Основные направления реализации формирования социально успешной личности на уроках профессионально-трудового обучения
Самофалова О. А.,
учитель трудового обучения,
ОКОУ «Курская школа»
Основные направления реализации формирования социально успешной личности в практической деятельности, в частности, на уроках профессионально- трудового обучения, включают следующие.
Формирование системного мышления.
Подачу нового материала (в рамках раздела темы), закрепление, проверку пройденного материала целесообразно проводить в контексте системы, в которую включены данные понятия, объект, предмет. Таким образом прослеживается связь с пройденным материалом, внутрипредметные (межпредметные) связи, находит отражение эмперический опыт учащихся, перспективы будущей информации, то есть выстраивается целостная картина видения проблемы.
Например, изучение материаловедения начинается так или иначе с общих вопросов и классификации.
Немаловажную роль в формировании системного, а также теоретического мышления играет формирование понятий.
Здесь можно предложить учащимся нестандартную ситуацию. Не давая ранее определение какому-либо объекту (предмету, явлению), но выяснив (или убедившись в знании) признаки, состояния, свойства объекта, учитель предлагает детям дать определение понятию. Например, ответить на вопрос «что такое…».
Если ученик затрудняется самостоятельно справиться с заданием, можно ему помочь наводящими вопросами, несколькими ответами, по результатам ответа можно судить о творческом подходе ученика: если он дословно повторяет учителя – репродуктивный тип мышления.
Формирование проектного мышления.
Как уже отмечалось, успех любой деятельности зависит от правильно
поставленной цели (целеполагания), грамотного планирования, точного выполнения действий по реализации целей. Успешной можно считать такую деятельность, результат которой будет соответствовать поставленной цели. Такова суть проектного мышления.
В этом контексте следует строить модель (проект) каждого урока профессионально-трудового обучения. При изучении нового материала должна быть четко и ясно доведена до учеников цель урока. Ее может сообщить учитель (объяснительно-иллюстративный метод), можно же использовать проблемную ситуацию для того, чтобы сами учащиеся определили цель урока, конкретизировали ее.
Выполнению практической работы так же может предшествовать цель: выполнить (…) изделие, соответствующее требованиям качества (…).
Залогом успеха в данном случае будет внимательное изучение технологической карты, изучение требований качества (самоконтроль). То есть моделируется проект будущего изделия.
В процессе выполнения задания рекомендуется проводить самоконтроль – проверку соответствия требования качества (промежуточный – после выполнения отдельных операций, итоговый – после выполнения изделия в целом). Итогом выполнения изделия может служить самооценка – оценка своего изделия, эмоциональное отношение, разбор ошибок (если изделие не соответствует качеству).
При этом самооценка учащихся может не совпадать с оценкой учителя. Например, беря на вооружение принцип «ориентация не на ошибки, а на достижения», при неудачно выполненном задании, но грамотном анализе ошибок можно дать более высокую оценку (отметку). После завершения практической работы нужно выявить соответствие результата целям (по результатам самооценки и оценки учителя), уровень успешности выполнения задания.
При закреплении материала выясняется уровень усвоения ключевых положений занятия.
В «подведении итогов» следует проанализировать полученный результат «что изучено, на каком уровне», «что выполнено, качество выполнения». Сопоставить результаты и поставленные задачи (цель), выяснить причины неполного достижения цели. Можно определить процент успеха (насколько правильно выполнено задание), определить пути исправления недочетов.
Безусловно, большую роль в формировании проектного мышления играет метод выполнения творческих проектов. Здесь можно предложить две группы тем: репродуктивные (например, «Салфетка для журнального столика», «Мягкая игрушка. Заяц.» и продуктивные («День рождения», «В гости к малышу…»). В первом случае предусматривается выполнение конкретного изделия в соответствии с определенной технологией. Во втором случае нет ориентации на какое-либо изделие, дается почва для развития фантазии и творчества. По какому направлению пойти – решает сам ученик.
В связи с тем, что курс швейного дела имеет четкие разделы (материаловедение, машиноведение и т. д.) можно каждый из них заканчивать небольшой творческой работой (в целях подготовки к итоговому творческому проекту, реализации мобильности полученных знаний) развития творческого, ассоциативного мышления. Например, 5 класс – сказка «В стране швейной машинки» - машиноведение и т. п.
Формирование творческого мышления.
Исходя из всего вышесказанного, может возникнуть вопрос, какое место в рамках теории формирования социально успешно личности занимает творчество. Не заглушит ли творческое начало четкое следование технологическому процессу при выполнении изделия?
Здесь надо заметить, что на первых этапах обучения для выработки правильных приемов работы, навыков, умений, точное соответствие технологии необходимо. После некоторой автоматизации действий целесообразен переход к выполнению новых самостоятельно придуманных (дополненных) изделий. Однако, если у ребенка есть потребность что-то добавить, усовершенствовать изделие, не нарушая технологический процесс, следует реализовать ее.
В качестве развития творчества можно предложить также такой метод, как действия ребенка в нестандартных ситуациях.
Нестандартные ситуации могут быть запланированы на любом из этапов урока, предшествовать творческой работе, иногда они возникают самопроизвольно (стечение обстоятельств).
Нестандартные ситуации находят отражение и в процессе контроля усвоенных знаний, на этапе проверки пройденного материала. Это может быть нестандартный вопрос по выбору учащегося.
Таким образом, арсенал нестандартных ситуаций, способов их применения создают почву для творчества как учеников, так и педагогов, планирующих и реализующих этот метод в учебно-воспитательном процессе.
Формирование социальной компетентности.
В современном обществе крайне важна компетентность в социальной сфере, так как без умения наладить контакты с партнером, умение общаться с начальством, работодателем, поддержания здорового климата в семье невозможна жизненная успешность, комфортность индивида.
Регулирование поведения на уроке, обучение навыкам сотрудничества, самопрезентации и презентации своего изделия поможет в дальнейшем уже за стенами школы, варьировать свое поведение в соответствии с изменениями жизненных ситуаций стать социально компетентной личностью.
Одним из вариантов формирования социальной компетентности могут выступать разные формы организации познавательной деятельности.
Индивидуальная форма организации познавательной деятельности предусматривает выполнение задания одним учеником. При ответе на вопрос он показывает свои достижения, презентует себя (или свое изделие, творческий отчет), ожидая оценки собственного труда, получает удовлетворение от собственных успехов. Для того, чтобы каждый почувствовал собственных успех, возможно введение индивидуально – дифференцированных заданий (по уровню сложности). Здесь предусмотрена социальная оценка успехов, достижений (со стороны учителей, других учеников, родителей).
В процессе групповой работы важно поддерживать и развивать стремление к достижению общей цели, навыки сотрудничества и совместной деятельности с распределением обязанностей, делового ведения отношений, чувства ответственности за успехи группы (не разобрался в материале, на выучил – вся группа оценивается ниже; нарушаешь дисциплину – порицание группы). При слаженной, продуктивной работе членов группы, высказывании, обсуждении, принятии идей, грамотном планировании и выполнении работ будет достигнут общий успех как результат совместной деятельности, вызывать положительный эмоциональный отклик.
Коллективная работа предусматривает общий успех при личном вкладе каждого. Здесь играет роль мотивация достижения всем коллективом уровня знаний или умений. Деятельность распределяется по принципу знаешь (умеешь) сам – научи другого. Результат – общий для всего коллектива, отмечается коллективный успех.
Нельзя не брать во внимание и развитие отношений с родителями, учителями. В частности, убедить родителей в финансировании их дорогостоящих проектов (пошив одежды из хорошей ткани) требует терпения, выдержки, правильного подбора аргументов, высокой самооценки сознания собственной успешности. Родители также могут (и дают) свою оценку изделиям своих детей (рецензии). Преобладание положительных эмоций свидетельствует об удовлетворенности успехами своих детей.
Учитель выступает в роли координатора, советчика отношений на уроке, с родителями, собственным примером показывает нормы общения и поведения. Предлагая учащимся разные ситуации (например, придумать рекламу изделия, предложить презентацию своего изделия, обыграть ситуацию приема на работу), учитель моделирует будущее социальное поведение учащихся, способствует становлению социальной компетентности.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить изменения приоритетов нынешнего общества, что предполагает несколько иной взгляд на цели, задачи современного образования. Социальный заказ требует воспитать в подрастающем человеке инициативность, предприимчивость, социальную компетентность, возможность оперировать полученными знаниями в различных жизненных ситуациях. То есть, говоря иначе, воспитать человека, готового к любым (положительным) изменениям, соответствующим переменам в обществе, стремящегося к достижению успеха, достигающему успех. Реализация на практике теории формирования социально успешной личности будет способствовать развитию в ученике тех качеств личности, которые помогут добиться жизненного успеха в современном мире.