12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хейдорова Мария Викторовна43 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями
«Развитие коммуникативных навыков у детей с ИН»
Педагог-психолог: Хейдорова Мария Викторовна
Предмет: развитие психомоторики и сенсорных процессов
Класс: 3 (9 лет)
Форма проведения: занятие с подгруппой
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная.
Цель: развитие диалогической речи в процессе составления рассказов по картинкам.
Задачи:
Развивать диалогическую речь через работу по составлению рассказов по картинкам.
Развивать у обучающихся способность самостоятельно составлять небольшие рассказы, в которых большая часть слов начинается с одного и того же звука.
Обогащать активный и пассивный словарь детей через диалог и работу с индивидуальными карточками-заданиями.
Формировать элементы творческого мышления через выполнение индивидуальных заданий на отображение в геометрической фигуре знакомых предметов.
Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля речевых высказываний.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, предметные картинки, бланки с заданиями.
Планируемые результаты:
Минимальный уровень: участие в ответах на вопросы в соответствии с речевыми возможностями, участие в беседе.
Достаточный уровень: выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; участие в диалоге; составление предложений со словами на заданную букву.
Ход занятия:
Организационный момент
Цель: создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.
Здравствуйте, ребята!
Давайте, сейчас выполним упражнение, которое поднимает настроение. Встаньте прямо, ноги вместе, руки вдоль тела, голова приподнята. Нужно сделать вдох и на выдохе сказать а-а-а-ХА, ха – выдохнуть резко, вот так (показать), теперь, давайте попробуем вместе. Повторить 3-4 раза (элемент здоровье сберегающей технологии).
2. Посмотрите внимательно, одна из букв решила с нами поиграть, как вы думаете какая? Постарайтесь отыскать букву, которая встречается здесь несколько раз (часто повторяющаяся Ж). Спросить у ребят, кто сколько отыскал букв Ж, какого они цвета (информационно-коммуникативная технология, игровая, используется собственная презентация, методы: наглядные, практические, словесные).
Сегодня вы будете составлять предложения из слов, которые начинаются на букву Ж, а я вам в этом помогу.
Работа с серией карточек
Цель: развитие диалоговой речи, активного внимания, умения работать в группе, умения составлять предложения, начинающихся на одну букву.
1) Работа со словами.
Цель: учить дифференцировать слова, развивать внимание, умение поддерживать диалог.
В презентации – слова, которые нужно разобрать (выбрать слова, которые начинаются с Ж: жужжит, жук, жеребенок, жало, жить, ждет, жаба, жалко и другие). Презентация со словами (А-1 группа детей) и картинками (А-2 группа детей) (дифференцированный подход, личностно-ориентированная технология, задания для разных групп детей, методы: наглядные, словесные, частично-поисковые, практические). Проговорить задание; уточнить, что делали.
2) Работа с карточками.
Цель: учить составлять предложения со словами на заданную букву, учить высказывать свое мнение, отвечать полными предложениями.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть на картинки на доске:
А-1) Две картинки: первая – жук у жёлтого цветка; вторая – жук упал (свои рисунки).
- Что изображено на первой картинке? А на второй?
- Придумайте предложение к первой картинке, но так, чтобы оно содержало много слов, начинающихся на звук «Ж» (Жук жужжит у жёлтого цветка).
А-2) – задание с выбором слов на карточках.
Индивидуальный подход, технология личностно-ориентированная, методы: практические, словесные.
- Придумайте предложение ко второй картинке (Жук упал).
- Что вы чувствуете, когда смотрите на вторую картинку? (Жалко жука).
- Повторите, что случилось с жуком. Выслушать ответы детей.
Б) Картинка «Грустная жаба» (свой рисунок).
- Кто изображен здесь? (Жаба)
- Как она выглядит? Придумайте, почему она так выглядит?
- Составьте рассказ про жабу. Рассказ должен включать как можно больше слов, начинающихся на звук «Ж».
Живёт жаба на лугу. Жарко жабе. Ждёт дождя. Жалко жабу.
Задание на развитие активного внимания «Сколько букв?»
Цель: формирование умения участвовать в диалоге с педагогом через выполнение заданий на внимание.
Детям предлагается прослушать небольшой стишок и сказать, сколько звуков Ж они в нем услышали.
А-1) «Жук жужжит и встать не может, ждет он, кто ему поможет» (7 звуков Ж).
А-2) Корректурное задание (найти и выполнить задания с буквами: подчеркнуть, закрасить, зачеркнуть и т.д.) (технология личностно-ориентированная, методы практические, частично-поисковые и словесные).
Гимнастика для ума и тела (элементы здоровье-сберегающей технологии).
Цель: учить ориентироваться на зрительные образы и уметь повторять их в движении.
Предлагаю немного отдохнуть, перед тем как притупить к самостоятельной работе. Детям показываются геометрические фигуры и любые движения. Фигур не более 5. Движения:
красный круг – присесть,
синий треугольник – хлопнуть в ладоши,
зеленый прямоугольник – прикоснуться правой рукой к левому плечу,
желтый овал - прикоснуться левой рукой к правому плечу,
оранжевый ромб – подпрыгнуть на месте 1 раз.
Повторить 1-2 раза.
Самостоятельная работа (элементы личностно-ориентированной технологии, преобладают практические и словесные приемы – указание, инструкция, разъяснение, самостоятельная практическая работа).
Цель: учить работать самостоятельно, взаимодействовать с окружающими, учить поддерживать диалог с педагогом и учениками, воспитывать умение проявлять взаимопомощь.
А теперь поработайте самостоятельно (картина «Мальчик в жилетке около жеребёнка»).
Подберите слова на «Ж»: животное, Женя в жилетке, жёлтая жилетка, жеребёнок (дети называют слова, взрослый выдает напечатанное слово, ребята выходят к доске и закрепляют свои слова с помощью магнита).
Попробуйте составить рассказ по ней (выслушать ответы детей).
Раздать бланки:
А-1.Подберите слова к картинке на букву Ж и составьте с ними предложения. В предложениях можно употреблять некоторые слова, которые начинаются и на другие буквы. У вас из 3-4 предложений получится рассказ.
А-2. Слова в предложениях перепутаны. Поставь слова в правильном порядке. Прочитай рассказ. Подчеркни часто встречаемую букву.
А-2+ (дополнительное) Расскажи, что видишь на картинке? Прочитай рассказ у себя на листочке. Он подходит к картинке? Какие слова на Ж встречаются там. Подчеркни часто встречаемую букву (словесные и практические приемы).
Проверить выполнение задание детьми, оказать стимулирующую и направляющую помощь.
Б-1) Раздаются бланки для выполнения заданий с элементами творчества (метод практический, частично-поисковый).
Ребята, что нарисовано на картинках (ответ: геометрические фигуры)? Вам нужно дорисовать каждую фигуру так, чтобы получились герои нашего занятия (спросить у детей, про кого составляли предложения: жук, жеребенок).
Б-2) обведи фигуры (на карточке изображение жука, нарисованного с помощью геометрических фигур; нужно назвать фигуры, обвести с учетом задания: крылья желтые и т.д.).
VI. Подведение итогов занятия (рефлексия) (личностно-ориентированное обучение; основа: словесные приемы – беседа, рассуждение, опора на опыт)
Цель: воспитывать умение анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, развивать адекватную самооценку через диалоговую речь, развивать коммуникативные способности детей с ОВЗ.
«Итак, ребята, что вы сегодня делали на занятии (выслушать ответы детей: составляли рассказы, предложения со звуком Ж; рисовали героев своих рассказов – спросить кого именно рисовали, показать дорисованные картинки)?». Стимулировать отвечать полным, развернутым ответом: «На занятии я узнал, что…».
«Что понравилось выполнять?» (подсказать, если затрудняются: дорисовывать фигурки героев, и т.д.).
«Что было сложно?» (составлять слова на звук Ж, слов на этот звук мало).
Связь с последующими занятиями (создание рассказов и сказок по картинкам).
Позитивная оценка за участие и работу на занятии.
Методы и приемы обучения и воспитания, используемые на занятии
Словесные. На занятии использовались: объяснение (комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения); рассказ – монолог педагога, содержащий учебную информацию; беседа (диалог учителя и ученика); инструкция хода выполнения задания, уточнения и т.д. Результат – выполнение детьми заданий с учетом инструкций педагога, понимание смысла выполняемых действий (правильность выполнения практических самостоятельных заданий в ходе занятия).
Наглядные. На занятии используется кратковременное наблюдение, эпизодическое; демонстрация – предъявление презентации, показ картинок и способа действий с ними.
Практические. На занятии использовались упражнения (устные); продуктивная деятельность (творческие задания). Этими методами формируют практические умения и навыки. Процесс формирования навыка здесь является определяющим в учебной деятельности.
Частично-поисковые. Методы, при которых взрослый выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи). Решение школьниками отдельных вопросов общей проблемы требует от них проявления элементов творческой деятельности.
Технологии (основные): здоровье-сберегающая, личностно-ориентированная (разноуровневые задания), информационно-коммуникативная.
Использование ЭОР