Публикация «Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья привычки здорового образа жизни через различные виды деятельности»

7
1
Материал опубликован 1 April 2023 в группе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Мало-Томская средняя общеобразовательная школа Маслянинского района Новосибирской области


Проектная работа

ТЕМА:

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья привычки здорового образа жизни через различные виды деятельности.

Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ограниченными возможностями здоровья, вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно - психическими расстройствами .

Закон РФ “Об образовании” определяет здоровье школьников как приоритетное направление государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей.

В любые времена и при любых обстоятельствах основной ценностью в школе является человек, его внутреннее пространство, специфика индивидуального процесса познания.

Особую категорию составляют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей укрепление состояния здоровья неразрывно связано с процессом коррекции недостатков психического и физического развития, а использование педагогами здоровьесберегающих технологий является наиболее важным при организации учебно-воспитательного процесса.

Актуальность здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют  жизни современного человека.

Родоначальником понятия «здоровьесбережение» стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога". Наше внимание будет направлено на организацию работы по сохранению и укреплению здоровья обучающегося овз.


Причины, побудившие обратиться к данной проблеме, состоят в следующем:

количество школьников детей с овз с каждым годом составляет все более высокий процент;

растет дефицит двигательной активности обучающихся детей с овз;

возрастают факторы риска в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей с овз от первого к последнему году обучения;

нарастает интенсификация учебного процесса.

Эти и другие причины приводят к тому, что ребенок с овз, имеет не только проблемы со здоровьем, но и трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи.

Охрана здоровья обучающихся с овз требует от педагогов поиска нетрадиционных путей решения этой актуальнейшей проблемы. Для того чтобы сохранить здоровье ребенка с овз необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

И если решением проблемы ЗОЖ не заняться уже сегодня, то думать о ней завтра «возможно» будет некому. Приоритетными направлениями в педагогическом проекте стали: сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

Элементы ЗОЖ реализуются через комплекс действий во всех основ­ных формах жизнедеятельности человека:

трудовой,

общественной,

семейно-бытовой,

досуговой.

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей с овз является формирование потребности в ЗОЖ.

Основные проектные линии

На основании изучения трудов В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:

1.Рациональное питание.

Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы (1-1-4), витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.

2.Оптимальная для организма двигательная активность.

Роль двигательной активности в определении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

3.Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

И.Н. Павлов считал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям. Обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня (пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки). Остальные виды деятельности детей можно менять по времени и продолжительности выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма.

4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.

5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Судя по опытам, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожалений, угрызений совести. Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление. Позитивное мышление - не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.

6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).

К здоровью она имеет самое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое кроме него или лучше него никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь.



Таким образом, педагогический проект «Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья привычки здорового образа жизни через различные виды деятельности» обеспечивает широкомасштабную здоровье-сберегающую культуру воспитанников, обеспечивает связь между физической, нравственной, психической составляющими ребенка с ОВЗ и соответствующими видами здоровья.


Цель проекта : сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья потребность в здоровом образе жизни. Укрепить здоровье детей с ОВЗ


Задачи проекта: 1. Формирование мо­тивации и ответственности за сохранение собственного здоровья, обеспечение здорового образа жизни путем создания в школе среды, благоприятной для укрепления здоровья детей с овз.



2.Организация многообразной и разносторонней деятельности детей с овз по формированию здорового образа жизни



3.Разработка целостной системы здоровьесбережения и ее применение в целях улучшения состояния и качества здоровья детей с овз;


Целевая группа проекта: учащиеся1-4 классов МКОУ Мало-Томской СОШ, включая детей с ОВЗ

Участники проекта : администрация, учитель-классный руководитель, педагоги, школьный психолог, медицинский персонал, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, родители.

Место реализации проекта: МКОУ Мало-Томская СОШ

Сроки реализации проекта: 2021-2022 годы.


Жизненный цикл и этапы реализации проекта

I этап. Организационный (Информационно-аналитический) - сентябрь-октябрь 2021 гг.

II этап. Продуктивный (Практический) - ноябрь 2021- март 2022 гг.

III этап. Практико-обобщающий - апрель-май 2022 гг.


I этап. Информационно-аналитический - сентябрь-октябрь 2021 гг. включал в себя:

-Анкетирование детей с овз, родителей этих детей, анализ полученных результатов, выводы.

-Подбор детской и методической литературы , иллюстраций, дидактических игр.

-Подготовка информации для родителей о здоровом питании детей с ОВЗ.


II этап. Практический - ноябрь- март 2022 гг.

Включал в себя несколько направлений

Первое направление "Основы знаний о здоровом образе жизни"

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.

В ходе проекта с учащимися ОВЗ были проведены следующие виды деятельности :

Беседа с медицинским работником

Классные часы: "Твое здоровье", "О хороших привычках". "Да здравствует мыло душистое".

Беседы "Не видать грязнулям счастья", "Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение", Щвощи, ягоды и фрукты -витаминные продукты)

Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, идр)

t1680319432aa.jpgt1680319432ab.jpg


t1680319432ac.jpg


Второе направление "Воспитание культуры здоровья"
Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

В ходе проекта с учащимися ОВЗ были проведены следующие виды деятельности :

Беседы: «Неприятность эту мы переживем» (о стрессе), «О том, что мы мало ценим, но за что дорого платим», "Кушайте на здоровье!", "Режим дня"

Игры: «Моя красивая улыбка», "Мой внешний вид" и др

Игра «Фантазирование». При помощи мимики изобразить сказочного героя, у которого доброе сердце.

Практическая игра: «Все растет, все изменяется». Как увеличить свой рост". "Взвесим здоровье", «Про живой секундомер» (измеряем свой пульс), "Если кому-то нужна первая помощь".

Составление памятки "Режим дня

Общественно-полезный труд

Игры на свежем воздуже, Экскурсии в природу

t1680319432ad.jpgt1680319432ae.jpgt1680319432af.jpg



Третье направление "Профилактика вредных привычек".
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

В ходе проекта с учащимися ОВЗ были проведены следующие виды деятельности :

Беседы: "Разговор о вредных привычках", "Курить -здоровью вредить", "Я выбираю спорт" идр.

Игра -квест «Я за здоровый образ жизни»

Инсценирование Ю.Тувим "Овощи" "Спор овощей"

Подготовка сообщений детьми ОВЗ о значении фруктов и овощей в жизни человека

Изготовление плаката"Скажи нет вредным привычкам"

t1680319432ag.jpgt1680319432ah.jpgt1680319432ai.jpg

t1680319432aj.jpgt1680319432ak.jpg


1.4

Четвёртое направление " Подвижные и развивающие игры"

Игра - естественный спутник жизни любого ребенка ( в том числе ребенка с ОВЗ) и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка с ограниченными возможностями здоровья- неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность детей с овз.

В ходе проекта с учащимися ОВЗ были проведены следующие виды деятельности :

Беседы: " Во что мы играем", "Движение это жизнь" идр.

Подвижные игры: "Мыши и кот", "Поезд", "Воробушки и кот", "Попади в цель", "Перетягивание каната", различные эстафеты и др.

Развивающие игры: «Наша безопасность», «Как говорят части тела», «Что растет на грядке?»

Творческое задание: изготовление мини-книжек «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?».


t1680319432al.jpgt1680319432am.jpgt1680319432an.jpgt1680319432ao.jpgt1680319432ap.jpgt1680319432aq.jpgt1680319432ar.jpg

(А) В ходе учебного процесса

- Уроки физкультуры с 1

по 4 класс 3 раза в неделю;

Вне уроков физкультуры:

- Утренняя гимнастика;

- Подвижные перемены;

- Физкультминутки.


(Б) В ходе внеклассной и

внеурочной работы

- Профилактика:

простудных заболеваний;

- Нарушение осанки ;

- Нарушение зрения.

- Проведение дней Здоровья

и уроков здоровья;

- Проведение спортивных

праздников.


Оздоровительные моменты на уроке и в ходе внеклассной и внеурочной работы:

- физкультминутки, динамические паузы

- минутки релаксации

- дыхательная гимнастика

- гимнастика для глаз

- массаж активных точек


Пятое направление "Разговор о правильном питании"

В ходе проекта с учащимися ОВЗ были проведены следующие виды деятельности

Беседы: «Что такое здоровье?», «Вредная и полезная пища для человека»,

-создание выставок детского творчества;

- коллективная работа «Ваза с фруктами», «Овощи в банке» (отрывная аппликация);

-лепка на тему «Овощи на тарелке»;

- рисование на тему «Путешествие чудо-овощей и фруктов»;

- создание картотеки «Какие витамины находятся в овощах и фруктах»;

- чтение художественной литературы: «Мужик и медведь», Н. Носов «Огурцы», Л. Толстой «Старик и яблони», « Косточка», Ю. Тувим «Овощи», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»).

- Игра-обсуждение «Законы питания» (с моделями гигиены питания).

Дидактические игры: «Угадай на вкус». «Что где растет?», «Раздели продукты на полезные и вредные», «Чего не стало?», «Что лишнее?», « Чудесный мешочек», «Готовим борщ и компот».

Проектная работа "Как вырастить зеленый лук на подоконнике"

t1680319432as.jpgt1680319432at.jpgt1680319432au.jpgt1680319432av.jpgt1680319432aw.jpg



III этап. Практико-обобщающий - апрель-май 2022 гг.

-Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

-Оформление выставки детского творчества"Мы за ЗОЖ".

-Проведение внеклассного мероприятия «Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты», участие детей с ОВЗ в сценке


Вн. занятие «Овощи, ягоды фрукты - витаминные продуктыDOCX / 900.83 Кб

/data/files/w1680319980.docx (Вн. занятие «Овощи, ягоды фрукты - витаминные продукты) "О здоровье"

-приготовление детьми с ОВЗ совместно с родителями блюда "О правильном питании"

Конкурс-игра (совместно с родителями) "Приготовь полезную пищу"

t1680319432ax.jpgt1680319432ay.jpg

t1680319432az.jpg

Ожидаемые результаты реализации проекта


1. Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих;

2. Успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве;

3. Раскрыть творческие способности у обучающихся с ОВЗ;

4. Наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте .


В течение работы по укреплению здоровья детей с ОВЗ сложилась система, которая позволила зафиксировать положительные результаты: у детей снизилась заболеваемость, формируется культура ЗОЖ, вырабатываются самостоятельные убеждения относительно здоровья.

В настоящее время разработано большое количество мероприятий по ЗОЖ. Это и «Путешествие по городу Здоровейка», заочное путешествие «Почему болят зубы», конкурс рисунков «В здоровом теле-здоровый дух», занятие «Овощи и фрукты-витаминные продукты», презентация «Если хочешь быть здоров!», «Скажем наркотикам-нет!», «Курить- здоровью вредить», составление кроссворда «Злые продукты» и др.

Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья одна из наших задач. Здоровье станет для ребенка ценностью если:

- У него будет сформирован интерес к данной проблеме;

- Поддержан занимательной, игровой деятельностью.


Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровьяPPTX / 13.49 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за распространение опыта!

1 April 2023

Похожие публикации