Выступление «Использование программы Макатон для формирования коммуникативных навыков у детей с глубокой и тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР»

4
1
Материал опубликован 5 May 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа - интернат

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ МАКАТОН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

 

Подготовила Панкратова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Среди наших учащихся с ГУО и ТМНР у 92 % не сформирована устная речь. В общей системе обучения и воспитания детей с ГУО и ТМНР большая роль принадлежит формированию коммуникации. Дети развиваются в общении и поэтому перед коллективом педагогов остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка. Формирование и развитие коммуникативных навыков и средств общения у детей с множественными нарушениями является одним из специфических и трудных разделов работы.

В марте 2018 наши педагоги прошли обучение по программе «Макатон». Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться.

Макатон был разработан в Великобритании в 70-х годах логопедом и дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас она адаптирована в более чем 40 странах мира.

Почему именно Макатон?

Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Мы добавляем к символу еще и слово, с целью развития навыков глобального чтения. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.

Например, кукла. Показывается жест, символ, слово «Кукла», произносится «Кукла»

Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать (например, детям с ДЦП) или предпочитает графическое выражение речи.

Символы довольно просты и доступны пониманию умственно отсталого ребенка.

В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза. (Девочка смотрит телевизор)

В русской версии программы Макатон многие жесты были заимствованы из русского жестового языка, что, несомненно, является плюсом так как делает ее достаточно универсальной.

Полная версия языковой программы Макатон включает в себя 2 словаря:

Основной словарь является фундаментом программы. В него входят наиболее важные понятия, распределенные по стадиям по принципу усложнения. С него начинают работу в рамках обучения по программе Макатон.

Ресурсный словарь, состоящий из множества понятий, распределённых по разнообразным темам (музыка, досуг, домашнее хозяйство, кулинария и пища, и др.). Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря с тем, чтобы расширить свой жизненный опыт.

Обучение начинается с формирования индивидуального словаря (отбора наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В.

Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях. Это то, на что будут провоцировать ребенка, чтобы он самостоятельно их применял («есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета», и т.д.).

Далее слова объединяются в тематические группы, в рамках которых они будут изучаться. Затем начинается применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях. И, наконец, – ребенок спонтанно использует жесты и символы в естественной среде.

Список В – необходим для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, для «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.). Это дополнительные жесты, которые педагог будет использовать на уроке (занятии) с целью лучшего понимания его обучающимися.

Жесты могут быть объединены в тематические блоки, та­кие как: социальное взаимодействие, гигиена и уход, еда и напитки, повседневные действия и др. Эти жесты могут использоваться на всех уроках, занятиях и в разные режимные моменты.

Тематические блоки жестов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (контакты): «я/мне»; «ты/тебе», «здравствуй/привет»; «до свидания/пока»; «дай»; «да»; «нет»; «спасибо», «где?», «что?», «здесь», «там», «иди сюда»

ГИГИЕНА И УХОД: «туалет»; «мыть руки»; «кран», «мыться», «чистый», «грязный».

ЕДА И НАПИТКИ: «еда», «вода»

ГЛАГОЛЫ (действия): ««есть»; «пить»; «смотреть»; «сидеть/садиться»; «вставать»; «гулять», «идти», «стоять», «бежать».

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОЧСТИ: «мыть»; «учиться», «читать», «писать», «рисовать», «резать (ножницами)», «клеить», «лепить», «петь», «делать», «играть».

ОЦЕНОЧНЫЕ ЖЕСТЫ: «молодец», «хорошо/хороший», «плохо/плохой».

Методику обучения жестам мы разработали самостоятельно, совместно с нашими логопедами.

Кратко о методике обучения новому жесту:

Сначала обследуется натуральный объект, отмечаются его существенные признаки, потом постепенно вводится предметная картинка, чтобы ребенок мог соотносить ее с натуральным объектом, далее следует символ и показ слова. Педагог каждый раз произносит название объекта, упражняет ребенка в узнавании и различении объекта, изображения, и в конечном итоге отрабатывает показ жеста и упражняет в запоминании символа. На обучение новому жесту и символу отводится минимум 2 урока, впоследствии он повторяется, в том числе и в процессе осуществления межпредметных связей.

Рисуем мячик – повторяем жест и символ «Мяч»;

На предмете «Человек» - повторяем «Мыть руки», «Кран»

«Окружающий социальный мир» - жесты «Дом», «Стул», «Стол», «Телевизор», «Окно», «Тётя», «Дядя», «Бабушка», «Дедушка»

«Окружающий природный мир» - «Дерево», жесты, обозначающие животных.

Развивающие и обучающие задания, проводимые в игровой форме позволяют создавать благоприятную атмосферу и поддерживать интерес детей к процессу общения. Вот некоторые упражнения, которые мы применяем на уроках предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:

- работа с силуэтными и контурными картинками – облегчает процесс соотнесения объемного предмета и плоскостного изображения.

- выкладывание символа из геометрических фигур и счетных палочек улучшает процесс запоминания символа.

- дидактические игры по принципу «Лото», где детям предлагается разложить символы на соответствующие предметные картинки

- упражнение по такому же принципу, может браться сюжетная картинка с несколькими объектами (например, с персонажами сказки)

- выкладывание коротких предложений или словосочетаний из символов с опорой на сюжетную картинку «девочка ест»

«девочка смотрит»

- Показать жестом предмет (ребенок показывает «Дедушка», «Бабушка»)

- в процессе реализации межпредметных связей: рисуем корову, дети повторяют жест «Корова»

- Ребенок оценивает свою работу: «Хорошо»

- «Пожалуйста»

- «Конфета»

Наши педагоги разработали систему символов для составления расписания уроков. Расписание составляется на каждый день.

Для неговорящих детей сделали коммуникативные брелоки

Важно соблюдать основные правила общения с детьми:

1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.

2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.

3. Постарайтесь говорить мало и не быстро.

4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа.

5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.

6. Не забывайте обращаться к ребенку по имени!

Многочисленные учебные и бытовые ситуации дают возможность активно использовать данные жесты, а следовательно, и закреплять. Благодаря внедрению и использованию педагогами жестов и символов в учебно-воспитательном процессе у обучающихся с ГУО и ТМНР появится возможность лучше понимать происходящее вокруг.

Источники:

https://педакадемия.рф/петрова-н-в-мбоу-школы-№7/

http://makaton.ru


през-я форм-е коммуникативных навыков и детей с ГУО и ТМНР
PPT / 4.19 Мб

Предварительный просмотр презентации

Использование программы МАКАТОН для формирования коммуникативных навыков у обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития Панкратова Е.В. МБОУ СОШИ

Среди наших учащихся с ГУО и ТМНР у 92% не сформирована устная речь. Среди наших учащихся с ГУО и ТМНР у 92% не сформирована устная речь. Дети, имеющие различные нарушения, развиваются в общении и поэтому перед коллективом педагогов остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка.

Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.

ПОНЯТИЕ ЖЕСТ СИМВОЛ РЕЧЬ СЛОВО ПОНЯТИЕ ЖЕСТ СИМВОЛ СЛОВО РЕЧЬ

КУКЛА ПРОИЗНОСИТСЯ СЛОВО «Кукла»

Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать (например, детям с ДЦП) или предпочитает графическое выражение речи. Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать (например, детям с ДЦП) или предпочитает графическое выражение речи.

Хорошо Хорошо Здравствуй Дай Я Пить Дом

В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза. В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза.

Полная версия языковой программы Макатон включает в себя 2 словаря: Полная версия языковой программы Макатон включает в себя 2 словаря: Основной словарь является фундаментом программы. В основной словарь входят наиболее важные понятия, распределенные по стадиям по принципу усложнения. Ресурсный словарь, состоящий из множества понятий, распределённых по разнообразным темам. Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря.

Обучение начинается с формирования индивидуального словаря (отбора наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В. Обучение начинается с формирования индивидуального словаря (отбора наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В. Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях. Это то, на что будут провоцировать ребенка, чтобы он самостоятельно их применял («есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета», и т.д.).

Список В – необходим для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список для лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.). Это дополнительные жесты, которые педагог будет использовать на уроке (занятии) с целью лучшего понимания его обучающимися. Список В – необходим для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список для лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.). Это дополнительные жесты, которые педагог будет использовать на уроке (занятии) с целью лучшего понимания его обучающимися. Жесты могут быть объединены в тематические блоки, такие как: социальное взаимодействие, гигиена и уход, еда и напитки, повседневные действия и др. Эти жесты могут использоваться на всех уроках, занятиях и в разные режимные моменты.

Тематические блоки жестов ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (контакты): «я/мне»; «ты/тебе», «мы», «здравствуй/привет»; «до свидания/пока»; «дай»; «да»; «нет»; «спасибо», «где?», «что?», «здесь», «там», «иди сюда», «дети». ГИГИЕНА И УХОД: «туалет»; «мыть руки»; «кран», «мыться», «чистый», «грязный». ЕДА И НАПИТКИ: «еда», «вода» ГЛАГОЛЫ (действия): ««есть»; «пить»; «смотреть»; «сидеть/садиться»; «вставать»; «гулять», «идти», «стоять», «бежать». ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОЧСТИ: «мыть»; «учиться», «читать», «писать», «рисовать», «резать (ножницами)», «клеить», «лепить», «петь», «делать», «играть» ОЦЕНОЧНЫЕ ЖЕСТЫ: «молодец», «хорошо/хороший», «плохо/плохой».

Методика обучения новому жесту: Методика обучения новому жесту: Сначала обследуется натуральный объект, отмечаются его существенные признаки, потом постепенно вводится предметная картинка, чтобы ребенок мог соотносить ее с натуральным объектом, далее следует символ и показ слова. Педагог каждый раз произносит название объекта, упражняет ребенка в узнавании и различении объекта, изображения, и в конечном итоге отрабатывает показ жеста и упражняет в запоминании символа.

«Узнай по силуэту»

Выкладывание символа из геометрических фигур

«Лото» - поместить символ на соответствующее изображение

«Покажи, кто это?»

Выкладывание коротких предложений из символов с опорой на сюжетную картинку

«Покажи жестом»

Закрепление жестов происходит в процессе осуществления межпредметных связей: рисуем корову – повторяем жест «Корова» Закрепление жестов происходит в процессе осуществления межпредметных связей: рисуем корову – повторяем жест «Корова»

Ребенок оценивает свою работу: «Хорошо»

«Пожалуйста»

«Конфета»

Наши педагоги разработали систему символов для составления расписания уроков. Наши педагоги разработали систему символов для составления расписания уроков.

Для неговорящих детей сделали коммуникативные брелоки: Для неговорящих детей сделали коммуникативные брелоки:

Важно соблюдать основные правила общения с детьми: Важно соблюдать основные правила общения с детьми: 1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать. 2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом. 3. Постарайтесь говорить мало и не быстро. 4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа. 5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался. 6. Не забывайте обращаться к ребенку по имени!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Большое спасибо за такой полезный материал! 36 лет работала с говорящими детьми, но имеющими нарушения речи и НОДА. Второй год работаю с детьми с ТМНР, с у/о, ДЦП, без речи. Обучение для работы с такими детьми не проходила, сама искала разные технологии, хотя и мои подходы в работе надо было менять кардинально! Нашла и Макатон, познакомила родителей! Но подробности использования для дошкольников не нашла.

6 May 2019

Похожие публикации