда будет командой родителей, III команда будет командой учителей (педагогические работники). (Каждая группа получает карточку с рисунком).

Задание 2

Для каждой группы будут предоставлены кадры презентации. Назовите права вашей группы.

(На кадрах презентации записаны фрагменты из закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ 3266-1 от 29.12.2012)

Для I команды кадры 2-4.

1. Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; (статья 34 п. 9)

2. Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации; (статья 34 п. 20)

3. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы… бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (статья 35 п. 1)

Для II команды кадры 5-7

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами (статья 44 п. 1).

2. Выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность… (статья 44 п. 3)

- В нашем филиале вы можете пройти индивидуальную форму обучения. (Дополнительные сведения о данном виде обучения)

3. Знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; (статья 44 п. 3) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации; (статья 44 п. 7)

- По окончании собрания родители могут ознакомиться с данными документами.

 

Для III команды кадры 8-10

1. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 п. 2).

(На кадре презентации – линейка системы учебников «Школа России». Учителя озвучивают выбранную линейку)

2. Разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; (статья 28 п. 3)

Учителя знакомят с внутренним распорядком и правилами данного учреждения

3. Установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации; (статья 28 п. 18)

Группы знакомятся с правами участников образовательных отношений и через определённое время озвучивают права перед другими.

Задание 3

- Отношения в семье, в детском саду и в любом другом месте строятся не только из прав, но и из обязанностей. Подумаем, какие обязанности будут у каждой группы в школе.

Сценка «Режим дня»
Действующие лица: Школьник Вова, Школьник Петя
ПЕТЯ:
- А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
ВОВА:
- Конечно! Режим… Режим – это куда хочу, туда скачу.
ПЕТЯ:
- Неправильно! Режим - это распорядок дня. Ты выполняешь его?
ВОВА:
- Даже перевыполняю.
ПЕТЯ:
- Как это?
ВОВА:
- По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю четыре!
ПЕТЯ:
- Нет, ты не перевыполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
ВОВА:
- Знаю! Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Школа. Обед. Прогулка. Приготовление уроков. Прогулка.
ПЕТЯ:
- Хорошо.
ВОВА:
- А можно еще лучше.
ПЕТЯ:
- Как же это?
ВОВА:
- Вот так! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. Сон.
ПЕТЯ:
- Ну, нет. При таком режиме из тебя получится лентяй и неуч.
ВОВА:
- Не получится.
ПЕТЯ:
- Почему?
ВОВА:
- Потому что с бабушкой мы выполняем весь режим.
ПЕТЯ:
- Как это с бабушкой?
ВОВА:
- А так. Половину выполняю я, а половину – бабушка. А вместе получается весь режим.
ПЕТЯ:
- Не понимаю!
ВОВА:
- Очень просто. Подъем выполняю я. Зарядку выполняет бабушка. Умывание – бабушка. Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – мы с бабушкой. Прогулка – я. Обед – я.
ПЕТЯ:
- И как тебе не стыдно?! Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.

- Как вы думаете, Вова правильно распределил обязанности по выполнению режима дня между бабушкой и собой?

- Как думает ваша группа, какие обязанности можете взять на себя?

- Давайте познакомимся с некоторыми обязанностями участников образовательной деятельности и расскажем о них. (Участники команды получают карточки и готовят выступления).

ОБЯЗАННОСТИ

Учеников

Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; (статья 43 п. 1)

Выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка…; (статья 43 п. 1)

Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; (статья 43 п. 1)

Бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 43 п. 1).

Родителей

Обеспечить получение детьми общего образования; (статья 44 п. 4)

Заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (статья 44 п. 1).

Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 44 п. 4).

Уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 44 п. 4).

Учителей

Обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; (статья 48 п. 1)

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; (статья 48 п. 1)

Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; (статья 48 п. 1)

Задание 4

Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Нехороший мальчик»

- Кого наказали за проделки мальчика?

- Как вы думаете, кто должен нести наказание за содеянное?

- Существует – ли наказание участникам учебных отношений? Как вы думаете, как они могут быть наказаны? (Сначала команды озвучивают свои предположения, потом родители каждой команды зачитывают ответ с карточки.)

НАКАЗАНИЕ

Для учеников:

За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 43 п. 4).

Для родителей

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (статья 44 п. 6).

Для учителей

За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

- Сегодня мы познакомились лишь с некоторыми правами, обязанностями и мерами наказания ученика, родителей и учебного заведения и учителей, прописанными в Законе РФ «Об образовании»

Предлагаю принять решение нашего необычного собрания.


Презентация "Права участников образовательного процесса"
PPTX / 1.97 Мб

Проект решения:

Соблюдать права и обязанности всем участникам образовательного процесса.

Рефлексия: родители и дети пишут синквейны на тему собрания.

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ 3266-1 от 29.12.2012

2. Сценка .©http://otmetim.info/smeshnye-scenki-dlya-detej/

3. Мультфильм «Нехороший мальчик», российской студии "Пилот", режиссер Олег Ужинов. - https://www.youtube.com/watch?v=C8yUMX6uvsc

 

 

Предварительный просмотр презентации

ПРАВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; (статья 34 п. 9)

Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации; (статья 34 п. 20)

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы… бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (статья 35 п. 1)

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. (статья 44 п. 1)

Выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность,…; (статья 44 п. 3)

Знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; (статья 44 п. 3) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации; (статья 44 п. 7)

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. (статья 28 п. 2)

Разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; (статья 28 п. 3)

Установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации; (статья 28 п. 18)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Детям было понятно и интересно на этом собрании?

1 November 2017

Группы, команды формировались смешанные: дети+ родители+ учителя, поэтому взрослые разъясняли детям, учителя - родителям. Предлагали только по 3 пункта закона каждой группе. Шел простой разговор в группе, а потом доступным языком объясняли остальным членам команд. Дети рассматривали красочные учебники, тетради, показывали сценку, смотрели мультфильм. Не устали.

5 November 2017