12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калёнова Ксения Андреевна373
Образование:2013-2017г.-Самарский государственный социально-педагогический университет (СГСПУ) - бакалавриат «Психология образования»; 2017г.-по настоящее время–СГСПУ-магистратура «Социальная психология».
Россия, Саратовская обл., Ивантеевка

Пояснительная записка

При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. И каждого педагога волнует как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.

К сожалению, многие учителя совершенно не обращают внимания на то, ради чего учится школьник, не анализируют процесс обучения с этой точки зрения. Вместе с тем самые, казалось бы, мелочи методики обучения, как, например, подбор и последовательность примеров и задач, имеют прямое, непосредственное отношение к формированию учебной мотивации. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие.

Важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:

1. Способности, задатки ребёнка.

2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).

3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).

Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка.

В 2008 году в ГУО «Гостиловичская средняя общеобразовательная школа Логойского района» было проведено исследование уровня мотивации к обучению у школьников среднего и старшего звена. Использовался метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, который основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой. Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.

Результаты получились следующие:

 

I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему – 20% учащихся 10-11 классов и 2 % учащихся 6-9 классов;
II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу - 25% учащихся 10-11 классов и 23% учащихся 6-9 классов;
III уровень — средний уровень со сниженной познавательной мотивацией 45 % учащихся 10-11 классов и 79% учащихся 6-9 классов ;
IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению 10 % учащихся 9-11 классов и 20 % учащихся 6-9 классов;
Как видно из исследования уровень мотивации немного повышается к 10-11 классу, что скорее всего вызвано с планами на будущее у подростков (они задумываются куда им стоит поступать, на какие предметы налегать, готовятся к экзаменам и тестированию…) к сожалению очень много подростков средней ступени имеют сниженную познавательную мотивацию, что резко ухудшает их успеваемость, остается много «пробелов» в усвоении школьной программы, особенно физико-математического цикла и им тяжело все усвоить и нагнать в старших классах.

В силу этих причин и желания повысить уровень успеваемости путем повышения учебной мотивации администрация школы поручила СППС разработать программу занятий с детьми.

Программа была разработана для детей от 12 до 17 лет. Группы формировались по желанию подростков, учитывались возрастные особенности, но обязательно включались ребята из семей СОП (подростки редко отказываются от посещения занятий, поэтому охвачены были почти 100% детей со сниженной мотивацией, а к ним так же примкнули более сильные учащиеся).

Работа с родителями в сельской школе, к сожалению, имеет свою специфику. Большинство родителей имеют низкий социокультурный уровень, у них, как правило среднее или базовое образование, очень тяжело идут на контакт со школой. Работать с ними легче всего в индивидуальном порядке, и работа несет в основном информативный характер. Родители детей в сельской школы работают в основном в СПК, где достаточно тяжелый график работы (могут неделями работать без выходных, с самого раннего утра и до позднего вечера). Дети чаще всего предоставлены сами себе. Поэтому они очень любят посещать во внеурочное время школьные кружки, секции, дополнительные занятия, если , конечно есть желание педагога. Практически во всех семьях сельской местности родители употребляют спиртные напитки, что также негативно сказывается на развитии и воспитании детей.

Работа с учителями проводилась в этом направлении при помощи психолого-педагогического семинара. Но основной упор делался на работе с детьми, на развитии их самостоятельности, независимости от родителей и педагогов.

Занятия проводились как правило в 3 четверти. Данные занятия можно проводить как в групповой так и в индивидуальной форме. За три года, было отмечено, что во время работы группы, а также по окончании, успеваемость повышается и держится достаточно устойчиво. Так , 2 года подряд 1-2 учащихся 8 классов поступают в областной лицей для одаренных детей (причем из семей СОП так же). А в 2010 году из 10 выпускников школы 4 поступили в ВУЗы (БГУ, БГУИР, БГПУ), 2 из них из семей СОП. 4 учащихся в средние специальные заведения, 2 в ССузы. При анкетировании, на вопросы касающиеся профориентации, ребята отмечали данные занятия как основной фактор, который помог им определиться с профессией и планировать будущее.

Задачи программы:

Формирование интереса к себе и другим; укрепление идентичности, определение границ своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки.

Актуализация представлений о личностных чертах, зна­ниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей

Осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимо­го времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем

Ориентация подростков на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее

Накопление эмоционально-положительного опыта и повышение внимания к происходящим в себе изменениям; работа с тревожностью.

Структура занятий.

Обязательный ритуал приветствия, который можно периодически менять . Выбирается он на вкус участников группы или ведущего.

Разминочное упражнение

1-2 основных упражнения

Упражнения на релаксацию

Обязательным является рефлексия (на выбор ведущего) и домашнее задание. Домашнее задание является очень значимым в данной программе, так как заставляет детей задумываться о занятиях на протяжении всей недели. В данном случае применялись домашние задания с использованием арттерапевтических методик, что для детей являлось наиболее интересным. Конечно, в условиях сельской школы приходилось организовывать условия для выполнения детьми заданий. Там, где требовался цифровой фотоаппарат (понятно, что не у всех есть в наличии), оказывалась помощь в предоставлении для пользования. Опять же психолог имеет возможность индивидуально поработать в этот момент с подростком. Так же ребята вместе выполняли домашние задания, что способствовало сплочению и познанию друг друга. Необходимо было организовать доступ в кабинет информатики, так как некоторые подростки желали пользоваться мультимедийными средствами, но далеко не у всех есть дома компьютер. Не стоит их в этом ограничивать. Когда есть поддержка от психолога, ребята с большим удовольствием и в различных формах выполняли домашние задания. Особенно ценен итоговый альбом, выполненный в самом конце занятий, объединяющий все работы на протяжении занятий.

Тематическое планирование

   

Мероприятие

Цель

Ход мероприятия

 

 

Занятие 1

«Давайте знакомиться»

Знакомство с целями данного блока занятий. Создание положительной мотивации ; освоение приемов самодиагностики.

Ритуал приветствия. Знакомство. С помощью выбора метафорической карты из набора, подросток рассказывает о себе, психолог задает наводящие вопросы.

Упражнение 1 «Это мое имя»

Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они бы могли дать свое имя. После того как каждый сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки.

Упражнение 2 «Круг воли». (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 209). Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек. Затем даются определения волевых качеств.

Заполнение бланка «Круг воли»

Ф.И.____________ возраст______дата_____

Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

1.Решительность

2.Настойчивость

3.Смелость

4.Самосоятельность

5.Целенаправленность

6.Инициативность

7.Выдержка

8.Дисциплинированность

Упражнение 3. Части моего «Я».

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).
Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически. После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий.

Упражнение 4 «Учимся расслабляться»

«Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем».

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

Рефлексия.

 

 

Занятие 2

«Кто я в этом мире»

Поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я-концепции»; осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения.

Ритуал приветствие. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Упражнение 1 (Разминка). «Мое имя». Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую.

Упражнение 2 «Метафорический автопортрет». Из набора метафорических карт учащиеся выбирают три, которые их характеризуют каждого отдельно. Обсуждение.

Упражнение 3 «Ролевая карта». Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем?

Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем.

Упражнение 4 «Учимся расслабляться» Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем». По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились. Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

Рефлексия.

 

 

Занятие 3

«Учебная деятельность и Я»

Использование позитивных эмоций, которые связаны со школьными успехами в прошлом, для формирования новых учебных мотивационных отношений.

Шейринг – обсуждение общего психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Разминка «Это моё имя». Подросткам предлагается поискать в кабинете предметы, которым они могли бы дать своё имя. После чего, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные черты и недостатки.

Создание «Колеса баланса «Я и школа», которое позволяет оценить подростку свою удовлетворенность школьной жизнью. Обсуждение.

Проективное упражнение «Самореклама». Подростку предлагается создать саморекламу, которая должна презентовать его как лучшего ученика в школе. А так же, придумать слоган. Обсуждение.

Рефлексия

 

 

Занятие 4

«Создаём маршрут школьной деятельности»

Развитие осознание сильных сторон своей личности, развитие позитивного отношения к школьной жизни. Разработка маршрута учебных действий.

Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Разминка «Подарок». Учащемуся необходимо придумать вымышленный подарок, который бы он хотел подарить сегодня людям, находящимся в кабинете.

Упражнение-беседа «Рецепт хорошего дня в школе». Совместно с ведущим подростки разрабатывают «ингредиенты», способствующие хорошему дню в школе. Далее обсуждается вопрос «Что необходимо, чтобы эти ингредиенты сочетались друг с другом, что для этого может сделать сам подросток».

Упражнение «Самомотивация». В нескольких словах опишите вашу обычную работу или обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и постоянно откладываете ее выполнение. Как бы вы могли мотивировать себя для выполнения этой работы?

Эту деятельность я постоянно откладываю в долгий ящик, несмотря на то, что мне необходимо ее выполнить:

А — в школе

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Б — дома

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Если я выполняю, в конце концов, эту работу, то я нахожу в ней следующие преимущества:

А

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Б

_______________________________

_______________________________

_______________________________

В основном я не могу свыкнуться с этим видом деятельности:

А

_______________________________

_______________________________

Б

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Эту работу я начинаю выполнять следующим образом:

А

Первый шаг_________________________

Время_______________________________

Б

Первый шаг_________________________

Время_______________________________

Обсуждение.

Упражнение «Я могу, если захочу»

Рефлексия

 

 

Занятие 5.

«Что такое страх и тревога»

углубление процессов самораскрытия, самосознания; осознание своих страхов, тревог; освоение методов борьбы со своими тревогами и страхами.

Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Мини-лекция «Что такое волнение, тревога, страх и зачем они нам нужны».

Страх - это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании. Угроза, вызывающая страх, может затрагивать жизнь и здоровье человека (биологические страхи), его материальное благополучие или статус в обществе (социальные страхи), а также не иметь материального подтверждения, а быть отражением его собственных мыслей (экзистенциональные страхи).

Тревога - это расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда еще нет (а может быть, и не будет) реальной опасности для человека, но он ждет ее, причем пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций - страха, печали, стыда и чувства вины. Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своем прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем проецирует этот опыт в свое будущее.

Рассмотрим подробнее отличия состояния тревоги и страха, так как эти эмоции являются предметом исследования в данной работе.

Тревога несет в себе адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности, подсказывает организму, что надо принять необходимые меры для предупреждения опасности или смягчения ее последствий. Эти меры могут быть осознанными, например, подготовка к экзамену, или бессознательными (к ним относятся механизмы психологической защиты). Исследования ученых показывают, что умеренно развитая тревожность, как личностное качество, повышает шансы человека достичь успехов в учебе или карьерном росте. Другое дело, что ценой такого успеха может быть повышенное беспокойство, нарушение сна и преобладание негативных переживаний над позитивными эмоциями. Существует два типа тревожности: один - как более или менее устойчивая черта личности, и второй - как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определенная связь. То есть любой человек, повстречавший поздним вечером на пустынной улице группу пьяных подростков, встревожится (ситуативная тревожность), но если человек только собирается выйти на улицу и при этом уже тревожится по поводу возможного нападения преступников, значит он обладает повышенным уровнем личностной тревожности. Особенно сильное влияние на поведение склонных к повышенной тревожности людей оказывают боязнь неудачи, поэтому такие индивидуумы особенно чувствительны к сообщениям о неуспехе их деятельности, ухудшающие показатели их работы. Напротив, обратная связь с информацией об успехе (даже вымышленном) стимулирует таких людей, повышая эффективность их деятельности.

Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность человека перед лицом общественных требований и установок. Это лишний раз подчеркивает социальную природу явления «тревожности», в то время, как страх в большей степени опирается на биологические факторы. При этом отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той ценой, которую вынужден платить человек за повышенную способность лучше приспосабливаться к социальным требованиями и нормам.

Страх более конкретная и предметная эмоция, чем тревога. Тревогу можно сравнить с предварительной командой «боевой готовности» приводящий организм в состояние относительной мобилизации. Страх же можно сравнить с сигналом «Внимание! Нас атакуют!». Человек рождается бесстрашным. Маленький ребенок не боится дотронуться до огня или змеи, споткнуться, упасть и т.п. Все эти страхи приходят потом, с полученным опытом. На разных этапах нашей жизни нас могут одолевать разные страхи. Но вместе с полезными, конструктивными страхами часто приобретаются и иррациональные. Когда они становятся слишком сильными и приобретают регулярный характер, их называют фобиями.

Беспокойство - это переживание является вариантом тревоги, при котором происходит логический перебор будущих негативных вариантов развития событий. Человек, испытывающий беспокойство, испытывает неуверенность по поводу будущего, и это неуверенность заставляет его напряженно размышлять о том, какие неприятности его могут ожидать впереди и как он может с ними справиться.

Обсуждение. Беседа о своих страхах, тревогах.

Упражнение 1. «Нарисуй свой страх». Всем предлагается изобразить свой страх. Затем на выбор превратить его в смешной рисунок или разорвать, уничтожить его.

Упражнение 2 «Дыхание». Займите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь, сконцентрируйтесь на каждом вдохе, прочувствуйте его. Затем при выдохе отпускайте все негативные мысли и эмоции. Постарайтесь почувствовать, как дышит каждая клеточка вашего организма, вся кожа. Занятие проводите в течение 3-5 минут. Особое внимание обратите на лицо и руки, расслабьте их.

Упражнение 3 «Снятие мышечных зажимов». Поочередно необходимо напрягать и расслаблять мышцы кисти рук, предплечья, лица. Затем перейти к мышцам лица (брови, рот, нос). Далее стоит напрягать мышцы шеи, груди, диафрагмы. Наконец перейти к мышцам живота, спины и мышцам ног: бедра, голени, ступни. Наберите в живот такое количество воздуха, какое вы можете максимально вместить, задержите на несколько секунд дыхание. Далее начинайте выдыхать из себя медленно весь кислород.

Рефлексия

 

 

Занятие 6.

«Учимся саморегуляции»

Облегчение самовыражения через освобождение от тревоги, развитие способности анализа собственных чувств, страхов и переживаний, развитие рефлексии.

Формирование способности к саморегуляции эмоционального напряжения.

Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Разминка. Подростку нужно придумать предложения, начинающиеся со слов «Когда я тревожусь, то я…», «Чаще всего мне снится…», «Меня беспокоит…

Упражнение с метафорическими картами «Это Я, когда тревожусь о…»: в кругу разложен набор метафорических карт. Подросткам предлагается из этого набора выбрать ту карту, которая олицетворяет их настроение, состояние, когда их что-то очень сильно тревожит. Далее происходит групповое обсуждение.

Упражнение «Я сделаю тебя смешным и добрым». На листе А4 подростку необходимо дорисовать к ранее выбранной карте рисунок так, чтобы он получился смешным, добрым, не вызывающим тревогу. Обсуждение

Рефлексия

 

 

Занятие 7.

«Назад в будущее»

Ориентация подростков на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Упражнение 1. «В поисках смыслов жизни». Каждый человек для чего-то

рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от вре­мени эта мысль его посещает. Даже самый неда­лекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. По­пытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?

2. Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?

3. Как я отношусь к тому, как я живу?

4. Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большин­ства ребят. Можно обсудить, почему?

Упражнение 3 «Мой самый лучший день в будущем». Из набора метафорических карт каждый участник берёт по одной карте, которая характеризует его самый лучший день в будущем. Обсуждение.

Упражнение 2 «Формула удачи»

Подросткам предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться.

Представьте, что вы стоите посре­ди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите гор­ную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодо­лели эти вершины, вы приобрели опыт "восхожде­ния", теперь вы знаете, как бороться с трудностями. А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или на­стоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в пре­красный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? При­ступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, на­сколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы! Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной рабо­ты! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поде­литесь впечатлениями».

Каким вы увидели свое будущее? Осознали ли вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрас­ный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом?

Рефлексия.

 

 

Занятие 8.

«Учимся планировать»

Создание плана действий для достижения жизненных целей.

Ритуал приветствия. Подросткам предлагается нарисовать смайл своего настроения, рассказать о нём.

Упражнение 1. «Цели и дела»

Важно уметь отличать дела от целей. Дела — то, что можно предпринять, для того чтобы достичь цели. Например, при наличии одной цели — хорошо отдохнуть вечером, дела, ведущие к ней, могут быть различными: пригла­сить гостей, договориться с друзьями пойти на дискотеку, убраться в комнате, чтобы спокойно смотреть телевизор и т. п.

Сейчас вам необходимо будет в течение двух минут придумать максимум способов, как вы можете отдохнуть вечером. Не останавливайте свою фантазию, пишите без остановок».

Когда работа будет закончена, ведущий за­писывает на доске самый популярный способ ве­чернего отдыха и предлагает ребятам составить список дел, которые необходимо выполнить, что­бы вечер состоялся. Затем ребятам предстоит определить, сколько времени они предполагают затратить на выполнение дел и к какому сроку эти дела должны быть завершены.

Трудно ли было составить план действий?

Какие внутренние и внешние ресурсы учитыва­лись при составлении плана достижения цели?

Упражнение 2 «Закончи предложения»

Участникам предлагается написать окончания к предложениям:

• «Я очень хочу, чтобы в моей жизни было ...»;

• «Я пойму, что счастлив, когда ...»;

• «Чтобы быть счастливым сегодня, я должен...».

С каким предложением было справиться легко и какое вызвало затруднение? Увидели ли вы в ваших предложениях список дел, которые вам предстоит выполнить?

У ребят могут возникнуть затруднение в определении понятия «счастье». В этом случае стоит поговорить с ними, как они понимают свое счастливое состояние, в чем оно выражается.

Упражнение 4 «Четыре сферы»

Что бы вы сделали, если бы мог­ли все? О чем вы мечтаете, каковы ваши желания и цели на ближайшие пять недель, пять месяцев, пять лет? Люди вкладывают свою энергию в раз­личные сферы жизни. Основными среди них счи­тают: тело, деятельность, контакты, творчество. Хорошо, если энергия распределяется между ними равномерно.

Подумайте и напишите, как вы будете ис­пользовать свою энергию и время? Что будете делать для тела — красоты вашего лица, фигуры, для своего здоровья? Что вы хотели бы сделать для своей деятельности — учебы, работы, карье­ры? Для контактов с людьми — семьей, друзьями? Для своего творчества — развлечений, путеше­ствий, хобби? Для города, страны, человечества — например, для достижения мира на Земле?»

Обсуждение

Что вы выяснили для себя? В чем нашли для себя главное? Возможно, в процессе работы у вас появились жизненные цели и наметился план действий?

У ребят могут возникнуть трудности в по­становке целей и построении планов на далекое будущее. Пусть это вас не расстраивает, не забы­вайте о том, что дети живут «здесь и сейчас». Они обязательно об этом задумаются.

Рефлексия.

 

 

Занятие 9.

«Развитие самостоятельности и ответственности»

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Создание условий, способствующих развитию чувства взрослости, самостоятельности и ответственности у подростка.

Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Разминка «Продолжи предложение». Подростку предлагается составить не менее 7 предложений, начинающихся со слов «Я хожу в школу, потому что…».

Упражнение «Составь рассказ». Подростку предлагается выбрать 20 метафорических карт из колоды. Раскладывая по порядку выбранные карты, учащийся сочиняет рассказ «Школы моей мечты». Затем подростку необходимо выбрать карту, которую учащийся хотел бы сделать гербом школы его мечты. Возможна дорисовка на листе А4. Обсуждение.

Рефлексия

 

 

Занятие 10.

«Подведение итогов»

Развитие навыков свободного выбора, актуализация зна­ний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов.

Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.

Упражнение 1. «Должен или выбираю»

С детства мы слышим от других людей слово "должен" настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации и собственные моральные установки. Бывает, что какая-то часть нашей личности сопротивляется этому "должен",

но, как правило, мы все же подавляем ее и подчи­няемся. Если человек руководствуется в основном "долженствованием", значит, хозяин положения не он, а посторонние авторитеты, порой сомни­тельные. Например, в вашей компании принято курить и выпивать пиво, соответственно, каждый новичок должен делать то же, что и все, даже если ему это не нравится. Или вам говорят, что вы дол­жны учиться, и вы подчиняетесь этому, каждый день "приводя" себя в школу за шиворот, но толь­ко лишь для того, чтобы отсидеть положенное ко­личество часов. За вас принимает решение кто-то другой, вы подчиняетесь ему, но после этого остается чувство обиды или внутреннего проте­ста. Оба этих способа реагирования, в свою оче­редь, толкают к мести.

Однако когда мы сами выбираем отноше­ние к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Чтобы быть самостоятельными в своих решени­ях, нужно уметь сосредоточиться на собственной мотивации для каких-то действий. Сейчас вам предстоит попытаться это проделать. Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор. Продолжите список утвер­ждений, приведенных в таблице.

Я должен

Я хочу

Я должен ходить в школу, так как этого требуют родители

Я хочу учиться в школе, для того чтобы получить знания, которые мне пригодятся в жизни

Я должен вечером прийти на ту­совку со сверстниками

Я хочу вечером пообщаться со своими друзьями-сверстниками

Я должен помогать родителям в домашних делах

Я хочу заниматься домашними делами, мне доставляет удоволь­ствие чистота в доме

   
   

Переход от "я должен" к "я хочу" означает что вам будет легче бороться не только с соб­ственными долгами, но и с долгами, возложенны­ми на вас другими. Быть может, у вас есть несколь­ко дел, которые вам не по душе. Но, так или иначе, вы выполняете их. Почему бы вам не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раз­дражения испытать удовольствие? Такой созна­тельный выбор может превратить неудачный день в день достижений. Бессильное, серое суще­ствование может превратиться в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору». Обсуждение В каких ситуациях вам было трудно переменить свое отношение?

Упражнение 2 «Чемодан в дорогу».

Вспомните, чему вы научились на занятиях всего цикла. Что, на ваш взгляд, обя­зательно пригодится вам в жизни? Для того что­бы не забывать некоторые мысли, рекомендую вам их записать. Это будет ваш багаж знаний и умений — "чемодан" с необходимыми вещами, которые будут нужны в вашем путешествии по длинной жизненной дороге».

Что ребята положили в «чемодан»? Действительно ли им багаж пригодится в жизни, или он собран на всякий случай?

Упражнение 3 «Я - подарок человечеству»

Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументи­руйте свое утверждение, например: "Я — подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в..."»

После 5 минут раздумий ребята по кругу высказывают свои соображения. Группа поддер­живает своего товарища заявлениями: «Это дей­ствительно так!»

Не останавливайте подростков, даже если вам кажется, что их аргументы не убедительны. Признать свою полезность для мира в целом зат­руднительно и для взрослого человека.

Рефлексия

Использованная литература:

1. А.В. Микляева, П.В. Румянцева «Трудный класс» Диагностическая и коррекционная работа» Речь, С-П, 2007

2. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва-Тула, 1993

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и практика. М., 1990

4. Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ», Речь С-П, 2005.

5. Шрайнер К. Как снять стресс., 1993

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.