Научно-исследовательская работа «Коррекционно-развивающие упражнения как средство формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта»
На современном этапе развития системы специального образования одним из важных направлений является обеспечение условий для успешной социальной адаптации детей, имеющих нарушения в развитии, компенсации нарушений в их развитии. Все больше возрастает значимость коммуникативной и социальной успешности школьников с проблемами в развитии, в данном случае школьников с нарушениями интеллекта.
Низкий уровень социальной компетентности, нарушение речевых высказываний, недостаточность коммуникативной функции, низкий уровень познавательной активности детей с нарушением интеллекта, прибывших в первый класс привел к поиску коррекционно – развивающих упражнений, как средства формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта. В связи с этим была начата исследовательская работа по проблеме «Коррекционно – развивающие упражнения как средство формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта».
Целью исследования является изучение влияния коррекционно – развивающих упражнений на формирование коммуникативных навыков детей с нарушением интеллекта в системе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
В соответствие с целью, в данной работе решались следующие задачи:
1.Изучить психолого - педагогическую, дефектологическую, методическую литературу по данной проблеме.
2. Подобрать коррекционно-развивающие упражнения, направлены на преодоление недостаточности коммуникативных умений и навыков у детей изучаемой категории.
3. Проверить эффективность коррекционно- развивающих упражнений, как средство по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.
4.Систематизировать комплекс коррекционно – развивающих упражнений по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.
5.Пополнить методическую копилку комплексом коррекционно- развивающих упражнений по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.
Поскольку наше исследование связано с формированием коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, следует уточнить, видение таких основных понятий, как «общение», «коммуникативные навыки», «нарушение интеллекта».
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.
Общение является реальностью человеческих отношений, это совместная деятельность нескольких человек: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, они всегда общаются в некоторой деятельности «по поводу» нее. Таким образом, общение всегда свойственно деятельному человеку, а его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей.
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим фактором формирования его личности и ведущим видом деятельности человека, посредством которого он познаёт и оценивает себя в процессе взаимодействия с другими людьми. (Л. С. Выготский, А. Б. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, А. Б. Эльконин и др.)
В психолого-педагогических исследованиях убедительно показана ведущая роль общения детей с взрослыми и сверстниками в формировании основных психических функций, обеспечении эмоциональной устойчивости, интеллектуального и речевого развития детей на разных возрастных этапах (М. И. Лисина, Э. Пиклер, Е. О. Смирнова, Л. М. Шипицына).
Нарушение речевого развития детей с нарушением интеллекта отрицательно сказывается на их общении как между собой, так и на общении с окружающими людьми. Они в меньшей степени, чем их нормальные сверстники, чувствуют необходимость в речевом общении с окружающими и меньше общаются с ними. Общение формируется у этой категории детей с запозданием и со значительными отклонениями от нормы (А.А.Аксенова, М.Ф. Гнездилов, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова и др.).
Коммуникативные навыки и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п.
Выделяя значимость коммуникативных навыков в жизни ребенка, можно говорить о необходимости проведения систематической коррекционной работы по преодолению имеющихся нарушений у детей с особыми образовательными потребностями.
Собственный практический опыт и опубликованные результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения, коммуникативная деятельность у данной категории детей развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников. Преодолеть эти трудности можно при условии разработки и внедрения в деятельность специальных школьных учреждений системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.
Опираясь на исследования учёных по вопросу формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями интеллекта, методическую литературу, были отобраны наиболее интересные и приемлемые методы и приёмы коррекционно - развивающих упражнений способных помочь педагогу решить данную проблему.
Исследование было разделено на несколько этапов: начальный (констатирующий), основной (формирующий), заключительный (контрольный).
Занятия проводились 1 раз в неделю, продолжительностью 25 – 40 минут. Продолжительность занятий зависела от внимания детей, поведения, личностных особенностей. Каждое занятие включало в себя этюды, игры, упражнения.
Использование современных методов диагностики позволило выявить реальный уровень коммуникативных навыков детей с нарушением интеллекта. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить направления коррекционно – развивающих упражнений по формированию формирования коммуникативных навыков у детей данной категории. Систематизировать комплекс коррекционно-развивающих упражнений по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.
В результате обследования были выявлены дети с низким уровнем речевого развития, низким уровнем сформированности акустического восприятия; слухоречевой памяти (невозможность воспроизведения полного объема слов и удержания в памяти заданного порядка слов, отказ от выполнения задания), внимания (хаотичное отыскивание эталона, при оказывании помощи качество выполнения задания не улучшается); агрессивностью, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением, неуверенностью, низким уровнем психического развития.
Результаты, полученные на начальном этапе исследования, позволили определить основные направления коррекционно – развивающих упражнений по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта:
-Коррекционно – развивающие упражнения по формированию представлений о различных средствах коммуникаций и овладение соответствующими практическими умениями;
-Коррекционно – развивающие упражнения, направленные на формирование у детей представлений о мире и самих себя в нем.
-Коррекционно – развивающие упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Коррекционно - развивающие упражнения применялись последовательно и систематически, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков, были разработаны и адаптированы с опорой на программу «Азбука общения» (Л.М. Шипицина), «Психологическая помощь дошкольнику» (Н.Г. Яковлева), материала по ознакомлению с окружающем миром и развитию речи (программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под. ред. В. В. Воронковой).
В рамках направления – «Коррекционно – развивающие упражнения по формированию представлений о различных средствах коммуникаций и овладение соответствующими практическими умениями» были включены различные виды упражнений, этюдов на развитие мимических движений; игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов, например «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся», «Расскажи стихи руками», выполняя этюды «Запомни и повтори движение», «Запомни и повтори мое настроение», «Встреча с другом», «После дождя», «Передай по кругу», «Час потехи», «Вот он какой», «Тише!», «Новая кукла», «Разговор со стеклом» дети знакомятся с невербальными средствами общения; дети учились узнавать и понимать своего собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям, тренировали умение самостоятельно отображать различные эмоции, настроение с помощью мимики, жестов, движения тела.
Для коррекции поведения агрессивных детей, улучшения их взаимодействия с окружающими людьми проводились коммуникативные игры, упражнения на сплоченность группы. Кроме того, для эмоционального сближения и взаимодействия детей на занятии предлагалось выполнить какую- либо совместную работу, например, сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Это могут быть совместные рисунки «Чудесный лес», «Чудесная полянка», «Чудесный парк».
В рамках направления коррекционно – развивающие упражнения, на формирование у детей представлений о мире и самих себя в нем были проведены упражнения адаптированные для детей данной категории.
Целью данных упражнений являлась необходимость создать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях. При помощи специальных упражнений, например: «Приветствие», «Красивое имя», «Ветерок» формируется положительная самооценка, позитивное отношение к себе и другим, чувство уверенности, способность лучше понимать других людей и самого себя.
Применялись игры и этюды на тренировку (расслабление и напряжение) отдельных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, аутотренинг, например. «Волшебный сон». При обучении детей ауторелаксации используется релаксационная музыка, запись природных звуков – пение птиц, шум моря, звуки леса и т. д.
В рамках направления коррекционно – развивающие упражнения, направленные на развитие познавательных процессов детям с нарушением интеллекта были предложены различные виды упражнений, игр, заданий: электронные игры, работа с наглядным, раздаточным материалом, конструирование, лепка, рисование.
В процессе занятий было установлено, что одни дети воспринимают информацию визуально, другие – аудиально, третьи - кинестетически. Чтобы обеспечить комплексное развитие познавательных способностей детей, необходимо использовать все сенсорные каналы восприятия, уделять внимание развитию органов чувств. В процессе нашего исследования проводились игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, речи.
Игры и упражнения на развитие слуховой памяти, слухового восприятия, слухового внимания: «Узнай звук», «Тихо - громко»; «Определи сходство и различия», «Какой фигуры не стало».
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия, слухового внимания на речевом материале: «Кто пришел?», «Чей голосок?», «Съедобное – несъедобное», «Чем похожи эти загадки», «Запомни слово» -детям зачитываются слова с установкой на запоминание.
На развитие мышления и речи использовались задания на сравнение пары предметов и явлений, классификацию, обобщение различных предметов, нахождение «лишнего» слова или изображения, например: «Четвертый лишний», складывания целого из частей (разрезные картинки), последовательное раскладывание картинок и составления рассказа по ним;
Упражнения на развитие зрительной памяти: Детям предлагалось для запоминания набор из 5 (на начальном этапе) предметных картинок; аналогичная игра «Какой фигуры не стало?» - выставляются карточки с изображением геометрических фигур; игра «Осенние листья»
Игра на развитие осязательной памяти: ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры в определенном порядке.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Опираясь на исследования М.М. Кольцовой, что морфологическое и функциональное формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук, в работе по развитию ручной моторики используются приемы, описанные в работах М.М. Кольцовой, В.В. Коноваленко и др.
По завершении каждого раздела проводились контрольные занятия, тесты, которые позволяли определить эффективность использования коррекционно-развивающих упражнения по формированию коммуникативных навыков.
В процессе исследовательской работы для детей были созданы благоприятные условия для успешного овладения коммуникативными навыками: доброжелательная атмосфера во время занятий, частая смена деятельности (игра, упражнения, этюды, рисование, беседы), использование сюжетных, предметных картинок, настольных, электронных игр, ИКТ.
Результативность исследования отслеживалась посредством исходной, текущей и итоговой диагностики.
Результаты оценивались качественно и количественно. Качественная оценка представляла собой выявление, анализ и описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Количественная оценка предполагала использование порядковой шкалы оценивания (от 0 до 3 баллов). При сопоставлении результатов обследования отдельных компонентов составлялся общий «профиль» развития ребенка, определялось направление и содержание коррекционно - развивающих упражнений по формированию коммуникативных навыков.
На основе оценочных показателей были определены уровни сформированности коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Уровень сформированности коммуникативных навыков
у детей с нарушением интеллекта за период 2008 -2011уч.г.,%
Уровни сформированности коммуникативных навыков |
2008-2009уч.год
1 класс |
2009-2010уч.год
2 класс |
2010-2011уч.год
3 класс |
1 уровень (условно высокий) |
0 |
10 |
20 |
2 уровень (условно средний) |
10 |
30 |
40 |
3 уровень (условно низкий) |
80 |
50 |
40 |
4 уровень (условно очень низкий) |
10 |
10 |
0 |
Результатами данной работы является положительная динамика развития коммуникативных навыков, у детей с нарушениями интеллекта по индивидуальному признаку и по группе в целом (согласно диагностическим исследованиям за 2008 -2011уч. годы).
Контрольная диагностика по окончанию нашего исследования выявила положительную динамику изменений: большинство детей достигли достаточно высокого уровня развития общения. Речевые высказывания детей значительно изменились. Прежде всего, возросла доля внеситуативных высказываний. Дети чаще стали рассказывать о себе и своих близких, о любимых животных, играх, об обладании каким – либо предметом. По содержанию, по – прежнему, преобладали информационные высказывания простой констатации фактов. Увеличилась доля вопросов познавательного характера и оценочных высказываний. Высказывания детей стали более развернутыми и полными по содержанию, свои мысли дети стали выражать точнее и правильнее. Многие дети стали более открытыми в общении, легко идут на контакт. Увеличился словарный запас, в нем появились слова с оценочным значением. В игровой деятельности наблюдались речевые диалоги, обращения к взрослым с различным вопросами. Положительные изменения в эмоционально - личностной сфере дали детям возможность участвовать в совместных делах.
Таким образом, сопоставление результатов до и после исследовательской работы подтвердило эффективность коррекционно – развивающих упражнений по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.
В процессе проведенной работы улучшились не только показатели по формированию коммуникативных навыков, а также качество познавательных процессов, эмоционально – волевых качеств детей с нарушением интеллекта.
Данный опыт работы может быть использован в работе воспитателей специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов касающихся анализируемой проблемы. На последующих возрастных этапах перспективу дальнейшей работы видим в изучении других средств по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.
Ребёнку с недостатками интеллекта важно научиться общению. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нём.