Формирование у детей коммуникативных навыков через игры и упражнения с использованием авторского пособия «Школа гнома эконома»
Рыбалко Ольга Викторовна, воспитатель
ГБОУ СОШ с. Подстепки СПДС «Золотой ключик», с. Подстепки
муниципальный район Ставропольский, Самарской области
E-mail: Oly3d@icloud.com
Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Дошкольники осваивают новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Дети поневоле встречаются с экономикой, даже если их не учат этому. Они узнают, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Из этого следует, что педагогу необходимо особое внимание обратить на формирование у дошкольников умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие. Эти задачи в своей работе мы решаем через использование игр и упражнений. В игре, как известно, дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать со сверстниками, моделируют различные жизненные ситуации, разрешают проблемы, приобщаются к социальному миру взрослых. Поэтому важно создать для детей условия для развития их игровой деятельности. А для этого нужны соответствующие игрушки, предметы, атрибуты.
Для того чтобы обогатить предметно-развивающую среду группы, которая способствует возникновению у детей сюжетной игры, развитию игровых замыслов, нами было разработано авторское пособие «Школа Гнома Эконома». Это пособие по экономике не просто украсит интерьер группы, но поможет в учебном процессе. Другое направление использования пособия — это индивидуальная работа с детьми.
Пособие представляет собой макет банкомата. В нем есть банковские карточки Российских банков и купюры. Так же он содержит информацию о купюрах других стран мира, истории возникновения денег. Гном, который зазывает ребят поиграть предложит им игры «Где хранятся деньги», «Семейный бюджет», «Что можно купить и что нельзя», «Доход-расход», «Хочу-надо», а так же предложит посчитать. Еще здесь есть конверт в форме цветка «Учимся экономить» (на лепестках содержится информация, какими способами можно сохранить свои финансы).
Целью данного пособия: расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Создавая данное пособие мы поставили для себя педагогические задачи:
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
- Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
- Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
Дидактические игры и творческие задания могут быть следующими:
- Д/и «Семейный бюджет». Ребёнок составляет бюджет семьи (своей или обозначенной воспитателем): например, зарплата мамы и папы, стипендия старшего брата, пенсия бабушки. Затем планируются покупки согласно общему доходу.
- Д/и «Знаю все профессии». Закрепляются знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах.
- Д/и «Что можно и нельзя купить». Дошкольник должен распределить карточки на две соответствующие группы.
- Творческое задание «Прорекламируй товар». Ребятам предлагаются карточки с игрушками из магазина «Детский мир». Ребёнок вытаскивает одну карточку: он должен разрекламировать эту вещь перед другими детьми или же нарисовать рекламу.
- Д/и «Доход-расход». Нужно поднять соответствующую карточку и объяснить свой выбор: плюс или минус.
- Игра «Хочу – надо» Определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
- Игра «Куда уходят деньги и как их экономить» Так же пособие предполагает чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений (труд, обмен, товары, услуги) «Золотой ключик», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зернышко» Рассказы для детей Петра Кошеля по финансовой грамотности.
Это пособие по экономике не просто украсить интерьер группы, но может активно применяться в учебном процессе. Другое направление — это индивидуальная работа с детьми. К этому интерактивному пособию ребенок захочет возвращаться снова и снова, ведь это целый микромир экономики.
Список литературы.
- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2017.-56с.
- Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Под ред. А.М. Виноградовой. М.-1989.-159с.
- Меньшикова О.И. , Попова Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким-М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
- Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018.-45с.