12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хейдорова Мария Викторовна43

«Развитие коммуникативных навыков у детей с ИН»

Педагог-психолог: Хейдорова Мария Викторовна

Предмет: развитие психомоторики и сенсорных процессов

Класс: 3 (9 лет)

Форма проведения: занятие с подгруппой

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная.

Цель: развитие диалогической речи в процессе составления рассказов по картинкам.

Задачи:

Развивать диалогическую речь через работу по составлению рассказов по картинкам.

Развивать у обучающихся способность самостоятельно составлять небольшие рассказы, в которых большая часть слов начинается с одного и того же звука.

Обогащать активный и пассивный словарь детей через диалог и работу с индивидуальными карточками-заданиями.

Формировать элементы творческого мышления через выполнение индивидуальных заданий на отображение в геометрической фигуре знакомых предметов.

Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля речевых высказываний.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, предметные картинки, бланки с заданиями.

Планируемые результаты:

Минимальный уровень: участие в ответах на вопросы в соответствии с речевыми возможностями, участие в беседе.

Достаточный уровень: выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; участие в диалоге; составление предложений со словами на заданную букву. ​​​​​​​

Ход занятия:

Организационный момент

Цель: создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

Здравствуйте, ребята!

Давайте, сейчас выполним упражнение, которое поднимает настроение. Встаньте прямо, ноги вместе, руки вдоль тела, голова приподнята. Нужно сделать вдох и на выдохе сказать а-а-а-ХА, ха – выдохнуть резко, вот так (показать), теперь, давайте попробуем вместе. Повторить 3-4 раза (элемент здоровье сберегающей технологии).

2. Посмотрите внимательно, одна из букв решила с нами поиграть, как вы думаете какая? Постарайтесь отыскать букву, которая встречается здесь несколько раз (часто повторяющаяся Ж). Спросить у ребят, кто сколько отыскал букв Ж, какого они цвета (информационно-коммуникативная технология, игровая, используется собственная презентация, методы: наглядные, практические, словесные). https://www.zaiushka.ru/задания-с-буквой-ж/

Сегодня вы будете составлять предложения из слов, которые начинаются на букву Ж, а я вам в этом помогу.

Работа с серией карточек

Цель: развитие диалоговой речи, активного внимания, умения работать в группе, умения составлять предложения, начинающихся на одну букву.

1) Работа со словами.

Цель: учить дифференцировать слова, развивать внимание, умение поддерживать диалог.

В презентации – слова, которые нужно разобрать (выбрать слова, которые начинаются с Ж: жужжит, жук, жеребенок, жало, жить, ждет, жаба, жалко и другие). Презентация со словами (А-1 группа детей) и картинками (А-2 группа детей) (дифференцированный подход, личностно-ориентированная технология, задания для разных групп детей, методы: наглядные, словесные, частично-поисковые, практические). Проговорить задание; уточнить, что делали.

2) Работа с карточками.

Цель: учить составлять предложения со словами на заданную букву, учить высказывать свое мнение, отвечать полными предложениями.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть на картинки на доске:

А-1) Две картинки: первая – жук у жёлтого цветка; вторая – жук упал (свои рисунки).

- Что изображено на первой картинке? А на второй?

- Придумайте предложение к первой картинке, но так, чтобы оно содержало много слов, начинающихся на звук «Ж» (Жук жужжит у жёлтого цветка).

А-2) – задание с выбором слов на карточках.

Индивидуальный подход, технология личностно-ориентированная, методы: практические, словесные.

- Придумайте предложение ко второй картинке (Жук упал). https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/01a1/00023808-4b31d5bf/img8.jpg

- Что вы чувствуете, когда смотрите на вторую картинку? (Жалко жука).

- Повторите, что случилось с жуком. Выслушать ответы детей.

Б) Картинка «Грустная жаба» (свой рисунок).

- Кто изображен здесь? (Жаба)

- Как она выглядит? Придумайте, почему она так выглядит?

- Составьте рассказ про жабу. Рассказ должен включать как можно больше слов, начинающихся на звук «Ж».

Живёт жаба на лугу. Жарко жабе. Ждёт дождя. Жалко жабу. https://ic.pics.livejournal.com/myshka_naruhska/73516650/4582/4582_original.gif

https://pbs.twimg.com/media/D_SvP3wXYAAgjXV.jpg:large

Задание на развитие активного внимания «Сколько букв?»

Цель: формирование умения участвовать в диалоге с педагогом через выполнение заданий на внимание.

Детям предлагается прослушать небольшой стишок и сказать, сколько звуков Ж они в нем услышали.

А-1) «Жук жужжит и встать не может, ждет он, кто ему поможет» (7 звуков Ж). https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/01a1/00023808-4b31d5bf/img8.jpg

http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=4237

А-2) Корректурное задание (найти и выполнить задания с буквами: подчеркнуть, закрасить, зачеркнуть и т.д.) (технология личностно-ориентированная, методы практические, частично-поисковые и словесные).

Гимнастика для ума и тела (элементы здоровье-сберегающей технологии).

Цель: учить ориентироваться на зрительные образы и уметь повторять их в движении.

Предлагаю немного отдохнуть, перед тем как притупить к самостоятельной работе. Детям показываются геометрические фигуры и любые движения. Фигур не более 5. Движения:

красный круг – присесть,

синий треугольник – хлопнуть в ладоши,

зеленый прямоугольник – прикоснуться правой рукой к левому плечу,

желтый овал - прикоснуться левой рукой к правому плечу,

оранжевый ромб – подпрыгнуть на месте 1 раз.

Повторить 1-2 раза.

Самостоятельная работа (элементы личностно-ориентированной технологии, преобладают практические и словесные приемы – указание, инструкция, разъяснение, самостоятельная практическая работа).

Цель: учить работать самостоятельно, взаимодействовать с окружающими, учить поддерживать диалог с педагогом и учениками, воспитывать умение проявлять взаимопомощь.

А теперь поработайте самостоятельно (картина «Мальчик в жилетке около жеребёнка»). https://juicyworld.org/wp-content/uploads/2017/11/Kathy-Fincher-26.jpg. Посмотрите на картинку. https://www.zaiushka.ru/буква-ж/

https://www.zaiushka.ru/wp-content/uploads/2018/10/Ж-карточка-с-буквами-768x581.jpg

Подберите слова на «Ж»: животное, Женя в жилетке, жёлтая жилетка, жеребёнок (дети называют слова, взрослый выдает напечатанное слово, ребята выходят к доске и закрепляют свои слова с помощью магнита).

Попробуйте составить рассказ по ней (выслушать ответы детей).

Раздать бланки:

А-1.Подберите слова к картинке на букву Ж и составьте с ними предложения. В предложениях можно употреблять некоторые слова, которые начинаются и на другие буквы. У вас из 3-4 предложений получится рассказ.

А-2. Слова в предложениях перепутаны. Поставь слова в правильном порядке. Прочитай рассказ. Подчеркни часто встречаемую букву.

А-2+ (дополнительное) Расскажи, что видишь на картинке? Прочитай рассказ у себя на листочке. Он подходит к картинке? Какие слова на Ж встречаются там. Подчеркни часто встречаемую букву (словесные и практические приемы).

Проверить выполнение задание детьми, оказать стимулирующую и направляющую помощь.

Б-1) Раздаются бланки для выполнения заданий с элементами творчества (метод практический, частично-поисковый).

Ребята, что нарисовано на картинках (ответ: геометрические фигуры)? Вам нужно дорисовать каждую фигуру так, чтобы получились герои нашего занятия (спросить у детей, про кого составляли предложения: жук, жеребенок).

Б-2) обведи фигуры (на карточке изображение жука, нарисованного с помощью геометрических фигур; нужно назвать фигуры, обвести с учетом задания: крылья желтые и т.д.).

https://montessoriself.ru/wp-content/uploads/2020/05/rg4.jpg

VI. Подведение итогов занятия (рефлексия) (личностно-ориентированное обучение; основа: словесные приемы – беседа, рассуждение, опора на опыт)

Цель: воспитывать умение анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, развивать адекватную самооценку через диалоговую речь, развивать коммуникативные способности детей с ОВЗ.

«Итак, ребята, что вы сегодня делали на занятии (выслушать ответы детей: составляли рассказы, предложения со звуком Ж; рисовали героев своих рассказов – спросить кого именно рисовали, показать дорисованные картинки)?». Стимулировать отвечать полным, развернутым ответом: «На занятии я узнал, что…».

«Что понравилось выполнять?» (подсказать, если затрудняются: дорисовывать фигурки героев, и т.д.).

«Что было сложно?» (составлять слова на звук Ж, слов на этот звук мало).

Связь с последующими занятиями (создание рассказов и сказок по картинкам).

Позитивная оценка за участие и работу на занятии.


Методы и приемы обучения и воспитания, используемые на занятии

Словесные. На занятии использовались: объяснение (комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения); рассказ – монолог педагога, содержащий учебную информацию; беседа (диалог учителя и ученика); инструкция хода выполнения задания, уточнения и т.д. Результат – выполнение детьми заданий с учетом инструкций педагога, понимание смысла выполняемых действий (правильность выполнения практических самостоятельных заданий в ходе занятия).

Наглядные. На занятии используется кратковременное наблюдение, эпизодическое; демонстрация – предъявление презентации, показ картинок и способа действий с ними.

Практические. На занятии использовались упражнения (устные); продуктивная деятельность (творческие задания). Этими методами формируют практические умения и навыки. Процесс формирования навыка здесь является определяющим в учебной деятельности.

Частично-поисковые. Методы, при которых взрослый выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи). Решение школьниками отдельных вопросов общей проблемы требует от них проявления элементов творческой деятельности.

Технологии (основные): здоровье-сберегающая, личностно-ориентированная (разноуровневые задания), информационно-коммуникативная.


Использование ЭОР

https://www.zaiushka.ru/задания-с-буквой-ж/

https://www.zaiushka.ru/буква-ж/

https://www.zaiushka.ru/wp-content/uploads/2018/10/Ж-карточка-с-буквами-768x581.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/01a1/00023808-4b31d5bf/img8.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/myshka_naruhska/73516650/4582/4582_original.gif

https://pbs.twimg.com/media/D_SvP3wXYAAgjXV.jpg:large

http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=4237

https://juicyworld.org/wp-content/uploads/2017/11/Kathy-Fincher-26.jpg

https://montessoriself.ru/wp-content/uploads/2020/05/rg4.jpg



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.