Выступление «Использование программы Макатон для формирования коммуникативных навыков у детей с глубокой и тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР»
Использование программы МАКАТОН для формирования коммуникативных навыков у обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития Панкратова Е.В. МБОУ СОШИ
Среди наших учащихся с ГУО и ТМНР у 92% не сформирована устная речь. Среди наших учащихся с ГУО и ТМНР у 92% не сформирована устная речь. Дети, имеющие различные нарушения, развиваются в общении и поэтому перед коллективом педагогов остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка.
Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.
ПОНЯТИЕ ЖЕСТ СИМВОЛ РЕЧЬ СЛОВО ПОНЯТИЕ ЖЕСТ СИМВОЛ СЛОВО РЕЧЬ
КУКЛА ПРОИЗНОСИТСЯ СЛОВО «Кукла»
Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать (например, детям с ДЦП) или предпочитает графическое выражение речи. Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать (например, детям с ДЦП) или предпочитает графическое выражение речи.
Хорошо Хорошо Здравствуй Дай Я Пить Дом
В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза. В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза.
Полная версия языковой программы Макатон включает в себя 2 словаря: Полная версия языковой программы Макатон включает в себя 2 словаря: Основной словарь является фундаментом программы. В основной словарь входят наиболее важные понятия, распределенные по стадиям по принципу усложнения. Ресурсный словарь, состоящий из множества понятий, распределённых по разнообразным темам. Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря.
Обучение начинается с формирования индивидуального словаря (отбора наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В. Обучение начинается с формирования индивидуального словаря (отбора наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В. Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях. Это то, на что будут провоцировать ребенка, чтобы он самостоятельно их применял («есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета», и т.д.).
Список В – необходим для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список для лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.). Это дополнительные жесты, которые педагог будет использовать на уроке (занятии) с целью лучшего понимания его обучающимися. Список В – необходим для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список для лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.). Это дополнительные жесты, которые педагог будет использовать на уроке (занятии) с целью лучшего понимания его обучающимися. Жесты могут быть объединены в тематические блоки, такие как: социальное взаимодействие, гигиена и уход, еда и напитки, повседневные действия и др. Эти жесты могут использоваться на всех уроках, занятиях и в разные режимные моменты.
Тематические блоки жестов ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (контакты): «я/мне»; «ты/тебе», «мы», «здравствуй/привет»; «до свидания/пока»; «дай»; «да»; «нет»; «спасибо», «где?», «что?», «здесь», «там», «иди сюда», «дети». ГИГИЕНА И УХОД: «туалет»; «мыть руки»; «кран», «мыться», «чистый», «грязный». ЕДА И НАПИТКИ: «еда», «вода» ГЛАГОЛЫ (действия): ««есть»; «пить»; «смотреть»; «сидеть/садиться»; «вставать»; «гулять», «идти», «стоять», «бежать». ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОЧСТИ: «мыть»; «учиться», «читать», «писать», «рисовать», «резать (ножницами)», «клеить», «лепить», «петь», «делать», «играть» ОЦЕНОЧНЫЕ ЖЕСТЫ: «молодец», «хорошо/хороший», «плохо/плохой».
Методика обучения новому жесту: Методика обучения новому жесту: Сначала обследуется натуральный объект, отмечаются его существенные признаки, потом постепенно вводится предметная картинка, чтобы ребенок мог соотносить ее с натуральным объектом, далее следует символ и показ слова. Педагог каждый раз произносит название объекта, упражняет ребенка в узнавании и различении объекта, изображения, и в конечном итоге отрабатывает показ жеста и упражняет в запоминании символа.
«Узнай по силуэту»
Выкладывание символа из геометрических фигур
«Лото» - поместить символ на соответствующее изображение
«Покажи, кто это?»
Выкладывание коротких предложений из символов с опорой на сюжетную картинку
«Покажи жестом»
Закрепление жестов происходит в процессе осуществления межпредметных связей: рисуем корову – повторяем жест «Корова» Закрепление жестов происходит в процессе осуществления межпредметных связей: рисуем корову – повторяем жест «Корова»
Ребенок оценивает свою работу: «Хорошо»
«Пожалуйста»
«Конфета»
Наши педагоги разработали систему символов для составления расписания уроков. Наши педагоги разработали систему символов для составления расписания уроков.
Для неговорящих детей сделали коммуникативные брелоки: Для неговорящих детей сделали коммуникативные брелоки:
Важно соблюдать основные правила общения с детьми: Важно соблюдать основные правила общения с детьми: 1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать. 2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом. 3. Постарайтесь говорить мало и не быстро. 4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа. 5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался. 6. Не забывайте обращаться к ребенку по имени!
Черняева Галина Владимировна