Формирование учебной мотивации у подростков
Формирование учебной мотивации у подростков
Актуальность. Проблема изучения мотивации является наиболее актуальной, поскольку в большей мере именно мотивация школьников определяет успешность образования. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению успеваемости, отказу от самообразования и общей деградации личности.
На данный момент ведущими мотивами обучения являются внешние мотивы, но для повышения эффективности образования, предупреждения потери интереса к учебе необходимо формировать у школьников в первую очередь внутренние мотивы, придающие дальнейшей учебе значимый смысл.
Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?
Мотивы в обучении бывают внутренние и внешние.
Внешние мотивы в обучении: отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.
Внутренние мотивы в обучении: удовлетворение от самой деятельности;
прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения.
Способы повышения внутренней мотивации.
1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
2. Как можно меньше использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребёнка анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
3. Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с ребёнком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
4. Помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности.
5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным, т.к. это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
7. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя на уроке. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Грамотно организовать процесс мотивации и управлять им возможно, зная причины мотивационного кризиса учащихся, способы повышения мотивации, используя установки и действия, влияющие на мотивационную сферу учащихся.
Наиболее эффективными являются следующие методы обучения
| | |
Словесные методы | Наглядные методы | Практические методы |
Рассказ. | Метод иллюстрации | Метод упражнений |
Беседа. | Метод демонстрации | Метод игры |
Объяснение. | Видеометод | Метод лабораторных работ |
Инструктаж | Экскурсия | Игры-инсценировки |
Познавательные и вербальные игры | Интерактивные экскурсии | |
Работа с книгой | Презентации | |
Словесные методы
Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она должны быть культурной и грамотной, лаконичной и образной, четкой и понятной;
голос — достаточно громким, произношение четким, тон не очень низкий, но и не высокий.
Рассказ
Рассказ подразделяется на:
художественно-литературный;
описательный;
повествовательный ;
рассказ-воспоминание;
пересказ прочитанного;
рассказ об услышанном и увиденном;
рассказ-фантазия;
воображаемые путешествия на другие планеты
Беседа
Распространенный, разносторонний метод обучения. Его можно применять на разных этапах урока, в разных сочетаниях с другими методами, при достижении различных целей обучения.
Работа с книгой.
Данный вид работы с книгой и другими источниками информации— среди других методов занимает важное место (словари, справочники, журналы), где источником получения знаний является печатное слово.
Познавательные и вербальные игры.
Представляют собой загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в угадайку и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету.
Видеометод.
Среди наглядных методов обучения все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации,
Практические методы.
Метод упражнений.
Является, пожалуй, самым распространенным, наиболее эффективным и приоритетным среди практических методов по закреплению знаний, выработке умений и навыков.
Метод лабораторных работ (лабораторный метод).
Применяется для проведения учащимися наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов и с применением технических средств.
Метод практических работ (практический метод).
Углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов.
Метод игры.
Игра в истории и развитии человечества сравнима по возрасту со временем появления самого человека. Имеет важное значение в его жизни, развитии, воспитании.
В педагогической практике применяются познавательные дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности, стимулирующие познавательный процесс, интерес к процессу учения.
Игры-инсценировки.
Данный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;
• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Театрализация.
Театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеурочное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста.
Из вышеперечисленных методов наиболее эффективными являются следующие:
Интерактивные экскурсии
Познавательные и вербальные игры
Игры-инсценировки
Презентации
Театрализация