Выступление «Использование программы Макатон для формирования коммуникативных навыков у детей с глубокой и тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа - интернат
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ МАКАТОН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Подготовила Панкратова Елена Владимировна, учитель начальных классов
Среди наших учащихся с ГУО и ТМНР у 92 % не сформирована устная речь. В общей системе обучения и воспитания детей с ГУО и ТМНР большая роль принадлежит формированию коммуникации. Дети развиваются в общении и поэтому перед коллективом педагогов остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка. Формирование и развитие коммуникативных навыков и средств общения у детей с множественными нарушениями является одним из специфических и трудных разделов работы.
В марте 2018 наши педагоги прошли обучение по программе «Макатон». Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться.
Макатон был разработан в Великобритании в 70-х годах логопедом и дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас она адаптирована в более чем 40 странах мира.
Почему именно Макатон?
Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Мы добавляем к символу еще и слово, с целью развития навыков глобального чтения. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.
Например, кукла. Показывается жест, символ, слово «Кукла», произносится «Кукла»
Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать (например, детям с ДЦП) или предпочитает графическое выражение речи.
Символы довольно просты и доступны пониманию умственно отсталого ребенка.
В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза. (Девочка смотрит телевизор)
В русской версии программы Макатон многие жесты были заимствованы из русского жестового языка, что, несомненно, является плюсом так как делает ее достаточно универсальной.
Полная версия языковой программы Макатон включает в себя 2 словаря:
Основной словарь является фундаментом программы. В него входят наиболее важные понятия, распределенные по стадиям по принципу усложнения. С него начинают работу в рамках обучения по программе Макатон.
Ресурсный словарь, состоящий из множества понятий, распределённых по разнообразным темам (музыка, досуг, домашнее хозяйство, кулинария и пища, и др.). Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря с тем, чтобы расширить свой жизненный опыт.
Обучение начинается с формирования индивидуального словаря (отбора наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В.
Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях. Это то, на что будут провоцировать ребенка, чтобы он самостоятельно их применял («есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета», и т.д.).
Далее слова объединяются в тематические группы, в рамках которых они будут изучаться. Затем начинается применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях. И, наконец, – ребенок спонтанно использует жесты и символы в естественной среде.
Список В – необходим для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, для «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.). Это дополнительные жесты, которые педагог будет использовать на уроке (занятии) с целью лучшего понимания его обучающимися.
Жесты могут быть объединены в тематические блоки, такие как: социальное взаимодействие, гигиена и уход, еда и напитки, повседневные действия и др. Эти жесты могут использоваться на всех уроках, занятиях и в разные режимные моменты.
Тематические блоки жестов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (контакты): «я/мне»; «ты/тебе», «здравствуй/привет»; «до свидания/пока»; «дай»; «да»; «нет»; «спасибо», «где?», «что?», «здесь», «там», «иди сюда»
ГИГИЕНА И УХОД: «туалет»; «мыть руки»; «кран», «мыться», «чистый», «грязный».
ЕДА И НАПИТКИ: «еда», «вода»
ГЛАГОЛЫ (действия): ««есть»; «пить»; «смотреть»; «сидеть/садиться»; «вставать»; «гулять», «идти», «стоять», «бежать».
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОЧСТИ: «мыть»; «учиться», «читать», «писать», «рисовать», «резать (ножницами)», «клеить», «лепить», «петь», «делать», «играть».
ОЦЕНОЧНЫЕ ЖЕСТЫ: «молодец», «хорошо/хороший», «плохо/плохой».
Методику обучения жестам мы разработали самостоятельно, совместно с нашими логопедами.
Кратко о методике обучения новому жесту:
Сначала обследуется натуральный объект, отмечаются его существенные признаки, потом постепенно вводится предметная картинка, чтобы ребенок мог соотносить ее с натуральным объектом, далее следует символ и показ слова. Педагог каждый раз произносит название объекта, упражняет ребенка в узнавании и различении объекта, изображения, и в конечном итоге отрабатывает показ жеста и упражняет в запоминании символа. На обучение новому жесту и символу отводится минимум 2 урока, впоследствии он повторяется, в том числе и в процессе осуществления межпредметных связей.
Рисуем мячик – повторяем жест и символ «Мяч»;
На предмете «Человек» - повторяем «Мыть руки», «Кран»
«Окружающий социальный мир» - жесты «Дом», «Стул», «Стол», «Телевизор», «Окно», «Тётя», «Дядя», «Бабушка», «Дедушка»
«Окружающий природный мир» - «Дерево», жесты, обозначающие животных.
Развивающие и обучающие задания, проводимые в игровой форме позволяют создавать благоприятную атмосферу и поддерживать интерес детей к процессу общения. Вот некоторые упражнения, которые мы применяем на уроках предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:
- работа с силуэтными и контурными картинками – облегчает процесс соотнесения объемного предмета и плоскостного изображения.
- выкладывание символа из геометрических фигур и счетных палочек улучшает процесс запоминания символа.
- дидактические игры по принципу «Лото», где детям предлагается разложить символы на соответствующие предметные картинки
- упражнение по такому же принципу, может браться сюжетная картинка с несколькими объектами (например, с персонажами сказки)
- выкладывание коротких предложений или словосочетаний из символов с опорой на сюжетную картинку «девочка ест»
«девочка смотрит»
- Показать жестом предмет (ребенок показывает «Дедушка», «Бабушка»)
- в процессе реализации межпредметных связей: рисуем корову, дети повторяют жест «Корова»
- Ребенок оценивает свою работу: «Хорошо»
- «Пожалуйста»
- «Конфета»
Наши педагоги разработали систему символов для составления расписания уроков. Расписание составляется на каждый день.
Для неговорящих детей сделали коммуникативные брелоки
Важно соблюдать основные правила общения с детьми:
1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.
2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.
3. Постарайтесь говорить мало и не быстро.
4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа.
5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.
6. Не забывайте обращаться к ребенку по имени!
Многочисленные учебные и бытовые ситуации дают возможность активно использовать данные жесты, а следовательно, и закреплять. Благодаря внедрению и использованию педагогами жестов и символов в учебно-воспитательном процессе у обучающихся с ГУО и ТМНР появится возможность лучше понимать происходящее вокруг.
Источники:
https://педакадемия.рф/петрова-н-в-мбоу-школы-№7/
http://makaton.ru
през-я форм-е коммуникативных навыков и детей с ГУО и ТМНР
PPT / 4.19 Мб
Черняева Галина Владимировна