Формирование успешной личности на уроках швейного дела

2
0
Материал опубликован 28 May 2016 в группе

Самофалова О. А.,

учитель трудового обучения,

ОКОУ «Курская школа»

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. В периоды смены политической ориентации государства проблемы обостряются еще больше и могут быть источником интенсивных эмоциональных всплесков, приводящих к негативному жизненному сценарию.

Поэтому в современных условиях важно воспитать человека, постоянно адаптирующегося к изменяющимся условиям, умеющего актуализировать заложенные в него возможности. Особенно это важно при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Такова модель совершенствующейся социально-успешной личности, формировать которую, по мнению многих ученых, и призвано современное образование. Особо это важно для детей с ограниченными возможностями. Очень важно научить их быть лабильными, привыкать к условиям, в которые ставит их жизнь, приспосабливаться, адаптироваться, не потерять себя.

Психолого-философской базой для обоснования этой концепции является гуманистическая психология.

Приверженцы гуманистической психологии считают, что идеальные отношения между людьми основываются на взаимном признании, что каждый человек независимо от его особенностей здоровья – творец своей собственной жизни. Каждый признает и ценит внутренний субъективный мир другого и себя.

Основной мотив поведения человека – стремление к актуализации, то есть присущее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным, а его жизнь более разносторонней и удовлетворяющей его. Частью базисного стремления к актуализации являются стремление к актуализации своего «я». У детей с ограниченными возможностями нет стремления к самоактуализации, они не чувствуют эту потребность. Задача учителя задать детям правильное направление, показать им значимость данного развития, невозможность найти свое место в жизни без самоактуализации. Это сделать очень трудно, но стремиться к этому нужно.

С точки зрения гуманизации педагогического процесса, каждый индивид обладает потенциальными возможностями, предпосылками, при реализации которых осуществляется развития субъекта, стремление к самоактуализации.

Идея приоритетности развития личности в процессе обучения была продолжена в работах психологов Д. Б. Эльконина, В. В. Репкина, Н. В. Репкиной, Г. А. Цукерман и др., занимающихся проблемой развивающего обучения – воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека, готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответ за свой выбор, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения, заинтересованного в самоизменении, способного к нему.

З. Хелиус считает показателем развития личности школьника его успехи. Показывая связь успеха в обучении с достижениями в дальнейшей жизни, У. Глассер отмечает, «…что человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого по-настоящему реального успеха достаточного, чтобы все те неблагоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть нейтрализованы».

Следовательно, показав школьнику успех его деятельности, дав почувствовать ощущение успеха как результат его развития, приложенных усилий, достижений, можно способствовать формированию позитивно-успешной личности, субъекта собственной жизни. Это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они часто неуверенны в себе, многие никогда не испытывали успеха.

Что такое успех? Успех – это достижение поставленной цели. Но уровень успеха определяется не только уровнем достижений, но и уровнем своей удовлетворенности. Успех может быть объективным и субъективным. Объективный успех является функцией от интеллекта, воли, мотивации, уверенности, социальной компетентности. Субъективный успех определяется эмоциональным отношением субъекта к достижениям. Может не быть особых объективных достижений, а человек наслаждается своим успехом.

Однако существует мнение, что стремление к успеху ведет за собой повышение эффективности деятельности (в т. ч. учебной).

В этой связи в психологии существует понятие мотивация достижения – одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач.

Связав цели гуманистической психологии с идеей программирования жизненного успеха, целями современного образования, можно сказать, что для обучения детей достижению успеха необходимо работать по следующим направлениям.

Развитие и коррекция интеллекта.

В первую очередь формирования системного мышления, благодаря которому проблема охватывается наиболее полно, целостно, с наименьшими временными затратами.

2. Формирование общеучебных умений, в частности:

* ставить цели;

* выбирать методы и формы для достижения цели;

* умение достигать поставленные цели;

3. Формирование позитивных качеств личности.

* формирование мотивации ( желание ) быть успешным;

* развитие и коррекция воли;

* воспитание уверенности в достижении целей;

* воспитание и коррекция личности.

4. Социальная компетентность – формирование знаний и умений социального взаимодействия с другими людьми.

* как эффективно ( успешно ) общаться со сверстниками, сотрудничать при выполнении задания на уроке швейного дела;

* как эффективно ( успешно ) общаться с учителем на уроке труда;

* как эффективно ( успешно ) общаться с родителями.

5. Формирование знаний, умений и навыков на уроке швейного дела.

Для достижения « успешности» (эффективности) учебно-познавательной деятельности в рамках реализации цели урока труда учителем могут быть предприняты определенные действия.

Перед выполнением задания:

Мотивация.

Необходимо достигнуть:

убеждения в успешности;

убеждение в том, что каждый способен выполнить задание, грамотно спроектировав, правильно выполнив, проявив настойчивость, доведя дело до конца;

показ социальной значимости цели деятельности, продукта ( материальной потребности в продукте );

указание на интересность деятельности;

приобретение нового опыта, новых знаний;

характеристика возможных ошибок, предостережение от их совершения;

указание на возможность получения помощи;

социальная самореализация: возможность демонстрации своего достижения, получение социального одобрения;

указание на то удовлетворение, которое венчает достижение успеха.

Определить маршрут успеха:

анализ идей, замыслов, определение цели как проекции результата. Самооценка: определение личного уровня трудности задания в целом или отдельных его этапов, определение средств, методов достижения цели:

- назначение срока выполнения;

- составление плана действий по достижению цели.

- реализация плана. Анализ успешности каждого действия ( самоконтроль, коррекция, самооценка, оценка учителя. Обязательная обратная связь:

- комментарий со стороны учителя, вместо «ориентации ошибки» ориентация на уровень реальных достижений;

- что стал делать учащийся лучше, чему научился;

- ошибка – способ под новым углом зрения взглянуть на процесс.

3. Подведение итогов:

- анализ достигнутого результата, самооценка;

- возможные выводы по усовершенствованию работы.

4. Празднование успеха. Характеристика (оценка) учителем работы в целом, указания на успех, достижение каждого.

Дополнительные пути к успеху

Самовнушение – «я смогу», «я выполню» и т. д.

Запись своих достижений.

Обсуждения проблем, результатов (перевод мыслей на языковой код).

Расширение поле деятельности для достижения результатов: урок швейного дела, внеклассная работа, работа с отстающими, младшими по возрасту.

Предоставление как можно большей самостоятельности; максимальное включение в реальную деятельность – терапия реальностью.

Ориентация не столь на прошлое, сколько на настоящее и будущее.

Регулярное повторение (что достигается в разделе «Практическое повторение»).

Максимальная обратная связь (каждая ученица должна быть проверена по узловым моментам).

Ориентация на зону ближайшего развития.

Стратегия формирования успеха

(создание ситуаций успеха)

Наиболее простую схему предложила Н. А. Менчинская.

Освоение более простых видов деятельности (достижение положительных результатов, удовлетворение от сознания успешности).

Задачи более сложного уровня.

Создание ситуаций для проявления знаний и умений каждого. Поощрение за любой (даже скромный) успех.

Диагностика успеха

Динамика достижения в усвоении знаний;

Динамика достижений в обработке умений;

Преобладание положительных эмоций, удовлетворение, снятие барьеров в общении. Отсутствие страха, напряженности.

Желание выполнить задание.

Грамотное планирование.

Навыки сотрудничества, готовность к сотрудничеству.

Уверенность в себе, изменение в самооценке.

Изменение в мотивации.

Реакция экспертов.

Реакция родителей.

Собственная реакция на успех.

Анализ успеваемости, поведения, сформированности учебной деятельности, посещение.

Субъективная оценка: что трудно в учебном задании, сколько времени затрачено на выполнение задания.

Сокращение времени освоения того или иного материала.

Проявление самостоятельности.

Наблюдение за интересом.

Увеличение объема изученного материала.

Методы диагностики

Беседа, интервью.

Анкетирование.

Наблюдение (дневник наблюдений).

Характеристика работы ученицы на занятии

Степень соответствия

характеристике

1.

2.

3.

Задает много вопросов.

Охотно выполняет дополнительные задания

Всегда занята делом и т. д.

 

Степень соответствия:

+1 – большая, 0 – средняя, -1 – не соответствует.

Самонаблюдение (запись детьми своих наблюдений).

Экспериментальные ситуации (например, ситуация выбора задания – трудное, среднее, легкое).

Безусловно, немало важную роль играет сам учитель, его интуиция, педагогическое мастерство, опыт. Поэтому не возможно дать точный рецепт того, как и в каком случае применить ту или иную педагогическую технологию, как создать ситуацию успеха. Используя теорию формирования самоактуализирующейся личности как рекомендацию к действию каждый педагог может усовершенствовать педагогический процесс так, чтобы векторы учительского успеха и учащегося имели одно направление.

Комментарии
Комментариев пока нет.