Формирование здорового образа жизни у учащихся через сотрудничество родителей и школы
Название статьи: Формирование здорового образа жизни у учащихся через сотрудничество родителей и школы/ Formation of a healthy lifestyle among students through the cooperation of parents and schools/
Автор: Довбня Светлана Александровна / Dovbnya Svetlana Aleksandrovna.
Место работы и должность: Учитель начальных классов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1» / Primary school teacher in the Municipal budget educational institution "Kulundinskaya secondary school No. 1".
Подробный адрес: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, ул. Лермонтова, д. 4, 658920 / Altai territory, Kulundinsky district, Kulunda village, Lermontov str., 4, 658920.
Контактный телефон: 89132493073
e-mail: dovb.cvet@mail.ru
Краткая аннотация: В статье представлена роль школы в лице учителя начальных классов, а также семьи в формировании в ребенке младшего школьного возраста основ здорового образа жизни. Представлен опыт автора по здоровьесберегающему воспитанию учащихся / The article presents the role of the school in the person of the primary school teacher, as well as the family in the formation of the basics of a healthy lifestyle in a child of primary school age. The author's experience in health-saving education of students is presented /
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, сотрудничество, учитель начальных классов.
Формирование здорового образа жизни
у учащихся через сотрудничество родителей и школы.
Довбня С.А., МОУ «Кулундинская средняя школа №1», Кулундинского района.
Отпустив руку матери, малыш делает первый неуверенный шаг. Потом - ещё один. И ещё. Ещё много предстоит сделать шагов этому маленькому человеку, ведь жизненный его путь только начинается.
Известно, что формирование личности начинается в семье. Именно здесь, в этой первичной ячейке общества, ребёнок получает первые уроки здорового воспитания, узнаёт о сущности таких понятий, как здоровый образ жизни, правильное питание... В дальнейшем, когда ребёнок начинает учиться в школе, усилие родителей по его воспитанию дополняются целенаправленным воздействием учителей. И все годы учёбы они вместе воспитывают его, вводят в мир знаний, формируют в нём основы здорового образа жизни.
Велика роль учителя начальных классов в формировании вышесказанных основ у ребят младшего школьного возраста. Очень важно уже с первого года обучения в школе сделать родителей соучастниками вышеупомянутого процесса. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки ЗОЖ. Эти уроки - начало долгого пути взросления, который должен пройти растущий человек, прежде, чем сможет назвать себя поистине здоровым человеком. То, что познаётся ребёнком в младшем школьном возрасте, на всю жизнь врезается в память. Поэтому так важно уже в этом возрасте воспитывать в нём чувство ответственности за своё здоровье и здоровье нации.
Все мы хотим, чтобы наши дети и внуки росли здоровыми, не имели вредных привычек: не курили, не стали алкоголиками, наркоманами и токсикоманами…Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье. Именно родители учат его мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребенку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье, что вредно курить, пить крепкие спиртные напитки и т.д. В то же время дети часто видят, что взрослые пьют спиртное во время праздничных застолий дома и в гостях, курят и т.д. Даже младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков...
Если родители стараются привить ребенку навыки здорового образа жизни, то наше общество не всегда задумывается над судьбой подрастающего поколения. Как помочь детям устоять, не поддаться соблазнам, не испортить свое будущее? Выход только один: внимательно и терпеливо воспитывать у ребенка понимание того, что здоровье – это величайшая ценность, и научить его беречь.
Обучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения – актуальная задача школы. Школа должна и может помочь ребенку понять, что здоровье – это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а также дать ученику необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ. Задачи школы при подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают формирование у школьника культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни. При этом нужно помнить, что это сложный многоэтапный процесс и каждый из этапов имеет свои цели, а также формы и методы, позволяющие эффективно реализовать поставленные задачи.
Для того чтобы школьник захотел уже сегодня заботиться о здоровье, он должен понимать, чем ему это полезно сейчас и как это может помочь в дальнейшем. Обучение ЗОЖ должно учитывать возрастные особенности школьников и опираться на сферу актуальных интересов детей и подростков.
Основные усилия педагога, работающего с младшими школьниками, должны быть сосредоточены на воспитании у них понимания важности и необходимости заботы о своем организме.
Программа «Разговор о правильном питании» (Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.) разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО при поддержке компании «Нестле».
Программа направлена на формирование у детей представлений об основах рационального питания как составной части здорового образа жизни. Программа ориентирована на детей 6–11 лет и состоит из двух частей: «Разговор о правильном питании» (для детей 6–8 лет) и «Две недели в лагере здоровья» (для детей 8–10 лет). Программа снабжена специальным учебно-методическим комплектом – красочными рабочими тетрадями для детей, брошюрами для родителей, плакатами и методическими пособиями для педагогов.
Содержание программы соответствует используемым формам и методам обучения, а также психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Весь процесс обучения построен в игровой форме, наиболее интересной и привлекательной для младших школьников. В содержании программы большое внимание уделяется работе с родителями – приведено большое число заданий, предполагающих совместную работу детей и взрослых. Взрослые члены семьи участвуют в праздниках, викторинах, конкурсах и т.д.
Реализация тем программы может осуществляться в рамках как внеклассной работы, так и дополнительной на уроках по предметам базового учебного плана, а также возможен комбинированный подход: часть тем включается во внеклассную работу, а часть – рассматривается в ходе уроков.
Педагогу рекомендованы различные формы организации занятий: сюжетно-ролевые игры; чтение по ролям; рассказ по картинкам; выполнение самостоятельных заданий; игры по правилам – конкурсы, викторины; мини-проекты; совместная работа с родителями.
Безусловно, школа не может обойтись без помощи родителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и укрепления здоровья. Кроме того, просвещение родителей в области ЗОЖ поможет семье правильно организовать для школьника режим дня, питание, двигательную активность, досуг и т.д. В этом родителям могут помочь научно-популярные брошюры, список которых прилагается.
Таким образом, успешность формирования представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся зависит как от педагогов, так и от родителей. При этом воспитательная работа по формированию понятий ценности здоровья и здорового образа жизни может быть эффективной лишь в тех формах, которые интересны и привлекательны для школьников.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет валеология - наука о здоровье. Валеология утверждает, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).
Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.
Приоритетным направлением валеологического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни ,чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.
Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения велеологической культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости , безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравооохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
. Уровень благополучия, а как следствие, и здоровья может быть нормальным только тогда, когда имеется возможность для самореализации, когда человеку гарантированы хорошие жилищные условия, образование, медицинское обслуживание и т.п. Каждый человек отвечает за свое здоровье. Родители ответственны за свое здоровье и здоровье своих детей. Чтобы быть здоровым, нужны усилия постоянные и неустанные.
Формирование здорового образа жизни в семье будет происходить успешно, если:
- будут разработаны и определены организационно-педагогические условия и механизмы внедрения здорового образа жизни в процессе развития комфортной семьи;
- родители готовы использовать национальные культурные традиции в целях воспитания у детей потребности в ведении здорового образа жизни;
- будет осуществляться согласованное взаимодействие семьи и образовательного учреждения, учитывающее современные тенденции развития необходимости ведения здорового образа жизни.
Работая в сотрудничестве с родителями учащихся, я смогла добиться положительных результатов. А для меня это как для учителя и матери очень важно. Пусть дети всего мира будут здоровы и счастливы. Пусть каждый родитель будет горд за своего ребёнка. И пусть это будет так!
Литература:
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья, Москва: Сталкер, 2004, 502 с.
2. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005, 144 с.
3. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 2001. с